Учительницей я становиться не собиралась, а в школу попала внезапно и почти случайно. У нас были тяжёлые времена: муж долго болел и кочевал из одной больницы в другую, трудно было прокормить семью с двумя маленькими детьми. А тут подруга рассказала, что во французском лицее ищут преподавателя русского языка, и я отправилась туда просто на разведку. Но стоило мне появиться на пороге, как директор тут же кинулся жарко жать мне руки и громко поздравлять. А послезавтра наступило 1 сентября…
Никогда не забуду этот день. Передо мной сидят незнакомые маленькие дети и в гробовом молчании испытующе смотрят на меня. Что делать-то? Как уничтожить эту леденящую тишину? Со страху я стала выкаблучиваться, откровенно втираясь детям в доверие – смешить, развлекать, гримасничать, приплясывать и прихлопывать. Решила, что первым делом надо перестать быть холодной чужой тёткой. А поскольку быть учительницей меня никто не учил, то я не придумала ничего лучше, чем изо всех сил детей веселить.
Собственно, вот уже 15 лет я занимаюсь примерно этим. А русский язык, падежи, орфограммы и прочие мелочи – уже между делом. Кстати, «между делом» – гениальное изобретение. Играем-играем, а между делом раз – и «ЖИ-ШИ», раз – и Тютчев с Пушкиным, раз – и диктант. Дети не должны заподозрить, что они трудятся – вот в чём секрет.
Я – неправильная учительница. Однажды я выбросила в мусоропровод пакет с проверенными тетрадками и обнаружила это только у входа в метро, с ужасом уставившись на мусорный мешок в моей руке. Признаваться в своем позоре я тогда струсила. Детям был объявлен сюрприз – «за хорошее поведение» они получали в подарок новенькие тетрадки с Винни-Пухом на обложке.
Я неправильная учительница. На уроках, например, вместо того, чтобы торжественно декламировать стихи классиков, мы их поём. Так они лучше запоминаются. Этот способ придумала моя бабушка, когда я была школьницей. Мы с ней распевали «Однажды в студёную зимнюю пору» на мотив советского гимна. Запоминалось за 5 минут!
Петь можно все: незнакомые слова из текста, окончания глаголов, даже длинные правила. А иначе – занудство и тоска.
Я- неправильная учительница. Дети вечно сидят у меня на коленках, кидаются с разбегу в объятия, когда встречают во дворе, а я их кружу и прижимаю к сердцу. Вообще, я всё время к ним прикасаюсь – хлопаю по плечам, лохмачу им волосы, жму на кнопочки носов, треплю за уши. Теперь, в «дистанционно-карантинные» времена, приближаться к детям запрещено – остаются только бурные аплодисменты, воздушные поцелуи сквозь маску, а за правильные ответы – громкое падение в обморок. Тоже помогает.
Я часто подкармливаю детей сушками и сухариками – делаю это из сердобольности, но не гнушаюсь и циничного подкупа: за особые успехи награждаю их чупа-чупсами и наклейками. Дети за все это творят чудеса. А ещё они радуются! А мне это только и нужно!
Мои наказания длятся несколько секунд – мне не хватает силы воли и педагогической принципиальности, а к тому же я не уверена, что от наказаний есть толк. в Получив нагоняй, ребёнок «залезет в бутылку» и ничему не научится.
«А ну-ка марш в угол!» – кричу я грозно какому-нибудь хулигану, совсем распоясавшемуся. «Ну вот куда ты пошёл? – тут же останавливаю его, -Садись-ка давай, нос – в книжку и молчок! Но в следующий раз….».
Я никогда не вызываю родителей в школу – как-то неловко перед ними, занятыми. Да и детей жалко. Проверено на собственном опыте, все недопонимания и сложности можно решить с глазу на глаз – вдвоём с учеником. Постоянно прошу у детей прощения. Отругаю, а через минуту: «Ну ты меня прости, не вздумай сердиться!». Вообще, у меня нет никакой последовательности, никакой педагогической выдержанности.
Я всё время себя выдаю: «Вот смотри, я сейчас рассвирепела», «я вышла из себя», «я расстроилась», «я обиделась», «я погорячилась», «я ошиблась». Хитрость хитростью, но что-то лучше по-честному объяснить – уверяю, дети поймут, оценят и откликнутся.
Еще я разрешаю детям рисовать в тетрадках и писать разноцветными ручками, и, о, ужас! – сама подсказываю детям.
В общем, на уроках у меня творится безобразие и полная беспринципность – а дети всё равно учатся! Чудеса!
Александрина Вигилянская, преподаватель русского языка, Москва
Комментарии