Наша школа небольшая, в ней учатся 110 человек. Жить нелегко. Сегодня трудоспособного населения в Красногорском сельском поселении 978 человек. Одни работают в школе и клубе, в сельской амбулатории и на ФАПах, в детском саду и магазинах, в центрах социальной помощи семье и пожилым людям. Есть такие, кто занялся предпринимательством, есть и те, кто работает в фермерских хозяйствах и ООО «Красногорский колос». В безработных числятся 410 человек. От нас уезжают, но и к нам приезжают тоже. Едут студенты, получившие дипломы и решившие возрождать родное село. Именно благодаря своим студентам педагогический коллектив Красногорской средней школы омолодился чуть ли не на 80 процентов.
Что нас спасло от саморазрушения? Немалая заслуга в этом школы. Мы стали искать, что в нашей истории может послужить опорой для человеческого отношения к ближнему. Вопрос сегодня стоит так: или люди научатся жить по законам добра и гуманности, или они не будут жить вовсе, мир просто перестанет существовать. Мы считаем, что итогом совместной деятельности школы, семьи и учреждений культуры должно стать сохранение и развитие национальной культуры, формирование толерантности у подрастающего поколения. В условиях социальной нестабильности, крайнего обострения национальных отношений налицо утрата духовной ориентации в обществе. И от этого страдает в первую очередь молодое поколение. Остро стоит проблема толерантности учащихся как средства профилактики экстремизма, национальной, расовой ненависти, жестокости, агрессии. Именно школа призвана формировать у учащихся умение строить отношения с теми, кто не похож на тебя, учить быть терпимым. Время поставило наш коллектив перед необходимостью скорректировать педагогические позиции, внести изменения в содержание работы со школьниками, родителями. Работаем над программой «Школа – социокультурный центр села», являясь муниципальной экспериментальной площадкой. Основная задача – привлечь к активному участию в общественной, спортивной, культурной жизни школы местное население.В первую очередь мы учли национальный состав населения села. Систематически проводим мероприятия, которые позволяют ознакомить учащихся с общественным, семейным бытом, обрядами, обычаями этих народов. У нас проживают мусульмане, лютеране и православные. У каждой конфессии свои религиозные праздники, к их ритуалам односельчане относятся с уважением. На уроках истории и краеведения учащиеся 1-11-х классов знакомятся с историей и культурой Омского Прииртышья, Полтавского района и своего села. Большая работа по сбору исторического материала была проведена школой к 100-летию Красногорки. Началом такой работы явилось открытие в 2000 году школьного краеведческого музея.Каждый ребенок связан с односельчанами тысячами нитей. И наша задача – укрепить эту связь. Традиционным стало в нашей школе проведение национальных праздников – Масленица, Святки, Наурыз, казахский свадебный обряд, праздник благодарения, карнавал, немецкие Пасха и Рождество. Из года в год возрастает интерес к проведению русских и украинских праздников. Такие мероприятия помогают сблизить людей разных национальностей, культур, возрастов. С воодушевлением и энтузиазмом люди нашего села включаются в работу по подготовке и проведению деревенских посиделок, святочных вечёрок, особенно любим деревенский праздник «Масленица». Можно сказать, что происходит взаимопроникновение и взаимообогащение разных культур, повышается интерес к народному творчеству, но, самое главное, наши дети получают замечательный урок толерантности, учатся любить свое село и своих людей, уважать разные культуры и чтить их традиции. Изучая национальную культуру, дети поставлены в условия реальной заботы о сохранении народной песни, музыки, обычаев, неоценимую помощь при этом оказывает семья. Будущее есть там, где помнят своих предков, где уважают старших, где воспитывают детей на лучших традициях.Татьяна БАЛАЧИЙ, директор Красногорской школы Полтавского района, Омская область
Комментарии