Сегодня в 16.00 в Госдуме началось заседание, на котором во втором чтении рассматривается проект федерального закона «Об образовании в РФ». Внесенные в законопроект поправки вызвали такое бурное обсуждение среди парламентариев, что на данный момент заседание все еще продолжается. Значительное количество поправок было вынесено на отдельное голосование.
С предложением поддержать решение профильного комитета и принять законопроект во втором чтении выступил председатель Комитета по образованию Александр Дегтярев.
Как один из аргументов в пользу поддержки законопроекта Александр Дегтярев привел тот факт, что самые важные социально-значимые поправки поступили от рядовых граждан в письменных обращениях. Правом законодательной инициативы воспользовались 375 440 человек, которые ратовали за социальные гарантии сельским учителям; 263 905 человек внесли поправки по поводу досрочного назначения трудовой пенсии педагогам; 169 111 человек предложили учитывать мнения граждан при принятии решения о реорганизации школ и 119 139 человек высказались за уровень зарплаты педагогам не ниже средней по экономике региона.
Ниже мы полностью публикуем сегодняшнее выступление Александра Дегтярева.
Уважаемый Сергей Евгеньевич!
Уважаемые коллеги!
Предлагаем Вам для рассмотрения во втором чтении проект федерального закона № 121965‑6 «Об образовании в Российской Федерации», внесенный Правительством Российской Федерации 3 августа 2012 года. Законопроект принят в первом чтении 17 октября 2012 года.
Напомню, что законопроект концептуально предлагает заменить действующие законодательные акты в области образования новым – единым, современным законом, последовательно развивающим нормативное регулирование в указанной сфере с учетом мировых тенденций и государственной политики модернизации отечественного образования.
Я убежден, что судьба инновационной экономики находится в прямой зависимости от конкурентоспособности системы образования, и ее способности эффективно реагировать на внутренние и внешние вызовы времени. Поэтому задача законодателя в этих условиях – создание для всех трех участников процесса: государства, общества и личности, – полноценного институционального поля, позволяющего всем в максимальной степени реализовывать свои полномочия, права и обязанности в целях достижения поставленной задачи.
Принятие закона позволит создать правовые условия, обеспечивающие превращение образования в движущую силу и ресурс социально-экономического развития, в важный механизм формирования инновационного потенциала общества и экономики, повышения конкурентоспособности страны, при одновременном сохранении юридических гарантий свободы и равного доступа к образованию, наиболее полном удовлетворении образовательных потребностей личности.
По сути дела, учитывая неоднократные указания руководителей государства на необходимость вывода российской системы образования на качественно новый уровень, перед нами была поставлена задача разработки закона – ФОРСАЙТА, целью которого, как инструмента стратегического прогнозирования, как известно, является определение возможного будущего, создание желаемого образа будущего и определение стратегий его достижения. Иными словами, нам нужен закон, который позволит руководствоваться им в длительной перспективе в новых координатах глобализирующегося мира.
Именно с таким прицелом он был подготовлен Правительством Российской Федерации, а благодаря поступившим поправкам и проделанной в Государственной Думе работе, многие нормы законопроекта стали более точными и содержательными. Кроме того введены некоторые новеллы в рамках принятой концепции.
1. Во-первых, закрепляется положение о представлении Федеральному Собранию Российской Федерации ежегодного доклада Правительства Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования и опубликовании его на официальном сайте в сети «Интернет». То есть, предлагается обеспечить парламентский и общественный контроль за процессом модернизации российского образования.
2. Существенно переработана статья, посвященная сетевой форме реализации образовательных программ, то есть той форме, которая позволяет наиболее эффективно использовать не только собственные ресурсы образовательных организаций, но и привлекать ресурсы других организаций.
3. Доработана статья, посвященная такому перспективному процессу, как реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Расширены возможности использования электронных учебников и электронных учебных пособий при реализации образовательных программ.
4. Уточнены вопросы, касающиеся семейного образования и самообразования.
5. В ранг государственной политики возводится выявление, поддержка и сопровождение лиц, проявивших выдающиеся способности, а также оказание содействия в получении такими лицами образования.
6. Согласно статьи 96, организации, осуществляющие образовательную деятельность, теперь могут получать общественную и профессионально-общественную аккредитацию в различных российских и международных организациях, в том числе организуемых работодателями и их объединениями, на предмет признания качества и уровня подготовки выпускников, соответствия ими требованиям профессиональных стандартов и требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля, обеспечивая при этом полную открытость процедур и результатов аккредитации.
7. Наконец, приобретает легитимные формы мониторинг системы образования, который, как сказано в статье 97, представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов.
Приведенными примерами не ограничивается инновационная составляющая нового закона об образовании.
Однако не менее сильной стороной нашего закона является и его социальная составляющая.
Принятие данного закона позволит сформировать эффективный механизм правового регулирования образовательных и иных отношений в сфере образования, направленных на реализацию права на образование, государственных гарантий на получение качественного образования, значительно укрепит защиту интересов личности в области образования.
Именно поэтому рассматриваемый законопроект является чрезвычайно актуальным и имеет высокую социальную значимость. Рассматриваемый законопроект впитал в себя позитивный опыт развития системы образования последнего двадцатилетия. В его основу легли принципы, которые были разработаны и апробированы в ходе реализации Приоритетного национального проекта «Образование», и которые уже зарекомендовали себя в правоприменении.
В ходе работы над законопроектом были учтены многие предложения Общероссийского Профсоюза образования, оформленные поправками депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.
Это касается вопросов:
1. выделения субвенций из региональных бюджетов местным бюджетам, с указанием конкретного направления расходования этих средств (оплата труда работников общеобразовательных учреждений, расходы на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды);
2. учета мнения жителей сельского поселения при принятие решения о реорганизации или ликвидации соответствующей муниципальной общеобразовательной организации;
3. сохранения права педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, как это установлено статьей 55 ныне действующего Закона РФ «Об образовании»;
4. закрепления права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года и т.д.
Что касается размера платы за пользование обучающимися жилыми помещениями в общежитии, то предложено полностью освободить от взимания платы льготные категории обучающихся (их много, они расширены), причем предоставлять им жилые помещения в первоочередном порядке, а в части остальных обучающихся разрешить самой образовательной организации принимать решение об установлении взимаемой платы с учетом мнения советов обучающихся и соответствующих представительных органов.
Как известно, в принятом в первом чтении тексте законопроекта было закреплено, что уровень средней заработной платы педагогических работников определяется в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Вы все хорошо помните Указ Президента Российской Федерации №597 от 7 мая текущего года, утвердивший план роста заработной платы работников образования по годам. Один рубеж нами уже достигнут, и поступило много поправок, в которых предлагается его закрепить законодательно, записав, что «Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, … не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации». Комитет твердо и однозначно поддержал эту позицию.
Все вышеприведенные примеры относятся к таблице №1 поправок, рекомендуемых к принятию.
Характеризуя результаты рассмотрения поправок, включенных в таблицу 2, т.е. рекомендованных Комитетом к отклонению, необходимо отметить следующее.
Первая достаточно большая группа отклоненных поправок содержала предложения по избыточной детализации норм законопроекта.
Вторая группа касалась предложений, которые уже нашли решение в данном законопроекте, но в иных статьях.
Третью группу составили поправки, которые содержали существенные системные изменения, но при этом вступали в противоречие с другими нормами законопроекта.
Четвертая группа содержала предложения по изменению полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов муниципального управления, которые не соответствовали нормам 131 и 184 федеральных законов.
И наконец, значительная часть поправок дублировала по смыслу предложения коллег или содержала незначительные редакционные правки. В том случае если суть, дух поправки совпадал с теми поправками, которые комитет уже рекомендовал к принятию, мы на комитете советовали коллегами присоединяться к тем поправкам, которые более точно отражают их собственные предложения.
Уважаемые депутаты!
Среди всех законопроектов, рассматриваемых Государственной Думой, вряд ли найдётся ещё один, вызвавший такую заинтересованность и активность со стороны россиян, как закон «Об образовании в РФ». Первоначальный вариант закона, опубликованный на сайте Министерства Образования и науки два года назад прошёл как известно широкое обсуждение. Ещё до внесения законопроекта в Государственную Думу, замечания и предложения, высказанные тысячами наших сограждан, были направлены в Министерство образования и науки.
С момента начала рассмотрения проекта закона в ГД количество поступающих в адрес Комитета по образованию обращений, предложений и замечаний по отдельным вопросам внесения изменений в законопроект многократно возросло. В комитет обратились свыше 600 тысяч граждан, поступило 40 тысяч коллективных обращений.
Словом, страсти вокруг нашего нового закона «Об образовании» разгорелись не шуточные.
По поводу Закона на конференциях, симпозиумах, совещаниях, парламентских слушаниях и в СМИ говорили и писали практически все: профессора и студенты, учителя и школьники, пенсионеры и чиновники, министры и домохозяйки, журналисты и эксперты, блогеры и гастарбайтеры.
За период с 1 августа по 17 декабря 2012 года в российских СМИ было опубликовано 3905 материалов с упоминанием законопроекта, 220 публикаций появились в русскоязычных СМИ ближнего зарубежья. Мы нашли упоминание о нашем законе даже в зарубежной прессе, например, в американском журнале «Institute of modern Russia».
Из нескольких пудов полученных нами писем и публикаций в периодических изданиях можно уже составить многотомное издание. Прямо сага какая-то. Сага о Форсайте.
При подготовке законопроекта ко второму чтению в соответствии с регламентом было подано 1670 поправок от субъектов права законодательной инициативы. В ходе пятидневных дебатов наш профильный Комитет 1095 поправок отклонил и они были занесены в таблицу №2. Часть из них рядом авторов позже была отозвана, поэтому на день заседания нашей палаты в указанной таблице их 945.
В таблице поправок №1, рекомендованных Комитетом к принятию, содержится 575 поправок.
Весьма примечательна структура участников законопроектной деятельности на этапе подготовки поправок ко второму чтению.
Во-первых, это 17 субъектов Российской Федерации, предложивших 219 поправок, из которых были рекомендованы к принятию 23.
19 членов Совета Федерации внесли в общей сложности 320 поправок, из них 55 индивидуальных и 150 в соавторстве, – приняты и содержатся в таблице №1.
Интересна палитра партийных оттенков внесенных и отклоненных поправок депутатов различных фракций Государственной Думы:
Единая Россия – 330 поправок,
КПРФ – 219 поправок,
ЛДПР – 68 поправок,
Справедливая Россия – 87 поправок.
Отсюда видно, что рассмотрение поправок осуществлялось не по партийно-фракционному, а чисто профессиональному принципу.
Среди авторов поправок, рекомендуемых сегодня к принятию, представлены все парламентские фракции:
от Единой России – 61 депутатов,
от КПРФ – 16 депутатов,
от ЛДПР -6 депутатов,
от Справедливой России -3 депутата.
Кроме того, следует отметить, что около половины поправок, находящихся в таблице №1, подготовлены на межфракционной основе.
Согласитесь, коллеги, довольно редкое для нашей палаты единодушие и активное сотрудничество в ходе работы над законопроектом.
Думаю, что этот фактор будет определяющим и при голосовании за данный законопроект.
И еще один аргумент в пользу поддержки данного законопроекта. Ряд поправок мы внесли в проект закона на основании предложений и рекомендаций наших сограждан, поступивших в их письменных обращениях:
– за социальные гарантии сельским учителям – 375 440 человек;
– за досрочное назначение трудовой пенсии педагогам – 263 905 человек;
– за учет мнения граждан при принятии решения о реорганизации школ – 169 111 человек,
– за уровень зарплаты педагогам не ниже средней по экономике региона – 119 139 человек и т.д.
Именно это, полагаю, имел ввиду Президент России В.В.Путин, который в своем Послании к Федеральному Собранию еще раз подчеркнул, что нужно «уделять больше внимания развитию прямой демократии, непосредственному народовластию, в том числе, когда речь идет о праве народной законодательной инициативы».
Так что 6 поправок (а это самые важные социально значимые поправки) в нашем новом законе, на основе права законодательной инициативы граждан в 100 тысяч подписей – точно народные! Как всенародным мы считаем, чтобы ни говорили наши оппоненты, и весь закон, в формировании которого в течение нескольких лет принимало участие все наше общество.
Учитывая все вышесказанное, Комитет Государственной Думы по образованию рассмотрел проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», обсудил, проанализировал и принял решение по поступившим поправкам.
В соответствии со статьей 121 регламента Государственной Думы, Комитет по образованию представляет таблицу поправок, рекомендуемых к принятию и включенных в текст законопроекта – таблица №1. Поправки, рекомендуемые ответственным комитетом к отклонению включены в таблицу поправок № 2. Поправок, по которым ответственным комитетом не было принято решений, а также поправок, изменяющих, по мнению комитета, концепцию законопроекта, принятого в первом чтении, среди рассмотренных поправок не оказалось.
Прошу также обсудить дополнительные поправки, поступившие сегодня от депутатов в зале.
Прошу вас поддержать решение Комитета и принять во втором чтении проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», внесенный Правительством Российской Федерации.
Спасибо за внимание.
Комментарии