Чем ближе 100‑летняя дата рождения «Учительской газеты», а это, напомним, 3 октября 1924 года, тем сильнее наше желание воздать должное всем, кто был причастен к ее созданию, кто работал в ней, преданно служил делу просвещения, образования, педагогической журналистике. Снова и снова говорим большое спасибо нашим авторам, которые делились и продолжают делиться с читателями своими мыслями, идеями, знаниями, опытом, смело выражают свои позиции по разным вопросам и темам, связанным с образованием.
По числу опубликованных в «Учительской газете» материалов одно из первых мест, пожалуй, занимает наш давний друг – заслуженный учитель России, писатель, публицист, замечательный педагог Лев Соломонович Айзерман, которому в этом году исполнилось 95 лет. Патриарх словесности Москвы открыл многим выпускникам бывшей 232‑й школы в центре столицы на улице Трубной (ныне – школа № 2054) удивительный и неисчерпаемый мир художественного творчества, научил думать, мыслить, сопереживать, понимать литературу и искусство, жизнь в целом… Некоторые из его бывших учеников, например режиссер Валерий Тодоровский (выпускник 1979 года), актриса Ольга Кабо (выпускница 1985 года), известные писатели, поэты, врачи, ученые, бизнесмены, учителя, не теряют контактов со своим учителем и по сей день.
После окончания в 1952 году Московского городского педагогического института имени В.П.Потемкина Лев Айзерман пришел в школу, затем несколько лет был заведующим кабинетом русского языка и литературы Московского городского института усовершенствования учителей, а также председателем Московской городской медальной комиссии.
В начале 60‑х годов талантливый учитель, который никогда не переставал преподавать в школе свой любимый предмет, опубликовал в издательстве «Просвещение» свою первую книгу под названием «Уроки, литература, жизнь» (Москва, «Просвещение», 1965 год), вдохновившись во многом трудами выдающегося советского педагога Марии Александровны Рыбниковой. Она стала для Льва Соломоновича маяком, наставником, ему близки были ее позиция и призыв учить мыслить на уроках литературы, преподавать ее как искусство. Название одной из статей Рыбниковой, которая была опубликована в 1929 году, – «От маленького писателя – к большому читателю» – Лев Айзерман охарактеризовал как самую точную педагогическую формулу в преподавании словесности. Педагог привел цитату, которая во многом определила и его взгляды: «Если из наших классов выйдут писатели и словесники – это хорошо, но не на это мы рассчитываем. Наше дело – подготовить ярко чувствующего, критически мыслящего читателя. Нужно прямо сказать, что ни один из приемов обучения чтению так не актуален, как систематическое написание сочинений. К живописи ближе всего подойдет тот человек, кто хоть сколько-нибудь рисовал. К музыке – тот, кто как-нибудь играет. К литературе – тот, кто хоть немного писал». Уже в начале своего профессионального пути Лев Соломонович обозначил свое педагогическое кредо так: знания по литературе, которые излагаются в учебниках и натаскиваются репетиторами, не могут быть главными для подлинного воспитания на уроках литературы. Важно то, как слово писателя отзывается в наших учениках, какие чувства оно у них пробуждает.
Верным компасом для ориентации в работе для Льва Соломоновича стали строки стихотворения Федора Ивановича Тютчева: «Нам не дано предугадать, // Как слово наше отзовется, // И нам сочувствие дается, // Как нам дается благодать…» С них начинается и вышедшая в 2024 году новая книга Льва Айзермана, которая называется «70 лет в школе». Мне посчастливилось получить ее в подарок от самого автора с автографом и теплыми словами в мой адрес. Домой к Льву Соломоновичу я приехала, получив приглашение во время телефонного разговора, когда позвонила, чтобы узнать о самочувствии нашего любимого автора и поздравить его с наступающим Днем знаний. Как приятно было услышать его вполне бодрый голос, узнать о появившейся книге, которую помог издать его ученик Михаил Шелков, человек, как сказал мне Лев Соломонович, весьма влиятельный и высокопоставленный. Низкий поклон благодарному ученику за поддержку и за то, что он помнит своего учителя.
Да, Лев Соломонович Айзерман в самом деле отдал школе 70 лет своей жизни. Он воспитал несколько поколений учеников, написал более 20 книг, его глубокие аналитические статьи публиковались в журналах «Новый мир», «Знамя», «Юность», «Литература в школе», в «Литературной газете», в нашей «Учительской газете». Непоколебимая, даже страстная любовь к литературе, русской классике, педагогике, феноменальная память и кругозор, высочайший профессионализм и невероятная работоспособность позволяли ему на протяжении многих лет глубоко осмысливать и детально фиксировать происходившие в литературном образовании процессы. Волнующей его темой стал единый государственный экзамен по русскому языку и литературе, и, конечно же, особое место в его публицистических, методических, аналитических статьях, в книгах отведено школьным сочинениям. Только перечисление заголовков некоторых статей Льва Соломоновича, которые публиковались в «Учительской газете» на протяжении многих лет, дает достаточно емкое представление о широте тем и их многообразии, о палитре оттенков в общей картине литературного образования. Среди них: «Перед вызовами времени. Школьная литература и фундаментальные ценности», серия публикаций «Сочинения о сочинениях», «Как старые вопросы решать по-новому», «От методики преподавания к методике сдавания», «Уроки вчерашнего дня», «Эпоха литературоцентризма кончилась?», «Увиденное в жизни учит разбираться в художественных произведениях», «Счастье – лучший университет», «Неумение видеть жизнь объемно и многоцветно не может не огорчать», «Хочешь жить по-человечески – не поступай по-свински» и многие другие.
В 2007‑2008 годах «Учительская газета» опубликовала большой цикл статей Льва Айзермана с детальным анализом экзаменационных материалов по русскому языку и литературе. Он стал обладателем «Золотого пера» за лучшие материалы года. Редколлегия еще не один раз единогласно принимала решение о присвоении Льву Соломоновичу такого же звания уже в другие периоды его педагогической, творческой жизни. Кстати, позиция Льва Айзермана относительно КИМов по русскому языку и литературе была представлена и в изданной факультетом журналистики МГУ «Белой книге», посвященной ЕГЭ. Она вышла осенью 2008 года.
Когда в 2019 году «Учительская газета» впервые объявила победителя в номинации «Платиновое перо», им по праву стал Лев Айзерман. Тот год у легенды российской педагогики был особенно плодотворным. Практически в каждом номере выходили его статьи, объединенные в несколько циклов. Продолжая рассуждать об уроках литературы, Лев Соломонович писал не только о них, а, по сути, о нашей жизни с ее проблемами и нравственными исканиями. Напомним некоторые из них: «Со мною вот что происходит» (№2‑11), «Школа сквозь призму пушкинского пятистишия» (№16‑22), «Человек среди людей» (№34, 35, 37, 40‑46), «Инфантилизм и взросление» (№47‑52).
Наша встреча в московской квартире Льва Соломоновича в Уланском переулке продолжалась больше часа. Хорошо зная нашего именитого автора, который часто приходил в редакцию, почти как на работу, чтобы прочитать только сверстанную новую статью, я вновь с интересом слушала его, стараясь уловить что-то новое, ранее мне не известное из его творческой биографии. Многое из рассказанного читала в его книгах, статьях в газете… Но как приятно было узнать детали и подробности, а также взять в руки книги, которые ему особенно дороги! Большая удача – полистать их вместе с ним, послушать комментарии человека-легенды, которого можно назвать классиком школьного советского и российского литературоведения. Опасаясь переутомить Льва Соломоновича, я откланялась, попрощалась с интеллигентной и доброжелательной Екатериной Львовной, его дочерью, пообещав непременно написать заметку о нашей встрече. Дома начала читать книгу «70 лет в школе». Включила видеозапись, чтобы еще раз посмотреть на светящиеся глаза и одухотворенное лицо ее автора в тот момент, когда он рассуждал, рассказывал о ней: «Такой книги не существует… она нестандартная… сделана по принципу – через небольшие этюды, где я анализирую множество школьных сочинений нескольких поколений моих учеников, показать, какой должна быть школа… Все сделано на позитиве, на правде… Это проблеск света в современной школе…»
Не раз за эти дни возвращаясь к книге, я находила в каждой из ее трех частей то, что особенно отзывалось в сердце, западало в душу. Например, мысль автора о том, что школьные сочинения о времени и о себе, которые практиковал учитель Айзерман в течение всей своей педагогической деятельности (каждый раз продумывая и отбирая важные по ценностным смыслам темы, а затем тщательно собирая и анализируя работы детей), отражают жизнь разных поколений, рассказывают о целых эпохах, становятся, по сути, историческими документами. Такими, например, стали сочинения, которые автор предложил написать своим ученикам девятого и двух десятых классов в 1984 году, обозначив тему «Как война прошла через мою семью». Лев Соломонович пишет по этому поводу в своей книге так: «Я читал эти сочинения, – и не через исторические исследования, не из сводок Информбюро – со страниц школьных тетрадей, на которых запечатлено пережитое родными и близкими, вставали названия, вошедшие в историю: Москва, Яхрома, Ленинград, Пулковские высоты, Синявинские болота, Ельня, Ржев, Сталинград, Курская дуга, Кенигсберг, Берлин, Будапешт, Бухенвальд. За строками сочинений всего лишь трех классов фронт, партизанский отряд, санитарный поезд, эшелоны, идущие в тыл, блокада, оборонный завод, лесозаготовки, эвакуация, плен, оккупация, фашистский лагерь…» (Лев Айзерман «70 лет в школе», Москва, 2024, стр. 18).
Новая книга, небольшая по числу страниц и с удачно отобранным материалом (писательское портфолио автора невероятно объемное, оно пополнялось в течение долгих и плодотворных лет его работы в школе), сконцентрирована на главной и любимой теме Льва Соломоновича – на школьных сочинениях. Уже в первой части «Что и как отзывается в школьных сочинениях», отталкиваясь от цитаты Марии Рыбниковой «сочинения сильнее, нежели устные высказывания, раскрывают внутренний мир ребенка…» и следуя ее принципам, Лев Соломонович делится своим опытом, о котором он рассказал на страницах журнала «Русский язык в школе» уже в начале 50‑х годов. На статью обратил внимание Корней Иванович Чуковский. Он написал главному редактору письмо: «Очень мне понравилась статья Л.С.Айзермана «Творческие сочинения учащихся». Статья умная, тонкая и при этом боевая. Сколько учителей у нас боятся творчества учащихся…» Разделяем мнение известного советского писателя, поэта, переводчика, который, кстати, также был автором «Учительской газеты». Его статья «Ложка дегтя», в которой он говорит о необходимости саморазвития, самообразования, называя их «творческим, могучим процессом, формирующим наряду с воспитанием духовную личность учащегося», была опубликована в нашем издании 5 августа 1967 года.
В третьей части книги, которая называется «Сочинения без сочинений», Лев Соломонович приводит примеры тем для экзаменов по литературе из далекого 1968 года, анализирует темы сочинений в наше время и т. д.
…А в конце книги, приведя известные строки Анны Ахматовой «…мы сохраним тебя, русская речь, // Великое русское слово…», Айзерман представляет свое видение экзаменов по русскому языку и литературе.
P.S. Анна Платошкина, выпускница 1980 года, ученица Льва Соломоновича Айзермана, так сказала о своем учителе: «Сеятель, бросая зерна в землю, не знает, в какую почву они попадут, но могу сказать точно: зерна, которые вы бросали в наши души, были самого высокого качества, вы научили нас понимать не только литературу, но и жизнь. Вы, по сути, создали нас, низкий вам поклон». Присоединяемся к этим замечательным словам и поздравляем Льва Соломоновича с выходом его новой книги, благодарим за преданное служение педагогике, детям, за любовь к литературе, за долгие годы сотрудничества с «Учительской газетой», которой в этом году исполняется 100 лет. Живите долго, дорогой Лев Соломонович, здоровья вам, бодрости, новых книг и новых статей!
Ирина ДИМОВА, кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры РФ, профессор Академии гуманной педагогики Ш. Амонашвили
Комментарии