Как и нынче, в начале XX века здоровье обучающихся в российских учебных заведениях являлось поводом для обсуждения и специалистов, и простых обывателей. Организация врачебной помощи по гражданскому ведомству контролировалась правительством.
Министерству народного просвещения относились следующие правительственные лечебные заведения в Москве: Императорская Екатерининская больница, факультетские клиники Императорского московского университета, больницы, приемные покои и амбулатории при учебных заведениях этого министерства. Надзор за здоровьем детей осуществляли еще и некоторые больницы, лечебницы, приемные покои при приютах и учебных заведениях Ведомства Марии Федоровны, Купеческого и Мещанского обществ, а также такие учреждения при учебных заведениях, которые содержались на капиталы отдельных обществ и учредителей.
По системе Министерства народного просвещения, например, в 1904 году на пособия учителям и учительницам Москвы в случаях их болезни или тяжелой нужды было израсходовано 10335 рублей, на содержание врачебного надзора за училищами – 14310 рублей, на амбулаторную помощь учащимся – 3752 рубля 3 копейки.
В начале прошлого века медицинские работники повсеместно внедряли практические знания гигиенической науки. Они добивались, чтобы школьникам с малолетства прививались простейшие ее навыки: частое мытье рук, регулярная чистка зубов, использование носового платка, меры защиты от заразных болезней и прочее.
Отмечу любопытный опыт внедрения в школьные аудитории новой деревянной мебели.
В конце XIX – начале XX века врачей-гигиенистов занимал вопрос о рациональном устройстве школьных скамеек. Они считали, что стол и скамья, на которых ученик проводил добрую половину дня в течение 7-8 наиболее важных лет своей жизни, были вовсе неправильно устроены. Такая мебель способствовала развитию искривления позвоночника, застою крови в теле ребенка, появлению у него близорукости. Недостаточно крепкая костная система детей подвергалась дополнительным напряжениям. Постоянное давление края стола на грудную клетку вредно сказывалось на легких и желудке.
Гигиенисты считали, что столешница должна быть расположена так, чтобы ребенок, положив на нее руки, мог писать совершенно прямо, не нагибаясь вперед, не упираясь в край стола.
К работе над устройством школьной скамьи привлекли большое количество ученых. К началу века было наработано уже свыше двух сотен проектов, отвечавших поставленной задаче. Опытным путем пришли к тому принципу, который доказывал, что наиболее удобны доски, которые открываются для каждого ребенка отдельно. Хорошими были и сиденья скамьи под названием “Колумб”. Когда ученик вставал для ответа, оно отодвигалось назад, а когда садился, сиденье приходило в прежнее положение. Считалось важным, что все скамьи прочно прикреплялись к полу и были неподвижными.
В лучших проектах столешницы предлагались раздвижными для каждого ученика, то есть двигались перед ним вперед и назад при ответе учителю стоя или имели поднимающуюся часть. Отмечены были и удобные скамьи изобретателя Реттиха: у них имелись подножки для того, чтобы ноги учеников не так сильно мерзли зимой от пола (а это, согласитесь, способствует профилактике заболеваемости). В этой модели также хорошо была поставлена спинка для правильного положения позвоночника.
Нынешнее население России среднего и старшего возрастов, вспоминая школьные годы наверняка отметит, за какими удобными партами они учились. Черные с коричневыми по цвету, они были теплыми, уютными, многие годы выдерживали нагрузки нескольких поколений обучавшихся. Сохранились ли они хотя бы в школьных музеях?
Русские врачи много толковали об активном врачебном вмешательстве в дела школы. Некий доктор Лозинский настаивал в Думе на том, чтобы Общество охранения народного здравия вошло в Министерство народного просвещения с ходатайством, чтобы в министерскую комиссию по вопросу о реформе были допущены с правом голоса и врачи. Он был уверен: медики могли бы предложить сокращение программ преподаваемых предметов, чередование умственных работ с физическими нагрузками, укороченную продолжительность урока (до 45 минут) и полную отмену экзаменов, игравших роль настоящих пыток. Лозинский выступал за то, чтобы в младших классах в день проводилось бы не более трех уроков, а в старших – четырех, чтобы в школах полностью была отменена система наказаний.
Татьяна БИРЮКОВА,
москвовед
Комментарии