Какие проекты организованы для московских школьников
В конце мая Президент Российской Федерации Владимир Путин внес в Государственную Думу законопроект, касающийся поправок в Федеральный закон «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания детей. Президент предлагает добавить, что воспитание – это деятельность, направленная на формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества. Директор Московского центра «Патриот.Спорт» Матвей ГОВОРУЩЕНКО рассказал, как ведется эта работа со школьниками.
– Матвей Станиславович, в Год памяти и славы патриотическое воспитание становится еще более актуальным. Какая работа проводится в этом направлении?
– Мы стараемся привить московским школьникам правильные приоритеты – любовь к своей Родине, активную жизненную позицию, уважение к старшим, гордость за подвиги великих предков. За этот учебный год для ребят были организованы десятки патриотических мероприятий и проектов. В работе с детьми сделан акцент на изучении и увековечении подвигов воинов Великой Отечественной войны. Чтобы избежать фальсификации истории, мы должны рассказать детям о героизме наших соотечественников, их мужественной борьбе за свободу и независимость страны.
Главным событием, конечно, стало празднование 75‑й годовщины Победы. В течение года ребята отправлялись по местам сражений в рамках проекта «Путь Героя», который был создан непосредственно к юбилею. Старт ему был дан на параде кадетского движения «Не прервется связь поколений!» 6 мая 2019 года. Более 1000 учеников прошли почти 2 тысячи километров по маршрутам боев Героев Великой Отечественной войны, имя которых носят их школы. География проекта охватила более 20 субъектов европейской части Российской Федерации. Самые удаленные от Москвы маршруты проходили по Архангельской, Мурманской и Ленинградской областям.
Проект «Путь Героя» позволил детям не только прикоснуться к истории страны, но и поучаствовать в обновлении экспозиций школьных музеев. Такая работа тоже положительно влияет на воспитание в детях ответственности и гордости за свою Родину. Сегодня в Москве открыты более 1600 школьных музеев, работают более 360 музейных комплексов. Новые материалы и артефакты, собранные и оформленные силами детей и педагогов, позволили проводить открытые уроки истории, в том числе с участием ветеранов, поисковых отрядов и представителей Геройского сообщества.
На развитие музейной педагогики был направлен и наш городской смотр-конкурс «Помним героев войны и Победы». По итогам конкурса определены 75 лучших музейных комплексов, экспозиции которых посвящены событиям и героям Великой Отечественной войны. Школы-победительницы в новом учебном году получат гранты от правительства Москвы. Этот конкурс был организован совместно с Московским городским советом ветеранов.
В течение года проводился еще один крупный проект, который был приурочен к празднованию юбилея Победы, – «Народная летопись народного ополчения». Он направлен на привлечение музейных активов школ к исследованию судеб москвичей-ополченцев, не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной войны. Работа в этом направлении продолжится и в следующем году, когда мы будем отмечать 80‑летие создания московского народного ополчения. Итогом проекта станет создание сводной электронной картотеки народных ополченцев, захороненных как неизвестные либо числящихся пропавшими без вести.
– Само празднование проходило в условиях самоизоляции. Готовили ли вы отдельные онлайн-проекты для детей?
– Поскольку наш центр занимается не только патриотической работой, но и популяризацией школьного спорта, был запущен онлайн-проект «Советские спортсмены – герои войны». Важно привить московским школьникам правильные приоритеты – любовь к своей Родине и спорту, активную жизненную позицию, уважение к старшим, гордость за подвиги великих предков.
Мы предложили ребятам изучить историю жизни одного из множества советских спортсменов, которые приняли участие в сражениях Великой Отечественной войны. Они не только защищали честь Советского Союза на международных соревнованиях, но и отстояли его свободу и независимость. Именно на примере таких людей можно воспитать настоящих патриотов своей страны.
На отборочный этап поступили заявки от 362 команд московских школ. В общей сложности к конкурсу присоединились почти 2000 ребят. Ученики подготовили сочинения или сценарии короткометражных картин о выбранном герое, а также записали короткое видеообращение, в котором рассказали идеи будущих фильмов. По итогам первого тура экспертное жюри выбрало 25 лучших команд.
Известные режиссеры провели для них серию мастер-классов по сценарному мастерству, съемке и монтажу документальных фильмов. Теперь ребята работают над созданием своих короткометражек при поддержке сотрудников нашего центра. Все работы команд-участниц будут выложены на сайте конкурса 20 сентября, где пройдет открытое голосование за лучшие фильмы.
– Вы являетесь оператором проекта «Кадетский класс в московской школе». Как воспитанники отметили памятную дату?
– Кадеты приняли активное участие во многих наших проектах, записали свои поздравления ветеранам, исполнили песни военных лет. Но, конечно, главным событием стал тематический эфир на Московском образовательном телеканале 6 мая. Традиционно в этот день с 2015 года Московский центр «Патриот.Спорт» отвечал за проведение на Поклонной горе парада кадетского движения «Не прервется связь поколений!». За пять лет существования его участниками стали более 100 тысяч московских школьников. В предыдущие годы в качестве почетных гостей на нем присутствовали Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, мэр Москвы Сергей Собянин, руководитель Департамента образования и науки Москвы Исаак Калина, Герои Отечества и ветераны.
Нам было важно сохранить все кадетские традиции даже в дистанционном формате. Проведение парада в режиме онлайн позволило сделать это важное мероприятие доступным для каждого. К эфиру присоединились не только воспитанники кадетских классов Москвы, их родители и педагоги, но и участники из других регионов страны, и даже ребята из соседних государств.
В ходе эфира в качестве подарка москвичам прозвучали обращения воспитанников из Армении и Казахстана, также поступили звонки от представителей этих стран с предложением создать Союз кадет стран ОДКБ. Надеемся, что наше сотрудничество будет долгим и продуктивным.
В подготовке материалов для показа приняли участие ученики более 200 столичных школ. Особо ценно, что к ребятам обратились почетные гости, в числе которых председатель Московского городского совета ветеранов дважды Герой Социалистического Труда Владимир Иванович Долгих.
Еще одним знаковым событием в праздновании 75‑й годовщины Победы в Великой Отечественной войне для московских кадет стал парад на Красной площади. 24 июня более 250 кадет Первого Московского кадетского корпуса уже в четвертый раз представляли на параде Победы Всероссийское движение «Юнармия». Принимать участие в шествии совместно с действующими военнослужащими – это почетная возможность и большая ответственность для юных патриотов.
– Совсем недавно был День России. Была ли у московских школьников возможность отпраздновать его онлайн?
– Конечно, ведь это один из главных патриотических праздников и значимая дата для каждого жителя страны.
12 июня школа №868, сетевой партнер нашего центра, провела интеллектуальную битву для школьников от 11 до 17 лет. Более 1000 детей из Москвы, Калуги, Нижнего Новгорода, Пскова, Краснодарского края и Ярославля отвечали на тематические вопросы о России, ее культуре, истории и традициях. Мы постарались сделать так, чтобы ребята могли не только проверить свои знания о нашей стране, но и узнали что-то новое. В этот же день мы провели специальный тур интеллектуальной игры «СпортКвиз.Онлайн», в котором ребятам задавали вопросы об истории отечественного спорта.
Также в преддверии Дня России мы запустили ряд флешмобов в социальных сетях. В патриотической акции «Россия и моя семья» московские школьники рассказывали истории жизни своих родственников, которыми они гордятся, – ветеранов, спасателей, спортсменов, врачей, строителей и ученых. К акции «Россия в каждом доме» присоединились не только ребята из столицы, но и из других регионов страны – Рязани, Нижнего Новгорода, Ярославля, Подольска, Волгограда, Нового Уренгоя и Екатеринбурга. Они на видео передавали друг другу государственный флаг через камеру со словами: «Я люблю Россию». Онлайн-формат в целом дал много возможностей для участия в наших проектах ребят со всей страны. Это здорово, что мы можем внести свой вклад и в их воспитание и развитие.
Таисия СУДАКОВА, специалист по связям с общественностью Московского центра «Патриот.Спорт»
Комментарии