В рамках Московской международной открытой Панорамы-фестиваля творческих идей, проектов и решений педагогов Москвы «Авиационный, 6» – инициативного проекта Московского института открытого образования, Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования, Совета молодых учителей города Москвы – педагогический коллектив школы №70 (директор П.Самсонов) организовал педагогическую гостиную, пригласив к серьезному разговору учителей из соседних школ. 12 учителей школы представили свои педагогические находки, выдвинув три основные идеи.
Современные технические средства обучения и традиционная педагогическая культура. Школа интенсивно насыщается новой техникой: электронными досками, цифровыми микроскопами, документ-камерами. Современные ТСО решают главную задачу: экономия и освобождение творческих сил и рабочего времени учителя, разнообразие мотивирующей образовательной среды для школьника. Но есть уроки, на которых учителя активно применяют технологии, однако при этом совершают грубые методические ошибки, не замечая этого. Новая техника красива внешне и удобна в применении, надежна, разнообразна, имеет широкие функциональные возможности, привлекательна для ребят, это не может не заворожить пользователя, однако суперТСО не делают еще учителя: культура техники и педагогическая культура должны дополнить друг друга при ведущей роли культуры педагогической.Содержание современного гуманитарного образования. Учителя говорили главным образом о литературе, в частности о современной литературе как предмете преподавания. Доводы веские: дети почти не читают тексты, удаленные по времени и обстоятельствам жизни от них на десятки и сотни лет. Как привить интерес к чтению? С помощью современной литературы, используя ее как мостик? Но какую современную литературу мы читаем? Скорее всего именно такие случайные книги прежде всего попадаются на глаза, а это недостаточно веские основания, чтобы стать содержанием образования. Открывая классику, вместе с книжной обложкой читатель каждый раз открывает для себя вечные тайны и глубинные законы человеческой жизни на все времена, код личности. Это истинные знания, хотя путь к истине лежит через труд и тернии учения. Учителя предложили и другие пути приобщения к высокой классике: интеграцию жанров (живопись, музыка, история), театрализованные инсценировки.Обучение технологии. В сообщении учителей прозвучал термин «политехнизм». О политехнизме советской школы шли горячие дискуссии в 20-е годы ХХ века, это универсальные основания содержания образования, как раз те самые, которые сейчас усиленно разыскивают, кивая на западные концепции. Один из учителей предложил подход, требующий от школьника обоснования при выборе темы проекта и его выполнении, то есть умения, что бы он ни делал, отвечать на вопросы: почему? зачем? как? Именно об этом писал почти 400 лет назад Ян Амос Коменский.
Комментарии