Наша газета уже немного знакомила читателей с воронежским педагогом-новатором Юрием Владимировичем Беловым (см. № 44 от 28 октября 2003 г.). После его яркого выступления на последнем Всероссийском конкурсе «Сердце отдаю детям» мы решили поближе познакомиться с опытом работы школы ушу «Парящий орел», которой руководит Белов. Его идеи и опыт создания универсальной системы комплексного развития личности достойны самого пристального внимания и поддержки.
«Учительская газета» обращается к руководству ской области и города а с просьбой помочь школе комплексного психофизического развития «Парящий орел» и выделить для ребят достойное помещение, пригодное для тренировок и занятий.
Вряд ли вы когда-нибудь бывали в подобной школе: подвал обычной жилой пятиэтажки, каменные ступени спускаются куда-то ниже уровня земли, шагаешь и мрачно думаешь, что ничего хорошего там, внизу, быть не может.
Но открывается дверь, и ты вдруг оказываешься почти в сказке, в восточной сказке – среди китайских фонариков и экзотических птиц, нарисованных на огромном панно, а рядом стенды с фотографиями: хроники многочисленных путешествий, улыбающиеся детские лица. Фотографий – десятки, сотни, многие рассказывают об ушу, очень красивом виде спорта и уникальной системе саморазвития. Под всеми этими стендами на стульях и лавочках тихонько сидят родители, ждут конца тренировки: из спортивного зала слышны топот ног и резкие выклики команд.
В ожидании моего главного собеседника общаюсь с родителями и разглядываю стенды. Оказывается, «орлята» в «Парящем орле» участвуют в заседаниях литературного клуба, где читают и обсуждают самые интересные книги фантастики и приключений. Учатся музыке в школе юного гитариста, посещают танцкласс, школу юного актера, клуб стратегических игр, философский клуб, клуб исторического фехтования и ролевого моделирования, клуб интеллектуальных игр, семейный киноклуб. И все это – здесь, под «крышей» этого самого подвала! А ведь еще есть и сам спорт, причем с такими победами и результатами, какими далеко не каждая специализированная спортшкола может похвалиться.
Только с последних соревнований – чемпионата и первенства России по традиционным видам ушу «орлята» привезли 14 золотых медалей! И это в условиях серьезной конкуренции: в столицу съехалось более 300 спортсменов из 20 региональных отделений Федерации ушу России. Команда Воронежской области по ушу-таолу (это комплексы упражнений с оружием и без), полностью составленная из учеников и педагогов школы «Парящий орел», завоевала второе место в командном зачете, пропустив вперед лишь москвичей и сравнявшись по числу призовых мест со сборной Санкт-Петербурга. Всего «орлята» завоевали на этих соревнованиях 40 медалей! Впечатляет?
С Юрием Беловым мы беседуем в тренерской, среди портретов мастеров ушу, кубков, дипломов командных первенств и сертификатов китайских школ, подтверждающих квалификацию тренеров «Парящего орла».
– Участие в соревнованиях занимает в жизни наших учеников большое место, но далеко не главное, – рассказывает Юрий Владимирович. – Мы не зацикливаемся на спортивных результатах. Гораздо важнее научить ребят целеполаганию. Ставить цель, планировать этапы движения к этой цели и самоотверженно трудиться для достижения желаемого результата. При этом стараемся создать систему целей, максимально разнообразную, похожую на обычную жизнь, где человеку часто приходится проявлять себя в самых разных областях. Наши ребята должны достигнуть успеха в гимнастике, акробатике, самообороне, фехтовании, стрельбе из лука, китайских шашках. А еще читать книги, любить музыку, танцы, стихи, участвовать в конкурсах рисунков и фотографий. Подобное очень трудно реализовать в системе ДЮСШ. Зато в центре развития творчества детей и юношества, в составе которого мы работаем, не только можно, но и нужно.
– Почему ваша школа называется «Парящий орел»?
– Полет – это древняя мечта человечества. Представьте себе большую, сильную, гордую птицу, плавно и безмятежно парящую в вышине. Ее мастерство так велико, что для полета ей не нужно суетливо махать крыльями. Орел парит, чутко улавливая восходящие потоки, интуитивно находя единственно правильное решение возникающих проблем. Именно эти качества – чуткость, пластичность, универсальность – мы пытаемся воспитать в наших учениках. И в этом смысл системы комплексного психофизического развития.
– Я видела, как занимаются ваши спортсмены, даже самые младшие – абсолютно самостоятельно и с полной отдачей. Как удается воспитать в детях такую сознательность?
– Для нас вполне естественна ситуация, когда на некоторых тренировках каждый занимается самостоятельно. Каждый знает, над чем ему необходимо потрудиться именно сегодня, и работает без внутренней борьбы и внешнего принуждения. Главная задача педагогов – не заставить делать, а научить детей заставлять самих себя. Многие у нас в стране уже забыли, что свобода – это осознанная необходимость. К сожалению, этаким собирательным образом современного подростка постепенно становится расхлябанный полупанк в мешкообразных штанах с банкой пива и наушниками на лохматой голове. Огромное количество современных детей просто не могут заставить себя работать! Не то что самостоятельно, а даже из-под палки, в присутствии учителя! Вот где проблема.
Но мы не опускаем руки. Помните у Л.Н. Толстого: «Переплывая бурную реку – правь выше по течению. Жизнь все равно снесет!». Мы, по совету классика, не просто пытаемся научить ребят трудиться, мы пытаемся научить их получать радость от процесса труда! Чувствовать удовольствие от хорошо выполненного дела, от созидания Красоты. И конкурировать это удовольствие должно с удовольствиями вкусной пищи, курением, наркотиками, праздным времяпровождением. Трудная задача! Мы прекрасно понимаем, что работа ребенка над собой должна отвечать не только желаниям воспитателей, но и внутренним потребностям самой личности. Ребенка не нужно заставлять заниматься музыкой или любить стихи. Он должен искренно поверить, что человек, лишенный Красоты и Гармонии, обделен радостью! Его не нужно заставлять воздерживаться от курения. Ему нужно дать уверенность, что его тело столь совершенно, что ненормально заставлять легкие задыхаться и кашлять в едком, химическом дыму. Вот и получается, что задача-максимум – это воспитание потребностей, коррекция шкалы внутренних значимостей.
В «Парящий орел» приводят своих детей многие родители. И неудивительно. Здесь особенный опыт работы с детьми, который накапливался больше двух десятков лет и теперь воплотился в Школу комплексного психофизического развития – уникальную для Воронежа школу. Но даже у такой замечательной школы есть проблемы. Тренеры, родители и воспитанники «выжали» из помещения все, что могли: до этого я никогда не видела подвала с четырьмя спортивными залами! Детский зал – для самых младших, в мягком отрабатывают акробатику, кувырки, падения, пол покрыт толстой «пенкой». Есть тренажерный зал, в который совсем не помешало бы добавить современных тренажеров. Четвертый – главный, 100 квадратных метров: 17 в длину, шесть в ширину. Высота потолка едва дотягивает до 2 метров 40 сантиметров.
Совершенно ясно, что «Парящему орлу» давным-давно пора выбраться «на свет». Сегодня, когда вновь заговорили о необходимости и важности массового спорта, опыт педагогов этой школы достоин самого пристального изучения. Но пока спорт высоких достижений и спорт для всех в «Парящем орле» живут под одной, к сожалению, очень низкой крышей!
P.S.
«Учительская газета» обращается к руководству Воронежской области и города Воронежа с просьбой помочь школе комплексного психофизического развития «Парящий орел» и выделить для ребят достойное помещение, пригодное для тренировок и занятий.
Комментарии