search
main
0

Пароль: Шамова. Кто учил столичных директоров?

У директорского корпуса фамилия Шамова, как пароль. Любой столичный директор знает Татьяну Ивановну. Большинство из них обучились нелегкому управленческому ремеслу на факультете подготовки и повышения квалификации управленческих кадров МПГУ. И не только москвичи. «Я учился у Шамовой!», и на лице – неизменная добрая улыбка.

Имею счастье тоже быть ученицей, воспитанницей детища Татьяны Ивановны – магистратуры управления Московского государственного педагогического университета. Узнала о магистратуре из объявления в «Учительской газете» и пошла подавать документы, зная, что буду разговаривать с большим и авторитетным ученым. К удивлению, встретила азартного заинтересованного собеседника, засыпавшего меня вопросами: «Почему к нам?», «Диплом писали у Людмилы Васильевны Поздняк?». Особенно скрупулезно Татьяна Ивановна расспросила меня о Школе управления МГУ, где я обучалась. Разузнала все до мельчайших подробностей от «почему понравилось» до «как сидели в аудитории».

Поговорили вроде бы минут пятнадцать-двадцать, но вышла я от Татьяны Ивановны успокоенная, немного удивленная такой дотошностью и с убеждением, что рассказала всю свою биографию. Только много позже я поняла, почему всегда после общения с Татьяной Ивановной словно заряжаешься жизненной энергией, хочется работать на высшем напряжении сил и загораешься желанием преодолевать неурядицы. Она видит в каждом собеседнике личность, уважает его человеческое достоинство и интересы. Тактичность, чуткость, заботливость гармонично сочетаются с принципиальностью, требовательностью и настойчивостью.

Магистратура управления – детище Татьяны Ивановны. Плодотворная идея – дать управленцам возможность получить не курсовое, а полноценное профессиональное образование. Какие преподаватели – практически вся элита научной управленческой мысли! За два года мы пересмотрели опыт работы, наверное, всех московских новаторских школ, познакомились с принципиально новыми идеями модернизации школы. Татьяна Ивановна заботливо курировала нас, обучая исследовательскому подходу к управленческой деятельности.

Защита магистерской диссертации была не менее ответственна и волнительна, чем защита кандидатской. И преподаватели помогали нам подготовиться к ней. Рассказывали, как Татьяна Ивановна выступает на менее удачных защитах слушателями курсовых проектов. Когда не в меру увлекшийся слушатель, забывая о теме работы, начинает азартно говорить о своих профессиональных проблемах, Шамова мягко его поправляет: «Вы же не свою биографию защищаете, а научную работу!».

Татьяна Ивановна обладает великим даром Учителя – верить в силы ученика и оптимистично смотреть в его будущее. Это качество – вера в силу человеческого духа – профессиональный педагогический талант. Может быть, – это главное, что учитель должен нести своим воспитанникам. Татьяна Ивановна умеет увидеть сущность явления. Она масштабно мыслит. И, наверное, это вкупе с уверенностью в правоте выбранного пути позволяет ей принимать правильные, компетентные решения.

Год 1994-й. Время «демократических перемен», больших надежд и ожиданий. Прекрасный светлый юбилей Татьяны Ивановны. Пришли поздравить и представители педагогической прессы. Одна журналистка, рьяная демократка, говорила эмоционально, резко и поздравила Татьяну Ивановну с тем, что та благополучно пережила застойные тоталитарные времена и ведет свою кафедру в светлое демократическое будущее. Татьяна Ивановна тактично поблагодарила и с достоинством парировала: «А мне в свое время тогдашний коммунистический лидер Егор Лигачев стал крестным отцом – настоял на моем назначении, тогда еще молоденькой учительницы, директором ИУУ Новосибирска».

Татьяна Ивановна продолжительное время трудилась учителем физики и завучем Чистоозерской школы Новосибирской области, организовала лучший в условиях села кабинет физики. В столице защитила кандидатскую диссертацию, а спустя 12 лет – докторскую, решив крупную научную проблему – активизацию учения школьников.

Можно долго перечислять, сколь глубоко проработана авторская концепция и какую широкую огласку она получила в стране и зарубежом. А можно просто прийти в диссертационный зал Ленинской библиотеки и, нет, не прочитать, а хотя бы просто подержать в руках диссертацию Татьяны Ивановны. Это труд настолько востребованный, что местами зачитан и затерт многими поколениями ученых и практиков до дыр, перевязан веревочками, обложки и странички давно уже не одно целое – требуют переплетной реставрации. Для сравнения: только очень редкие научные работы – современники докторской диссертации Татьяны Ивановны и даже исследования более «солидного» возраста могут похвастаться такой популярностью, – а так, лежат, пылятся, как новенькие, десятилетиями.

Член-корреспондент Российской академии образования, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор Татьяна Ивановна Шамова не просто состоялась как научный руководитель. Она научилась зажигать звезды. Ее ученики – признанные лидеры исследования управления образованием Ю.А. Конаржевский, Н.А. Рогачева, Т.М. Давыденко, Г.М. Тюлю, Н.В. Немова, П.И. Третьяков и многие другие маститые и молодые ученые. Кафедра управления развитием школы под руководством Татьяны Ивановны Шамовой – Всероссийский центр новых управленческих идей, обобщающий опыт и определяющий стратегию развития управления образованием на всех уровнях.

Много десятилетий Татьяна Ивановна прожила в столице, хотя родом из Сибири. Хороша беспредельно. Про такую красоту не говорят обтекаемо – «очаровательна», нет! Она блестяще хороша. Глаз не оторвать. Как держится! Воплощение человеческого обаяния. Директрисы копируют ее платья и походку. В такой красоте стержень – достоинство, уверенность, ум, надежность и доброта.

Доктор педагогических наук Л.М. Перминова, сердечно адресуясь Т.И. Шамовой, написала: «Татьяна Ивановна! Встреча с Вами оказала огромное влияние на мою судьбу». Уверена, что под такими простыми и искренними словами подпишутся многие.

Юлия КОЗЛОВА, кандидат педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте