Сегодня у нас в гостях начальник Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи бывшего Минобразования РФ Валентина Александровна Березина.
– Валентина Александровна, в вашем управлении слово «Программа» звучит как пароль среди единомышленников. Но так оно, кажется, и есть. Принятия Государственной Программы воспитания ждут, надеются и верят. И делают все возможное, чтобы это событие наконец случилось. Очевидно, ведомственные рамки уже стали тесны. Давайте вернемся к истокам: как все начиналось.
– Мы понимали, что необходимо возвращать воспитание на его законное место, и в начале 1999 года обратились в правительство с просьбой о поддержке. Предлагали Программу воспитания на государственном уровне. Тогда понимания не нашли.
– В чем же была официальная причина отказа?
– Как отраслевому министерству предложили развивать воспитание так, как считаем необходимым. Именно тогда родилась идея подготовить ведомственную отраслевую программу. Ее делали не только мы сами в этих стенах, а поистине вся Россия. Органы управления образованием 89 субъектов Федерации, заинтересованные министерства и ведомства, социальные институты участвовали в ее создании.
Мы сразу заявили, что эта программа носит управленческий характер. Она и не могла быть другой: в ней заложены необходимые меры по обеспечению нормативно-правовой, информационно-методической базы по вопросам воспитания. Но вместе с тем в рамках научного сообщества к тому времени было разработано уже более тридцати концепций воспитания. А это как раз уже документы содержательного характера. Я говорю о концепциях известных ученых и практиков А. Мудрика, И. Зимней, Н. Щурковой и многих других.
– На коллегии Минобразования РФ в 2001 году подводились первые итоги реализации Программы развития воспитания в системе образования России. Не разочаровали?
– Напротив, Программа сработала по многим направлениям. Не буду перечислять все плюсы. Самый большой успех – удалось наладить обратную связь с регионами.
– Как же вы ее почувствовали?
– Очень просто: по итогам I Всероссийского конкурса воспитательных моделей, который проводили по реализации первого этапа. Мы получили тогда более пятисот проектов на конкурс по всем образовательным уровням.
На той коллегии было принято решение продолжить реализацию Программы на следующий временной промежуток с 2000-го по 2004-й.
Нам представлялось важным «сместить акцент» на само образовательное учреждение. Поэтому в рамках Программы вырисовались три приоритетных направления.
– «Лидер», где речь идет о развитии ученического самоуправления и детских общественных организаций и объединений.
– Работа с детьми по месту жительства. Мы понимаем, что ребенок не может все свободное время находиться в стенах образовательного учреждения. Учреждения дополнительного образования удерживают десять миллионов детей. Остальные – огромная армия ребят – предоставлены самим себе. Очень важно возобновить клубную работу по месту жительства по интересам, где ребята могли бы с пользой и удовольствием проводить свой досуг.
И третье основное направление – «Рядом и чуть впереди» – кадровая поддержка Программы.
Этот вопрос мы вместе с Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования, ГосНИИ семьи и воспитания РАО очень серьезно обсуждали на всех курсах для всех категорий – управленческих и педагогических в течение этих лет. В «первой» Программе приняты важнейшие нормативные документы. Внесены изменения в документы по аттестации и аккредитации образовательных учреждений на уровне среднего и высшего профессионального учебных учреждений, в органы управления образованием направлены рекомендации включить в соответствующие документы критерии для оценки воспитательной деятельности образовательного учреждения общего образования при их аттестации и аккредитации.
– Валентина Александровна расскажите поподробнее об оценке уровня социальной компетентности воспитательного учреждения.
– Во всем мире сегодня принято говорить о социальных компетентностях. Очень важно, какими компетентностями должен обладать ребенок по выходе из первого образовательного учреждения, коим является дошкольное, чтобы переход на следующую ступень для него не был столь болезненным. Сегодня и этот документ разработан в рамках научно-исследовательского проекта, которым руководила академик Ирина Алексеевна Зимняя, так же, как и при разработке критериев воспитательной деятельности образовательного учреждения. Эта работа идет в рамках одного научного коллектива, где собраны ведущие российские ученые по проблемам развития воспитания.
– Валентина Александровна, кстати, «Методические материалы по комплексной критериальной оценке воспитательной деятельности образовательного учреждения», разработанные бывшим Минобразованием РФ совместно с Исследовательским центром проблем качества подготовки специалистов, уже опубликованы.
Учителя при встрече наверняка атакуют вас вопросами: «Вы что же, хотите застандартизировать воспитание как таковое? Разработать стандарты и постричь всех под одну гребенку?
– Конечно, атаковали и атакуют, потому что эти проблемы очень волнуют сегодня и ученых, и практиков, и управленцев. На что я в свою очередь говорила: «Нет, уважаемые коллеги, мы лишь в жизнь претворяем ту идею о легитимности воспитания и стараемся подкрепить ее нормативными документами, а вслед за этим и финансовыми. Потому что содержание сейчас активно разрабатывается.
Так вот, поскольку мы завели эту оценку при аттестации и аккредитации учреждений, должны были разработать и дать в руки управленцев и членов комиссий, которые будут производить эту оценку, инструмент.
– Но каким же образом можно сегодня оценить воспитательную деятельность?
– В критериях заложены некие общие направления, формы, средства, которые позволяют создать воспитательную среду в конкретном педагогическом коллективе, в конкретном микрорайоне. И сегодня, хотя бы по итогам конкурсов воспитательных систем, можем говорить о развитии воспитательного процесса в малой группе, предположим в классе, в целом о воспитательной системе в школе.
– Валентина Александровна, знаю, что вы на этом не остановились.
– Но мы и пошли дальше. Мы сегодня в состоянии говорить уже о создании воспитательной среды относительно малого города или сельского региона, или микрорайона небольшого мегаполиса, где все-таки нет компактной среды проживания. Когда любое образовательное учреждение работает как открытая система, когда идет взаимодействие всех социальных институтов, всех структур, которые так или иначе работают с детьми.
Повторяю: критерии – не догма, всего лишь примерный рекомендательный материал для того, чтобы специфику каждой школы, каждого образовательного учреждения «вытащить».
В рамках Программы провели уже II конкурс воспитательных систем образовательных учреждений – от дошкольного учреждения до высшей школы, который еще раз подтвердил жизнеспособность идей министерства в области воспитания и показал, что сегодня только при объединении усилий педагогической и родительской общественности можно изменить кризисную ситуацию в стране.
И мы вновь обратились в правительство с тем же предложением – разрабатывать Программу на государственном уровне.
Надо отдать должное, правительство нас поддержало.
В течение года Минобразование со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами, создав рабочую группу, занималось разработкой структуры и содержанием проекта Государственной Программы воспитания детей до 2010 года. Активно сотрудничали с нами единомышленники. Когда проект был завершен, обратились в регионы – в органы управления образованием – и получили от них очень много конкретных замечаний и предложений.
– Поздравляю с завершением работы, надеюсь, успешной. Когда нам ждать продолжения на государственном уровне?
– Предполагалось в апреле вынести проект на обсуждение на заседание Правительственной комиссии по образованию. Но в связи с административной реформой рассмотрение откладывается до сентября.
Если все сложится удачно, очевидно, это будет означать, что после рассмотрения и, надеюсь, утверждения Программы на уровне правительства практически все наше общество будет крайне заинтересовано в развитии воспитания детей не от случая к случаю, а действительно целенаправленно, и самое-то главное, наверно, эта Программа в большей степени будет направлена на реализацию идей, которые сегодня высказывает наш президент Владимир Путин: создание гражданского общества в нашей стране.
Очень важно, чтобы широкая читательская аудитория «УГ», наши практики, учителя, руководители, ученые, родители высказали свою точку зрения на те подходы, основные направления, которые прописаны в проекте Программы. (См. стр. 14-15).
Комментарии