search
main
0

Параллельные миры Татьяны Комогорцевой,. или Что делать, если ученик на уроке… мычит?

Трудно описать обаяние и женственность. Лучше всех, наверное, об этих качествах сказал Пушкин: «Она была нетороплива, // Не холодна, не говорлива. // Без взора наглого для всех, // Без притязаний на успех. // Без этих маленьких ужимок, // Без подражательных затей. // Все тихо, просто было в ней». Моя героиня похожа на пушкинскую Татьяну. Два почти физических ощущения, которые возникают, когда видишь Татьяну КОМОГОРЦЕВУ, – это мягкость (она даже шипящие согласные произносит своим негромким голосом ласково и мягко) и свет (Татьяна Витальевна природная блондинка).Татьяна Комогорцева с улыбкой (как выясняется позже, улыбка – это ее естественное состояние) приглашает меня пройти в подсобную комнатку при кабинете информатики в новгородской гимназии «Новоскул». Через полчаса она будет проводить урок для второклашек.

Вместе с Татьяной Витальевной в комнатке присутствуют двое молодых людей, чем-то неуловимо на нее похожих. Почти сразу я понимаю, чем – улыбкой. Молодые люди представляются – Роман Хухра и Никита Матвеев. Рома окончил школу четыре года назад, в вузе изучает финансовый менеджмент.  Никита первокурсник, планирует быть управляющим финансового отдела. Будущие финансовые гении в бытность простыми школярами углубленно изучали информатику в гимназии «Новоскул». Бывшие ученики у Татьяны Витальевны  частые гости. Мой вопрос к ребятам  (разница между их выпусками  четыре года): менялось ли за это время преподавание информатики  и почему этот предмет стал для них любимым?- Татьяна Витальевна нас увлекла информатикой, – вспоминает Никита. – Она и сама  веселый, позитивный человек, и уроки у нее проходили интересно. Особенно когда появились интерактивные доски! В нашем классе первом, наверное. – Да, в вашем классе, действительно. Никита, кстати, был первым из нашей школы, кто участвовал в международном конкурсе детских и юношеских компьютерных работ «Цифровой ветер». Первому всегда труднее, – говорит Татьяна Витальевна. – А наш ученик Юра Агарков уже стал победителем «Цифрового ветра» в 2007 году. Сейчас Юра учится в 11-м классе, увлекся робототехникой. Юра выиграл первый турнир по робототехнике, недавно прошедший в Новгородской области, поедет на международные соревнования. – Похоже, информатика – уникальный школьный предмет, его содержание меняется с каждым годом! А вы с какого года преподаете информатику? – интересуюсь я.-  С 1990 года. У самых первых компьютеров, на которых я детей учила работать,  операционная система помещалась на дискетку. Таких сейчас нет.- Ого! В 1990-м я только родился, – подключается к разговору Рома. – А в моем 11-м классе, я помню, мы устанавливали на школьные компьютеры Windows, офис, их до этого не было. – А я когда учился, почти у всех уже были компьютеры дома, – удивляется Никита.- Да, это уже другая психология, – говорит Татьяна Витальевна. – Если с классом Ромы мы в 2006 году ходили в Новгородский университет, чтобы осваивать Интернет, то когда выпускался класс Никиты, у нас уже вай-фай по всей школе был.  – Ребята, а как вы считаете, в повседневной жизни информатика нужна? – спрашиваю я.Единодушный ответ – без информатики никуда! Рома добавляет: «Обучаем и родителей, постоянно просят: помоги да помоги!» – Именно с классом Ромы мы начинали волонтерский проект по обучению пожилых людей, – вспоминает Татьяна Витальевна. – За 4 года на бесплатных курсах в гимназии обучили 130 человек. Идея в том, что дети учат пенсионеров работать на компьютере. Но  цель проекта глубже. Есть проблема разрыва между поколениями. Молодежь беседует между собой –  браузеры, адаптеры,  а пожилые люди абсолютно не понимают, о чем они говорят. Дети ощущают, что помогать другим – это удовольствие. А если говорить о педагогической технологии,   конечно, действует принцип, что, обучая других, я лучше учусь сам. Еще одна цель этого проекта – самоопределение. Вот Никита и Рома хотели быть программистами. Они избрали другую профессию. Но информатика им нужна. Я думаю, она нужна всем. – Это можно сравнить со знанием английского языка современным человеком. – Да, это необходимый инструмент. Наши подопечные, пожилые люди, пройдя курсы, находят через Интернет своих одноклассников, друзей, для многих это серьезное решение проблем, связанных со здоровьем. У кого-то случилась беда, они не выходят теперь из дома.  Для них компьютер – это окно в жизнь. Звенит звонок на урок. Татьяну Витальевну ждут второклассники. Через пару минут  загляну к ней на урок, но сейчас, оставшись наедине с выпускниками, хочу посекретничать. «Какая она, бывшая учительница?» – спрашиваю Рому и Никиту. Роман: «Татьяна Витальевна – открытый, добродушный человек. В гостях у нее бывали не раз. К ней можно было просто прийти на переменке, посидеть, чаю с ней попить, она даст совет, если что случилось. Она не была у нас классным руководителем. Но мы почти каждую перемену проводили с ребятами в этой каморке, где сейчас с вами сидим».Никита: «Что меня восхищает, Татьяна Витальевна за всю мою школьную жизнь ни разу ни на кого не повысила голос. На уроке она не заставляла, а заинтересовывала. Мы тоже в этой комнатке чай пили! И сейчас приходим сюда с бывшими одноклассниками». В нынешнем учебном году в гимназии «Новоскул» в порядке эксперимента в программу информатики включена робототехника. Второклассники, объединившись в группы, сделали из специальных наборов мини-роботов. Теперь идет презентация их работ. – У нас робот-защитник, – рассказывает первая группа. – Он помогает людям избавляться от врагов. Он может превращаться в такое вот оружие. – А у нас робот-марсоход, – это задумка второй группы. – Он ездит по Марсу и его исследует. У него есть глаза, чтобы он определял, где всякие горящие планеты. И есть свет, чтобы он все видел. Робота третьей группы зовут Валли. «Он будет вырабатывать электричество, чтобы заряжать других роботов и самого себя». После урока выпускники Никита и Рома сдвигают парты, раскладывают по коробкам наборы для конструирования, но один набор оставляют для себя – поиграть, пока идет переменка. Дяденек окружают второклашки. Мы с Татьяной Витальевной находим укромный уголок – поговорить. – Я пришла в школу студенткой, – рассказывает Татьяна Витальевна. – В 1990 году к нам, четверокурсникам, обратилась декан: в Новгороде остро не хватает учителей информатики. Я начала преподавать в 22-й школе. Затем по распределению уехала в деревню, уже вместе с мужем. Мы оба оканчивали физмат НовГУ. В 1998 году вернулись обратно в Новгород. После двух декретов я поступила на работу в гимназию «Новоскул». Здесь и работаю по сей день учителем информатики и заместителем директора по информатизации. Сейчас у нас с мужем трое детей. – Сложно быть мамой в многодетной семье? – Это большое счастье и моя самая сокровенная мечта. Мы с мужем были единодушны в этом, всегда хотели детей. Старшей нашей дочери 20 лет, в этом году она вышла замуж. Дочь и зять учатся на  клинических психологов в Санкт-Петербурге. Это смешанная специальность – медицина плюс психология и педагогика. А вообще у нас большая педагогическая династия в семье мужа.  Его прапрадед и прадед были земскими учителями, его дедушка, папа и мама преподавали физику и математику. Сам он проработал в школе 8 лет. Был очень успешным учителем, но наступило, очевидно, профессиональное выгорание.- А вы?- У меня был период, когда я после рождения ребенка ушла из школы. Но поняла, что мне не хватает детей. Я не могу без них. Мне нравится о детях заботиться, быть для них полезной. Вот сегодня пришел малышонок перед нашим уроком, он плакал. Друг обозвал. Поговорили с другом, он извинился. Одна из моих функций в жизни, я считаю, – помочь своим родным и неродным детям. У них должно быть хорошее, счастливое детство, чтобы они потом были хорошими, счастливыми взрослыми. Когда я временно ушла из школы, мой муж был счастлив. Он считает, несмотря на уважительное отношение к этой профессии, что она очень тяжелая. Что люди за день на тебя выливают очень много разных эмоций. И ты собираешь их, приносишь домой. Но я стараюсь этого не допускать.  – То есть дома вы не думаете о проблеме, с которой столкнетесь на работе завтра, об уроках? – Нет, такое бывает. Но это не система. У меня есть секрет. Сейчас я вожу машину. Так вот из школы я не отправляюсь прямо домой. Я еду за город и провожу там минут 10. – Вы отдыхаете? – Я переключаюсь. Начинаю думать об ужине, о стирке, о детях, и, выезжая потом обратно в город, я душой уже дома. И точно так же из дома утром я еду за город, останавливаюсь там, потом еду в гимназию. Когда у меня не было машины, местом переключения был городской мост. Я живу на Торговой стороне нашего города и на работу ходила пешком по мосту через реку Волхов на Софийскую сторону. По одну сторону Волхова я дома, по другую – уже на работе. И обратно после работы так же.- Это похоже на переход в параллельные миры. – Да, но я не люблю это понятие. Когда встречаюсь со своими выпускниками, я им говорю, что скучаю по ним и понимаю, что мы уже, к сожалению, живем в параллельных мирах. Хотя при этом я в их сердце, так же как и они в моем… – Сейчас конец рабочего дня. А вы не только улыбаетесь,  просто-таки излучаете свет. Как сейчас малыш сказал на уроке – вырабатываете энергию не только для себя, но и для других. Откуда она? – От людей. Я им – они мне обратно. Вот сегодня выпускники пришли, они мне подарили заряд энергии. Я всегда детям говорю: «Добро вернется добром. Как ты к людям…» Меня иногда едко называют рафинированной блондинкой. Но это же нормально, что ты не любишь говорить колкие вещи. Хотя я могу при необходимости быть жесткой. Иначе я бы не была руководителем. – Когда в далеком будущем придет время пенсионного возраста, вы останетесь в школе или  посвятите себя семье? – Единственное, что я точно знаю, – я хотела бы быть как пенсионеры, которые ходят к нам на волонтерские курсы. Это люди с горящими глазами, открытым сердцем и жаждой жизни! Может быть, я стану  танцевать, как моя подопечная 70-летняя Тамара Яковлевна. С ней и ее друзьями мы тоже часто встречаемся за чаем и вместе гуляем по городу…Татьяна Комогорцева увлекается живописью импрессионистов, любит разбирать математически точные узоры вязания, получает второе высшее образование –  управленца. Как победитель конкурса «Открытый мир» с волонтерской программой обучения пожилых людей недавно побывала в Америке. В 2012 году она стала участником всероссийского этапа конкурса «Учитель года». Новгород, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте