Несколько лет назад Светлана Сазонова, заведующая детским садом №2336 «Светлячок» на Северо-Западе Москвы, общаясь с детьми старшей группы, в ответ на классические вопросы: «Где работают твои мама и папа, кто они по профессии?» получила ошеломляющие ответы.
Папа работает на работе! На работе работает мама!- Каким трудом заняты родители? Были ли вы на работе у папы, у мамы? Вы видели, каким трудом они заняты? Что умеют делать? Что делают на работе?- На работе работают, чтобы заработать денюшку.«Что-то не так в нашем государстве!» – подумала вслух заведующая детским садом и забила тревогу. Вместе со старшим воспитателем Лидией Козловой и воспитателями старшей и подготовительной групп они проанализировали анкеты родителей на предмет их профессиональной занятости; социальный педагог и педагог-психолог разработали вопросы целенаправленного интервьюирования детей старшего дошкольного возраста. Проведенное интервьюирование детей об их представлениях о труде взрослых и профессиях показало, что только половина детей могут назвать, где и кем работают их родители, потому что родители не рассказывают детям о своей работе! Представление о труде взрослых у детей было размыто, и они не могли рассказать, что делают их родители «на работе», хотя многие родители этих детей имели профессии «продавец», «водитель», «строитель», «парикмахер», «медсестра», «пожарный», «учитель». Распространенными ответами детей были: «на работе работают», «на работу ходят», «на работу ездят», «работу работают», большинство детей утверждают, что «на работу ходят, чтобы заработать денюшку». Опрос родителей показал, что 80% опрошенных родителей напрямую не рассказывают детям о своих профессиях и сфере деятельности, 5% брали их с собой на работу (в магазин, кафе, парикмахерскую) в связи с территориальной близостью к месту проживания, 15% родителей сообщили о том, что в косвенных сообщениях рассказывали детям о своей профессии (пожарный, водитель, учитель). Поэтому эти дети знают, что папа-пожарный тушит пожары, мама-учительница учит детей, папа-водитель даже прокатил сыночка на КамАЗе, и тот видел, как грузят песок на стройке. Но главный итог пилотного исследования в детском саду – «все взрослые на работу ходят за деньгами»!Знакомство с профессиями ребенок получает в семье, узнавая о профессиях своих родителей, бабушек, дедушек, когда участвует в жизни семьи, в которой обсуждаются новости и проблемы профессионального труда взрослых, где косвенно и прямо родители рассказывают о труде. Когда этого не происходит, складывается опасное представление о том, что единственный смысл профессионального труда взрослого человека – заработок.Должны ли услышать от нас наши дети, что профессия может быть интересной, любимой, дарить человеку чудо созидания, способствовать самореализации и личностному успеху, раскрывать природные задатки и способности, наконец быть смыслозначимым делом жизни? Надо ли рассуждать с детьми о том, что труд каждого из нас общественно полезен, что процветание нашего государства зависит от творчества и созидания каждого? Или мы бессильны перед банальной катастрофой: все взрослые на работе зарабатывают деньги?!В обществе произошла девальвация ценностей труда и профессий. В массовом сознании закрепился только один критерий профессионального и жизненного успеха – критерий денег. Много денег добываешь – успешный, мало – чего там с гордостью говорить о профессии, если она не кормит? Свободный рынок демократического капитализма правит миром. Спорить с экономическими критериями бессмысленно. Если ты такой умный – будь богатым. Если государство умное, то все его граждане должны быть здоровыми, обеспеченными и счастливыми. И ни слова про тех, кто живет ниже прожиточного уровня, про то, как побеждают бедность в великой некогда стране, оказавшейся молодой демократической державой с издержками монополий «свободного рынка».Почему же родители перестали рассказывать своим детям о ценностях профессий и вообще честного труда? Почему утрачиваются трудовые династии? Куда исчезла, испарилась трудовая доблесть? Почему французский булочник, турецкий строитель, шведский трубочист гордятся своими профессиями, а мы скорбно умалчиваем о своих сварщиках, плиточниках, кондитерах, слесарях, столярах, плодами труда которых созидается ежедневная жизнь каждого? Что, уже нет любимых и интересных профессий у взрослых? Одержимых мечтой летчиков, самозабвенных и преданных учительниц, уважаемых строителей, известных в округе честных продавцов, настоящих военных – адмиралов и полковников? Неужели для всех нас профессиональный труд – вынужденная каторга зарабатывания денег, да такая подневольная, чтобы ни слова о проклятой работе дома?Педагогический коллектив детского сада №2336 «Светлячок», опираясь на непреложные истины взаимодействия детского сада и семьи, поразмыслив о реалиях современности, решил организовать раннюю профориентацию в отдельно взятом дошкольном образовательном учреждении. Тем более что пропедевтические идеи профориентации заложены в программе обучения и воспитания в детском саду в разделах ознакомления с профессиями и трудом взрослых и являются частью образовательно-воспитательного процесса и социализации ребенка в детском саду.Педагогический опыт детского сада №2336 «Светлячок» Северо-Западного окружного управления образования оказался инновационным для постановки проблемы ранней профориентации с детского сада. В «Светлячке» организована профориентационная работа со старшими дошкольниками, цель которой – социализация дошкольников в процессе ознакомления с профессиями и трудом взрослых. Педагоги поэтапно решают задачи приобщения детей в игровой деятельности к ценностям труда и профессиональной деятельности человека; развития интереса детей к миру труда и профессиям взрослых; активизации интереса родителей к современным профессиям, основанным на технологиях; активного использования форм и методов театрально-игровой деятельности в процессе ознакомления детей с профессиями. Участниками и соорганизаторами профориентационной работы в детском саду стали администрация, воспитатели, дошкольники старшей, подготовительной групп и их родители, педагоги, специалисты и сотрудники детского сада.Детский сад №2336 «Светлячок» делился опытом своей профориентационной работы на городской научно-практической конференции по профориентации в МГПУ в 2010 году.Использование театрализованной деятельности в профориентационных целях – важнейшее ноу-хау педагогов детского сада «Светлячок». Оно отвечает актуальным задачам нового времени. Поскольку приоритетом совершенствования дошкольного образования на новом этапе стала ориентация на актуализацию игровой деятельности дошкольников, важное место в которой занимает театрализованная игра и в целом театрально-игровая деятельность. Как показывает опыт, занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития и социализации ребенка.Особую актуальность приобретают театрализованные формы ознакомления старших дошкольников с профессиями: драматизации по произведениям детской литературы о ценности труда и профессии в жизни человека, кукольный театр по сюжетам и текстам сказок о труде, театрализованные игры по сюжетам и текстам сказок о труде и профессиях, трудолюбии и лени, театрализованные досуги и праздники профессий.Театрализованный досуг по профориентации наиболее любим детьми и взрослыми в «Светлячке». Любопытный факт: тысячи профориентаторов и профконсультантов в разных концах столицы проводят самую разнообразную работу по набору абитуриентов в колледжи и вузы столицы, и никто не знает, что в это время детский сад проводит театрализованный досуг по профориентации и в полной мере работает на перспективное будущее.Разберемся в секретах мастерства проведения театрализованных досугов по профориентации, разработанных воспитателем Екатериной Мартыновой, музыкальным руководителем Ириной Балахоновой. Во-первых, целенаправленно использован принцип опоры на произведения детской литературы и фольклора, использованы произведения о профессиях, стихи, песенки, драматизации. Во-вторых, для сюжета отобраны профессии, уже знакомые детям по программе обучения и воспитания в детском саду: повар, врач, пожарный, сторож. В-третьих, придуманы образы этих профессий, проанализирован и отобран литературный материал, разработан сюжет и драматургический конфликт, написан сценарий, в котором продуманы и предложены роли как для взрослых участников, так и для детей.При разработке профориентационного досуга для старшей группы в основу был положен конфликт между трудом и ленью, воплощением которого стали образ Емели – героя русской народной сказки и образы профессионалов – повара, врача, пожарного, охранника. Сюжет прост и доступен для детского восприятия: Емеля на печи попадает в город мастеров и профессионалов и знакомится с ними, с их трудом, а в конце принимает решение начать свое образование, чтобы впоследствии тоже выбрать профессию и стать профессионалом. Фабула и ролевые диалоги для всех участников досуга построены таким образом, что сами дети рассказывают Емеле о профессиях, например, почему у повара специальная форма одежды, что он производит, кому нужен результат его труда. В театрально-игровой картинке повар показывает детям и Емеле процесс приготовления хлеба. Все участники принимают участие в символическом процессе приготовления хлеба – от выращивания пшеничных колосков, перемалывания их в муку до замешивания теста, выпечки и внесения в игровой зал горячего хлеба. Эта театральная иллюстрация позволяет в игровой форме на основе активного участия детей показать не только профессию повара, но и воспитывать у детей ценностное отношение к его труду.Использование стихов, песенок о труде и профессиях в исполнении детей позволяет превратить досуг в настоящий праздник профессий. Педагог-психолог Мария Эзекова провела устный опрос детей о том, что им запомнилось, понравилось, кем бы они хотели стать. В 100% ответах дети проявили положительное эмоциональное отношение к теме профессий. В оценке отношения к труду дети дали такие ответы: «Надо трудиться», «Не быть, как Емеля», «Без труда нельзя испечь хлеб», «Трудно, но нужно гасить пожар пожарному», «Пожарный очень нужен людям», «Охранник не пускает чужих и может защитить», «Врач лечит и приносит пользу». Отвечая на вопрос, кем бы вы хотели стать, после проведенного досуга, дети назвали те профессии, которые увидели в проведенном театрализованном досуге. Закономерно, что дети соотносят себя с тем, что видят и в чем участвуют. Настоящий ответ на вопрос, кем быть, последует в другом возрасте, но первыми поставили его перед дошкольниками воспитатели.Конечно, решение проблемы непрерывной профориентации с детского сада возможно при условии обеспечения современным комплексом научно-методического сопровождения педагогических программ, психологических диагностик, игровых методик.Реализуемый в Москве совместно с ЮНЕСКО пилотный проект «Московское образование: от младенчества до школы» объединяет 17 ресурсных центров, реализующих основные направления в дошкольном образовании, в сетевом взаимодействии которых занята четвертая часть всех дошкольных учреждений города, около 5 тысяч педагогов. Среди множества актуальных проблем развития дошкольного детства в Москве ни в одном из сетевых проектов не заявлена проблема ранней профориентации! А время подсказывает – пора! Ведь наверняка есть еще немало энтузиастов в детских садах Москвы, которые протаптывают профориентационные тропинки. Тем более что при сотрудничестве с СЗОУО и НИИРПО в сетевое взаимодействие по непрерывной комплексной профориентации могут быть включены школы и профессиональные колледжи города Москвы, в которых обучают по профессиям и специальностям «повар», «кондитер», «официант», «продавец», «садовник», «пожарный», «слесарь» «строитель», «автомеханик», «сварщик», «швея», «парикмахер», «фотограф». Программа обучения и воспитания в детском саду включает ознакомление детей именно с этими профессиями. И если встает ряд организационных трудностей и необходимых мер обеспечения безопасности детей, чтобы организовать экскурсию на производство или пригласить настоящего пожарного на встречу с детьми, то организация виртуальных экскурсий с участием студентов этих колледжей – дело вполне реальное и интересное для обеих сторон важнейшего профориентационного сотрудничества!Новые идеи специалистов детского сада и НИИРПО своевременны и конструктивны, поскольку приближается срок введения нового образовательного стандарта дошкольного образования, в соответствии с приказом Минобрнауки РФ №655 от 23 ноября 2009 г. вводятся федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Основная общеобразовательная программа каждого детского сада состоит из двух частей: обязательной и вариативной, формируемой участниками образовательного процесса. В состав обязательной части вошли 6 разделов, среди которых стоит выделить образовательные области (всего их 10): «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». Образовательная область «Труд», совершенно незаслуженно исключенная из программ в предыдущие годы, с новым стандартом возвращается в программу детского сада.Если мы начнем говорить о ценности труда и профессий с дошкольного детства, то, возможно, наши дети с гордостью будут рассказывать о том, что папа работает электриком, или инженером, или служит на границе, или строит новый космодром, мама учит детей или шьет модные костюмы. А вопрос, кем быть, их не застанет врасплох.А мы все будем чувствовать и понимать, что профессия в жизни человека открывает бытийную радость самоопределения, признания того, что «мой труд вливается в труд моей республики».Светлана САЗОНОВА, заведующая детским садом №2336:аш опыт профориентационной работы с детьми в детском саду показал, что ранняя профориентация перспективна. Все формируется в возрасте дошкольного детства, накопление эмоционального опыта, представления о профессиях старшими дошкольниками в будущем могут иметь позитивное развитие. Тема ознакомления детей с профессиями и трудом взрослых входит в программу обучения и воспитания, в игровой зоне в каждой группе имеются игровые наборы парикмахера, доктора, продавца, дети разыгрывают сюжеты, связанные с этими профессиями, в сюжетно-ролевых играх.В педагогической деятельности воспитателей детского сада используются традиционные методы ознакомления старших дошкольников с трудом взрослых и профессиями в профориентационном контексте: беседы по ознакомлению с трудом взрослых и профессиями, чтение произведений детской литературы и разучивание стихотворений о профессиях, выставки рисунков детей о профессиях, встречи с представителями профессий (военный, пожарный, милиционер), игры, загадки, викторины по профессиям.По-новому организовано взаимодействие с родителями, включающее знакомство с их профессиями («Мамы всякие важны, папы разные нужны»), игровую театрализованную программу для детей и родителей «Папа, мама, я – профессиональная семья», беседы, анкетирование родителей, бабушке и дедушек, выставку прикладного труда и творчества родителей и детей «Секреты мастерства, тайны мастеров».В детском саду есть музей русских ремесел «Русская горница», где воссоздан традиционный быт русской избы. В этом музее проходят экскурсии, знакомство с русскими ремеслами, занятия фольклорной студии, изготовление игрушек своими руками. Тут же, рядом с русской избой, – выставка народных игрушек из соломы, деревянных брусочков, тряпочек, сделанных детьми, воспитателями, родителями.Важным аспектом в совершенствовании ранней профориентации в детском саду стало оснащение предметной развивающей среды, накопление методических разработок, дидактических элементов. Мы планируем приобретение развивающих игр, фильмов по профориентационной тематике, литературы, пополнение методической библиотеки детского сада, создание передвижных выставок «Какие профессии нам встречаются по дороге в детский сад», «Знакомьтесь, мой папа – шофер! Разрешите представить, моя мама – повар».Важным социальным партнером детского сада по профориентации стал Совет ветеранов войны района Митино, взаимодействие с которым позволяет организовывать встречи детей с ветеранами, в рамках которых ветераны рассказывают о своем большом трудовом пути, о работе в годы войны в тылу, после войны – на фабриках, заводах, на строительстве дорог, в авиации, на флоте. Такая палитра профессий и труда человека с интересом воспринимается старшими дошкольниками.Наш коллектив видит в этом направлении большие перспективы и ставит задачи создания профориентационного пространства на территории прогулочных площадок детского сада «Город мастеров».Папа работает на работе! На работе работает мама!- Каким трудом заняты родители? Были ли вы на работе у папы, у мамы? Вы видели, каким трудом они заняты? Что умеют делать? Что делают на работе?- На работе работают, чтобы заработать денюшку.«Что-то не так в нашем государстве!» – подумала вслух заведующая детским садом и забила тревогу. Вместе со старшим воспитателем Лидией Козловой и воспитателями старшей и подготовительной групп они проанализировали анкеты родителей на предмет их профессиональной занятости; социальный педагог и педагог-психолог разработали вопросы целенаправленного интервьюирования детей старшего дошкольного возраста. Проведенное интервьюирование детей об их представлениях о труде взрослых и профессиях показало, что только половина детей могут назвать, где и кем работают их родители, потому что родители не рассказывают детям о своей работе! Представление о труде взрослых у детей было размыто, и они не могли рассказать, что делают их родители «на работе», хотя многие родители этих детей имели профессии «продавец», «водитель», «строитель», «парикмахер», «медсестра», «пожарный», «учитель». Распространенными ответами детей были: «на работе работают», «на работу ходят», «на работу ездят», «работу работают», большинство детей утверждают, что «на работу ходят, чтобы заработать денюшку». Опрос родителей показал, что 80% опрошенных родителей напрямую не рассказывают детям о своих профессиях и сфере деятельности, 5% брали их с собой на работу (в магазин, кафе, парикмахерскую) в связи с территориальной близостью к месту проживания, 15% родителей сообщили о том, что в косвенных сообщениях рассказывали детям о своей профессии (пожарный, водитель, учитель). Поэтому эти дети знают, что папа-пожарный тушит пожары, мама-учительница учит детей, папа-водитель даже прокатил сыночка на КамАЗе, и тот видел, как грузят песок на стройке. Но главный итог пилотного исследования в детском саду – «все взрослые на работу ходят за деньгами»!Знакомство с профессиями ребенок получает в семье, узнавая о профессиях своих родителей, бабушек, дедушек, когда участвует в жизни семьи, в которой обсуждаются новости и проблемы профессионального труда взрослых, где косвенно и прямо родители рассказывают о труде. Когда этого не происходит, складывается опасное представление о том, что единственный смысл профессионального труда взрослого человека – заработок.Должны ли услышать от нас наши дети, что профессия может быть интересной, любимой, дарить человеку чудо созидания, способствовать самореализации и личностному успеху, раскрывать природные задатки и способности, наконец быть смыслозначимым делом жизни? Надо ли рассуждать с детьми о том, что труд каждого из нас общественно полезен, что процветание нашего государства зависит от творчества и созидания каждого? Или мы бессильны перед банальной катастрофой: все взрослые на работе зарабатывают деньги?!В обществе произошла девальвация ценностей труда и профессий. В массовом сознании закрепился только один критерий профессионального и жизненного успеха – критерий денег. Много денег добываешь – успешный, мало – чего там с гордостью говорить о профессии, если она не кормит? Свободный рынок демократического капитализма правит миром. Спорить с экономическими критериями бессмысленно. Если ты такой умный – будь богатым. Если государство умное, то все его граждане должны быть здоровыми, обеспеченными и счастливыми. И ни слова про тех, кто живет ниже прожиточного уровня, про то, как побеждают бедность в великой некогда стране, оказавшейся молодой демократической державой с издержками монополий «свободного рынка».Почему же родители перестали рассказывать своим детям о ценностях профессий и вообще честного труда? Почему утрачиваются трудовые династии? Куда исчезла, испарилась трудовая доблесть? Почему французский булочник, турецкий строитель, шведский трубочист гордятся своими профессиями, а мы скорбно умалчиваем о своих сварщиках, плиточниках, кондитерах, слесарях, столярах, плодами труда которых созидается ежедневная жизнь каждого? Что, уже нет любимых и интересных профессий у взрослых? Одержимых мечтой летчиков, самозабвенных и преданных учительниц, уважаемых строителей, известных в округе честных продавцов, настоящих военных – адмиралов и полковников? Неужели для всех нас профессиональный труд – вынужденная каторга зарабатывания денег, да такая подневольная, чтобы ни слова о проклятой работе дома?Педагогический коллектив детского сада №2336 «Светлячок», опираясь на непреложные истины взаимодействия детского сада и семьи, поразмыслив о реалиях современности, решил организовать раннюю профориентацию в отдельно взятом дошкольном образовательном учреждении. Тем более что пропедевтические идеи профориентации заложены в программе обучения и воспитания в детском саду в разделах ознакомления с профессиями и трудом взрослых и являются частью образовательно-воспитательного процесса и социализации ребенка в детском саду.Педагогический опыт детского сада №2336 «Светлячок» Северо-Западного окружного управления образования оказался инновационным для постановки проблемы ранней профориентации с детского сада. В «Светлячке» организована профориентационная работа со старшими дошкольниками, цель которой – социализация дошкольников в процессе ознакомления с профессиями и трудом взрослых. Педагоги поэтапно решают задачи приобщения детей в игровой деятельности к ценностям труда и профессиональной деятельности человека; развития интереса детей к миру труда и профессиям взрослых; активизации интереса родителей к современным профессиям, основанным на технологиях; активного использования форм и методов театрально-игровой деятельности в процессе ознакомления детей с профессиями. Участниками и соорганизаторами профориентационной работы в детском саду стали администрация, воспитатели, дошкольники старшей, подготовительной групп и их родители, педагоги, специалисты и сотрудники детского сада.Детский сад №2336 «Светлячок» делился опытом своей профориентационной работы на городской научно-практической конференции по профориентации в МГПУ в 2010 году.Использование театрализованной деятельности в профориентационных целях – важнейшее ноу-хау педагогов детского сада «Светлячок». Оно отвечает актуальным задачам нового времени. Поскольку приоритетом совершенствования дошкольного образования на новом этапе стала ориентация на актуализацию игровой деятельности дошкольников, важное место в которой занимает театрализованная игра и в целом театрально-игровая деятельность. Как показывает опыт, занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития и социализации ребенка.Особую актуальность приобретают театрализованные формы ознакомления старших дошкольников с профессиями: драматизации по произведениям детской литературы о ценности труда и профессии в жизни человека, кукольный театр по сюжетам и текстам сказок о труде, театрализованные игры по сюжетам и текстам сказок о труде и профессиях, трудолюбии и лени, театрализованные досуги и праздники профессий.Театрализованный досуг по профориентации наиболее любим детьми и взрослыми в «Светлячке». Любопытный факт: тысячи профориентаторов и профконсультантов в разных концах столицы проводят самую разнообразную работу по набору абитуриентов в колледжи и вузы столицы, и никто не знает, что в это время детский сад проводит театрализованный досуг по профориентации и в полной мере работает на перспективное будущее.Разберемся в секретах мастерства проведения театрализованных досугов по профориентации, разработанных воспитателем Екатериной Мартыновой, музыкальным руководителем Ириной Балахоновой. Во-первых, целенаправленно использован принцип опоры на произведения детской литературы и фольклора, использованы произведения о профессиях, стихи, песенки, драматизации. Во-вторых, для сюжета отобраны профессии, уже знакомые детям по программе обучения и воспитания в детском саду: повар, врач, пожарный, сторож. В-третьих, придуманы образы этих профессий, проанализирован и отобран литературный материал, разработан сюжет и драматургический конфликт, написан сценарий, в котором продуманы и предложены роли как для взрослых участников, так и для детей.При разработке профориентационного досуга для старшей группы в основу был положен конфликт между трудом и ленью, воплощением которого стали образ Емели – героя русской народной сказки и образы профессионалов – повара, врача, пожарного, охранника. Сюжет прост и доступен для детского восприятия: Емеля на печи попадает в город мастеров и профессионалов и знакомится с ними, с их трудом, а в конце принимает решение начать свое образование, чтобы впоследствии тоже выбрать профессию и стать профессионалом. Фабула и ролевые диалоги для всех участников досуга построены таким образом, что сами дети рассказывают Емеле о профессиях, например, почему у повара специальная форма одежды, что он производит, кому нужен результат его труда. В театрально-игровой картинке повар показывает детям и Емеле процесс приготовления хлеба. Все участники принимают участие в символическом процессе приготовления хлеба – от выращивания пшеничных колосков, перемалывания их в муку до замешивания теста, выпечки и внесения в игровой зал горячего хлеба. Эта театральная иллюстрация позволяет в игровой форме на основе активного участия детей показать не только профессию повара, но и воспитывать у детей ценностное отношение к его труду.Использование стихов, песенок о труде и профессиях в исполнении детей позволяет превратить досуг в настоящий праздник профессий. Педагог-психолог Мария Эзекова провела устный опрос детей о том, что им запомнилось, понравилось, кем бы они хотели стать. В 100% ответах дети проявили положительное эмоциональное отношение к теме профессий. В оценке отношения к труду дети дали такие ответы: «Надо трудиться», «Не быть, как Емеля», «Без труда нельзя испечь хлеб», «Трудно, но нужно гасить пожар пожарному», «Пожарный очень нужен людям», «Охранник не пускает чужих и может защитить», «Врач лечит и приносит пользу». Отвечая на вопрос, кем бы вы хотели стать, после проведенного досуга, дети назвали те профессии, которые увидели в проведенном театрализованном досуге. Закономерно, что дети соотносят себя с тем, что видят и в чем участвуют. Настоящий ответ на вопрос, кем быть, последует в другом возрасте, но первыми поставили его перед дошкольниками воспитатели.Конечно, решение проблемы непрерывной профориентации с детского сада возможно при условии обеспечения современным комплексом научно-методического сопровождения педагогических программ, психологических диагностик, игровых методик.Реализуемый в Москве совместно с ЮНЕСКО пилотный проект «Московское образование: от младенчества до школы» объединяет 17 ресурсных центров, реализующих основные направления в дошкольном образовании, в сетевом взаимодействии которых занята четвертая часть всех дошкольных учреждений города, около 5 тысяч педагогов. Среди множества актуальных проблем развития дошкольного детства в Москве ни в одном из сетевых проектов не заявлена проблема ранней профориентации! А время подсказывает – пора! Ведь наверняка есть еще немало энтузиастов в детских садах Москвы, которые протаптывают профориентационные тропинки. Тем более что при сотрудничестве с СЗОУО и НИИРПО в сетевое взаимодействие по непрерывной комплексной профориентации могут быть включены школы и профессиональные колледжи города Москвы, в которых обучают по профессиям и специальностям «повар», «кондитер», «официант», «продавец», «садовник», «пожарный», «слесарь» «строитель», «автомеханик», «сварщик», «швея», «парикмахер», «фотограф». Программа обучения и воспитания в детском саду включает ознакомление детей именно с этими профессиями. И если встает ряд организационных трудностей и необходимых мер обеспечения безопасности детей, чтобы организовать экскурсию на производство или пригласить настоящего пожарного на встречу с детьми, то организация виртуальных экскурсий с участием студентов этих колледжей – дело вполне реальное и интересное для обеих сторон важнейшего профориентационного сотрудничества!Новые идеи специалистов детского сада и НИИРПО своевременны и конструктивны, поскольку приближается срок введения нового образовательного стандарта дошкольного образования, в соответствии с приказом Минобрнауки РФ №655 от 23 ноября 2009 г. вводятся федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Основная общеобразовательная программа каждого детского сада состоит из двух частей: обязательной и вариативной, формируемой участниками образовательного процесса. В состав обязательной части вошли 6 разделов, среди которых стоит выделить образовательные области (всего их 10): «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». Образовательная область «Труд», совершенно незаслуженно исключенная из программ в предыдущие годы, с новым стандартом возвращается в программу детского сада.Если мы начнем говорить о ценности труда и профессий с дошкольного детства, то, возможно, наши дети с гордостью будут рассказывать о том, что папа работает электриком, или инженером, или служит на границе, или строит новый космодром, мама учит детей или шьет модные костюмы. А вопрос, кем быть, их не застанет врасплох.А мы все будем чувствовать и понимать, что профессия в жизни человека открывает бытийную радость самоопределения, признания того, что «мой труд вливается в труд моей республики».Светлана САЗОНОВА, заведующая детским садом №2336:аш опыт профориентационной работы с детьми в детском саду показал, что ранняя профориентация перспективна. Все формируется в возрасте дошкольного детства, накопление эмоционального опыта, представления о профессиях старшими дошкольниками в будущем могут иметь позитивное развитие. Тема ознакомления детей с профессиями и трудом взрослых входит в программу обучения и воспитания, в игровой зоне в каждой группе имеются игровые наборы парикмахера, доктора, продавца, дети разыгрывают сюжеты, связанные с этими профессиями, в сюжетно-ролевых играх.В педагогической деятельности воспитателей детского сада используются традиционные методы ознакомления старших дошкольников с трудом взрослых и профессиями в профориентационном контексте: беседы по ознакомлению с трудом взрослых и профессиями, чтение произведений детской литературы и разучивание стихотворений о профессиях, выставки рисунков детей о профессиях, встречи с представителями профессий (военный, пожарный, милиционер), игры, загадки, викторины по профессиям.По-новому организовано взаимодействие с родителями, включающее знакомство с их профессиями («Мамы всякие важны, папы разные нужны»), игровую театрализованную программу для детей и родителей «Папа, мама, я – профессиональная семья», беседы, анкетирование родителей, бабушке и дедушек, выставку прикладного труда и творчества родителей и детей «Секреты мастерства, тайны мастеров».В детском саду есть музей русских ремесел «Русская горница», где воссоздан традиционный быт русской избы. В этом музее проходят экскурсии, знакомство с русскими ремеслами, занятия фольклорной студии, изготовление игрушек своими руками. Тут же, рядом с русской избой, – выставка народных игрушек из соломы, деревянных брусочков, тряпочек, сделанных детьми, воспитателями, родителями.Важным аспектом в совершенствовании ранней профориентации в детском саду стало оснащение предметной развивающей среды, накопление методических разработок, дидактических элементов. Мы планируем приобретение развивающих игр, фильмов по профориентационной тематике, литературы, пополнение методической библиотеки детского сада, создание передвижных выставок «Какие профессии нам встречаются по дороге в детский сад», «Знакомьтесь, мой папа – шофер! Разрешите представить, моя мама – повар».Важным социальным партнером детского сада по профориентации стал Совет ветеранов войны района Митино, взаимодействие с которым позволяет организовывать встречи детей с ветеранами, в рамках которых ветераны рассказывают о своем большом трудовом пути, о работе в годы войны в тылу, после войны – на фабриках, заводах, на строительстве дорог, в авиации, на флоте. Такая палитра профессий и труда человека с интересом воспринимается старшими дошкольниками.Наш коллектив видит в этом направлении большие перспективы и ставит задачи создания профориентационного пространства на территории прогулочных площадок детского сада «Город мастеров».
Комментарии