Ирина ЩЕРБАКОВА, руководитель молодежных и образовательных программ международного правозащитного общества «Мемориал»: – Я дочка фронтовика, мой отец был инвалидом войны, я очень хорошо знала и Григория Бакланова, и Василя Быкова, и Виктора Некрасова, война была главной темой их жизни. Многие из них были из Украины, оттуда уходили на фронт, 9 Мая они собирались обычно в Киеве, встречались, когда еще День Победы не был официальным праздником.
Мы знаем, что ничто так не формирует наше прошлое, как наше настоящее. Наш исторический конкурс «Человек в истории России, XX век», который мы проводим для старшеклассников, довольно показательная вещь. В основном ребята пишут про свои семьи, но не только, много приходит работ на военную тему, у нас в конкурсе есть номинация «Цена победы». Мы начинали конкурс 12 лет назад, когда еще дедушки были живы и что-то рассказывали. Теперь уже дедушек нет, от них остались какие-то фотографии, может, какой-то кусочек воспоминаний, какой-то обрывок того, что в семье память сохранила. Много приходит казенных работ, но когда к нам приехали победители, мы попросили их написать за 30 минут эссе «Мои герои и антигерои XX века», и надо сказать, что результат был лучше, чем два года назад. Например, на нас произвела большое впечатление история, которую написала девчонка-девятиклассница: ее бабушка, которой было 10 лет (сирота, родители погибли), с младшим братом сели в какой-то эшелон, он оказался с ранеными, и детей стали высаживать, так как они не имели права ехать в таком эшелоне. Какой-то военный, инвалид без ноги, за них вступился и сказал: «Будете выбрасывать детей, выбрасывайте и меня тогда вместе с ними». Он их отстоял, они доехали до каких-то родственников. Конечно, такая история без особенных деталей рассказывается как миф, но эта история в каком-то смысле наша надежда, потому что это живая память о войне, возможность проявления человечности, доброты, гуманизма, не случайно она в семье так долго жила, не случайно она так рассказывалась. Один мальчишка сделал тоже очень хорошую работу «Дневник танкиста». Дети, особенно подростки, очень хорошо чувствуют всякую фальшь, как только они начинают думать, то думают часто очень критически, они уже знают и на себе переживают то, что все-таки мир не черно-белый, а очень разный, так же как и сам человек. Девочка-калмычка написала: «У нас в деревне есть известная история. Жил человек, который был доносчиком, мародером, обкрадывал эвакуированных, а потом его призвали в армию в 1943 году, он вернулся весь в орденах. Вот как к нему относиться? Откуда я знаю, что он делал в Германии, если он такой человек?» В принципе в идеале должна быть настоящая большая работа общества с этим прошлым, люди должны сидеть и думать, как можно с детьми разговаривать, на каком языке, каким образом и какие фильмы показывать. У кого-то из учителей есть любимые фильмы и любимые книжки, может быть, для детей нужно, чтобы эти учителя, если они не молодые люди, сами рассказывали какие-то свои истории своей семьи. Есть умные, очень хорошие учителя, которые ищут разные источники, для того чтобы оживить память. Например, девочка из Ельников, это такая мордовская деревня, посмотрела по совету учителя списки призыва 1939 года и увидела, что почти 300 человек ушли на фронт, нашла 111 реальных извещений о том, что земляки погибли, а о 160 никаких документов не было. Это был призыв 1939 года, все они попали под Брест, Минск. Когда девочка увидела эти реальные цифры в своей деревне, то для нее эта война, эти потери страшные повернулись каким-то другим образом, стали совершенно реальными. Я хорошо помню, как мой отец говорил: «Я уже два года провоевал, в 1943 году понял, что мы сейчас будем наступать, прекрасно знал, что значит наступление, это значит, что у командира роты практически нет шансов остаться в живых, но у меня было такое ощущение праздника, и не только у меня: неужели мы их погоним, Боже мой, какое счастье».
Комментарии