Ежегодно педагоги школы №1786 в рамках проекта «Школа без образовательных тупиков» проходят курсы повышения квалификации. Один из семинаров был посвящен работе с родителями. Интересно, могут ли полученные знания помочь на практике?
«Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца». Кто бы спорил? Но почему-то бытует стойкое убеждение, что ответственность за учебу лежит на плечах мамы. Конечно, издавна повелось, что именно мать семейства поддерживает семейный очаг, следит за детьми. А папа? Какова его роль в школе сегодня?
Вариантов несколько.
Это папа-грозящий ремень. «Ну пусть сегодня отец с ним разговаривает, а я больше не могу!» – в сердцах восклицает уставшая от замечаний классного руководителя мама.
Это папа-все нипочем, не видящий беды в двойках сына. «Да ладно, я в его годы по гаражам прыгал и двойки получал. Но ничего, все же нормально вышло в конце. Одумается», – успокаивают своих жен такие папы.
Это папа-не проблема, на помощь которого всегда можно положиться. Надо помочь перенести вещи класса в другой кабинет? Надо отвезти детей на олимпиаду? Его ответ всегда неизменен: «Да я уже тут!»
А сесть папы-союзники, которые по-настоящему переживают за образование своих детей.
Делаем вывод: ключ к взаимодействию с активными учениками – это знакомство с их папами.
Узнали у школьного психолога, что роль папы в обучении и воспитании зависит от возраста ребенка. 4‑6 лет – папа должен играть в «буйные» игры с мальчиками и восхищаться девочками. 7‑11 лет – папе стоит отмечать достижения ребенка регулярно. С мальчиками заниматься мужскими делами. С девочками – теплый контакт, узнавать мнение. 11‑15 лет – время освоить папе позицию друга. Обмениваться мнениями с подростком на равных. При этом держать границы и рамки. 15‑17 лет – время от времени папе нужно интересоваться школьной и виртуальной жизнью, рассказывать о себе, поддерживать детей в профессиональных интересах.
Например, ребенок чересчур активный, слишком шумный, душа любой компании, звезда класса. Спорт и друзья на первом месте, а учеба на втором плане. Знакомый типаж ученика? Каждый классный руководитель наверняка мучается с поведением такого обаятельного сорванца. Про одного такого пришлось пожаловаться папе и попросить его поговорить с сыном по-дружески.
– Спасибо за совет, включаюсь. Завтра сын будет со всеми домашними заданиями, – отвечает он. Ура, вот и появился папа-союзник.
А вот Петя отсутствовал на уроках два-три дня. Пишем папе. Сигнал принят, на следующий день ребенок на 6 уроках из 7. Благодарим Ивана Петровича за помощь, но сетуем за отсутствие на последнем уроке. В ответ:
– Сын забыл, что 7‑й урок… литература. Сегодня пришлет классную работу на проверку. Извините, что так получилось.
Приятно видеть подобную вовлеченность папы! И ведь действительно контролирует, а не просто ругает раз в неделю. А какие папы в ваших классах? Попробуйте среди них найти союзников.
Ирина КУШТИНА, Татьяна КУРКОВА, учителя русского языка и литературы школы №1786
Комментарии