Когда говоришь о безопасности, в мыслях чаще возникают образы, напрямую связанные с сохранностью жизни или здоровья: правила пожарной безопасности, дорожного движения и т. п. Но в последнее десятилетие появилась новая проблема, которая также может нести опасность, – неконтролируемый информационный поток.
Глобализация информационного пространства привела к тому, что информация передается с невероятной скоростью и порой носит весьма противоречивый, негативный и даже агрессивный характер. Взрослый человек, имея критическое мышление, может разобраться в этом информационном разнообразии и отбросить ненужное. Но как же быть ребенку, у которого это умение еще не сформировано? Становится очевидным, что отсутствие цензуры, возросшая роль сети Интернет и пропаганда жестокости в СМИ становятся не только социальной, но и педагогической проблемой. Возникает острая необходимость создания условий для обучения и повышения уровня информационной грамотности школьников, где особая роль отводится начальной школе.
Исследования показывают, что дети в возрасте 9-10 лет уже активно начинают пользоваться различными сервисами сети Интернет. И здесь очень важно понимать, чем именно они занимаются, какие сайты посещают и для чего. Главные опасности, с которыми может столкнуться школьник в Сети: запрещенный контент для его возрастной категории; агрессивное поведение других пользователей, скрытых анонимностью; различного рода пропаганда, которая может угрожать как психическому, так и физическому здоровью. Также нельзя забывать про возможную утрату элементарных навыков общения и правил поведения в обществе.
Какие же шаги необходимо предпринимать для того, чтобы обезопасить школьников от пагубного влияния, которое может оказать виртуальное пространство? Одним из главных методов повышения информационной грамотности обучающихся, на удивление многих, является беседа. Принцип тот же, что с ПДД и ППБ, которые постоянно проговариваются с учениками. Необходимо проводить классные часы, где будут разбираться реальные ситуации, к которым может привести неосторожное поведение в Сети, и обсуждаться правила, помогающие избежать их, также возможно расширение данной темы в курсе информатики. Работа по формированию информационной грамотности школьников должна вестись и дома. Честный семейный разговор поможет разобраться ребенку с проблемными для него вопросами пользования Интернетом, которые он может постесняться задать в школе.
Также сейчас очень популярны различные приложения или расширенные версии антивирусных программ, которые помогают контролировать деятельность ребенка в Сети, а также блокировать доступ к нежелательным ресурсам. Но с этим методом надо быть осторожными, есть риск потерять доверие ребенка. Поэтому здесь опять же необходима беседа в семейном кругу, которая даст понять, что это делается ради безопасности, можно даже договориться, что это будет временной мерой, пока ребенок не подрастет и не научится сам грамотно использовать Интернет.
Все сводится к тому, что ключевой составляющей повышения информационной грамотности является доверие между ребенком и взрослыми. Ведь зачастую ошибки, допускаемые в Интернете детьми, происходят по незнанию и из любопытства. И педагоги, и родители должны действовать сообща, предвосхищая негативные последствия, которые могут возникнуть.
Анастасия БОВВА, учитель начальных классов школы №1394 «На набережной»
Комментарии