search
main
0

«Пахнет рыхлыми драченами…». Сценарий занятия в 5-м классе на тему «Крестьянский быт в Рязанской губернии»

В нашей школе обучаются 130 детей от 7 до 18 лет с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью). 95% учащихся – дети-инвалиды. В школе всегда проходят мероприятия, приуроченные к Международному дню инвалидов, который отмечают 3 декабря.

Мероприятие «Марафон добрых дел» построено следующим образом:- предварительный этап – добрые дела класса, выбор девиза;- игра по станциям;- заключительный этап – подведение итогов, выступления детей. Цель: формирование нравственных понятий  «милосердие»,  «добро», «добрые поступки», «добрые дела», «доброта».Задачи:  – мотивировать детей на добрые поступки; – упражнять детей в анализе своих поступков, в понимании того, соответствуют  ли они правилам культуры, вежливости; – воспитывать не только желание, но и потребность проявлять доброту к окружающим, применять в речи добрые, вежливые слова; – способствовать сплочению детского коллектива школы, создать праздничное настроение. На предварительном этапе перед учениками и классными руководителями стояла задача организации в классе добрых дел и выбора девиза.Откликнулись на призыв о добрых делах все ученики школы. Младшие школьники       ухаживали за цветами в классах, других школьных помещениях, в коридорах, оказывали посильную помощь родителям по дому. Ансамбль учащихся младших классов принял участие в концерте для детей-инвалидов в городском Доме технического творчества.В течение недели ученики шестых классов оказывали помощь библиотеке: реставрировали  буквари, ремонтировали  формуляры. Мальчики из 9-го класса очистили  от снега  школьный двор. Ученики 5-го и 7-го «Б» классов изготовили  и поместили кормушки для птиц  в парке. В 8-м классе прошла акция «Подари любимую игрушку малышам» (ребята преподнесли свои игрушки, книги ученикам 1-го класса). Под руководством учителя труда ученики 5-9-х классов выполняли заготовки сувениров. Подарки собрали на станции «Мастерская добрых дел «Подари добро» и вручили младшим ребятам на празднике.  3 декабря, в день милосердия,  на общешкольной линейке ребята получили напутствия и путевые листы для участия в маршруте марафона. Звучит  песня «Дорога добра», музыка М.Минкова, стихи Ю.Энтина.Путешествие по станциям началось.Дети перемещаются по станциям всем классом. Смысл путешествия по станциям  прост – всей командой пройти испытания, правильно выполнить задания, оформить предложенный информационный материал.К работе с детьми на станциях были привлечены студенты Рязанского государственного университета, отделение «Социальная педагогика». Студенты и ученики сразу нашли общий язык.  Станция  «Если добрый ты, это хорошо…»Ребята объясняют, что означает понятие «добрый человек». Высказывания детей:Добрый человек – это тот, кто – любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь;- вежливо и уважительно относится к взрослым и младшим;- любит природу и бережет ее;- любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.Учащимся предлагается выполнить тест.Добрый – значит доброжелательный,  вежливый,  неучтивый,  прощает обиды,  чуткий,  отзывчивый, помогает в беде, ссорится со всеми,  вспыльчивый,  ласковый, веселый,  счастливый, грубый, наглый, внимательный,  жадный,   крикливый. Необходимо выбрать правильные понятия. В результате работы на станции оформляется ромашка, на лепестках которой обозначены понятия:  добрый – значит … (наклеить понятия). Станция «Народная мудрость»Ведущий: Собери пословицу.Без добрых дел нет доброго имени. Добрые умирают, да дела их живут.Добро желаешь – добро делай.Учись доброму – плохое на ум не пойдет.Про доброе дело говори смело.Доброе слово лечит, а злое калечит.Не одежда красит человека, а его добрые дела.Злой плачет от зависти, а добрый – от радости.Добрые слова дороже богатства.В ком добра нет, в том и правды мало.Не ищи красоты, ищи доброты.Ведущий: Как вы понимаете значение этих пословиц? (Высказывания детей.)В результате работы на станции оформляется плакат «Народная мудрость». Необходимо наклеить собранную пословицу на плакат.Станция «Давайте говорить друг другу комплименты»Ведущий: Вспомните пословицы о добрых словах.От учтивых слов язык не отсохнет.Доброму слову и кошка рада. Ласковые слова слаще меда. Как аукнется, так и откликнется. Доброе слово человеку – что дождь в засуху.Ведущий: Добрые, спокойные  слова могут поднять настроение, сделать человека счастливым. Какие это слова? (Милосердие, дружба, добро, надежда, вера, любовь, счастье, улыбка…) Давайте проверим это утверждение.Игра «Дерево добрых слов»Ведущий: Перед нами засохшее дерево. Давайте его оживим. Каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово, обращаясь при этом к нему по имени. (Дети выполняют задание.)Нам  кажется, у нас стало как будто немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день!В результате работы на станции оформляется дерево добрых слов.                                            Станция «Спешите делать добрые дела»Рассказ детей об их добрых делах, которые они делали в течение недели в школе и дома.Ведущий: Угадай сказочных героев, которые запомнились нам своей добротой.Этот герой  очень добрый  и на проказы двух мышат всегда говорит: «Ребята! Давайте жить дружно» (Кот Леопольд).Героиня  этой сказки очень любит свою бабушку, которая живет за лесом. Она заботится о ней и часто носит ей пирожки (Красная Шапочка). Героиню этой  русской народной сказки увезли в зимний лес на верную погибель, да добро победило зло (Настенька из сказки «Морозко»). Горячие слезы этой бесстрашной девочки растопили лед в сердце мальчика и расплавили осколок, что помогло детям покинуть царство Снежной королевы (Герда). На станции оформляется плакат «Копилка добрых дел», ребята вклеивают фотографии о добрых  делах  своего класса и девизы класса.Станция «Мастерская добрых дел  «Подари добро»Ребятам предлагается выполнить сувенир для младшего друга.Звучит песня «Все сбывается на свете», стихи М.Пляцковского, музыка Е.Крылатова.Команды собираются в музыкальный зал на заключительный этап мероприятия.Станция «Хорошее настроение» (музыкальный зал).Ведущий: В дни, когда проходит марафон добрых дел, мы еще раз поговорим о таких человеческих качествах, как доброта и вежливость, подумаем, каких людей и их поступки можно назвать добрыми, и о том, что надо спешить делать добрые дела, вспомним,  что такое дружба и счастье.Настало время  вспомнить добрые слова.  В этом мне помогут наши ученики.Добрый день- Добрый день! – тебе сказали.- Добрый день! – ответил ты.Как две ниточки связали -Теплоты и доброты.Доброго путиНам желают: «Доброго пути!»Будет легче ехать и идти.Приведет, конечно, добрый путьТоже к доброму чему-нибудь.Здравствуйте- Здравствуйте! – ты скажешь человеку.- Здравствуй! – улыбнется он в ответ.И, наверно, не пойдет в аптеку.И здоровым будет много лет.СпасибоЗа что мы говорим спасибо?За все, что делают для нас.И мы припомнить не смогли бы,Кому сказали, сколько раз?ПроститеПростите, я больше не будуНечаянно бить посуду,И взрослых перебивать,И что обещал – забывать.Но если я все же забуду,Простите, я больше не буду.ПожалуйстаОтменить, что ли, слово «пожалуйста» -Повторяем его поминутно.Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»Нам становится неуютно.Добрые словаЭти слова всем известны давно,Видишь, они просты и неновы.Но я еще повторю все равно:«Добрые люди, будьте здоровы!»Ведущий: В жизни мы совершаем разные поступки – хорошие и не очень. Сейчас ребята покажут небольшие сценки из своей жизни, а мы с вами посмотрим и подумаем, как же нужно поступить в той или иной ситуации. Сценка перваяОдин мальчик ест конфету, а другой смотрит. «Вкусно?» – «Ага». – «Вот если бы у меня была конфета, то я бы тебя угостил». – «Как жаль, что у тебя ее нет».Ведущий: Ребята, как вы думаете, как поступил мальчик с конфетой? Почему? Как бы поступили вы  на его месте?Сценка вторая Зима. Холодно. Девочка потеряла варежки, у нее замерзли руки. Подошел мальчик и протянул ей свои варежки.Ведущий: Какой поступок совершил мальчик? Как бы вы  поступили на его месте?Сценка третья Идет хмурый мальчик, а навстречу ребята: «Здравствуй, Алеша, привет». Алеша не ответил на приветствие.  Как надо было поступить?Слово ведущему о добрых поступках учеников школы. Стихотворение о добре Н.Тулуповой читает  ученик 8-го класса.Добрым быть совсем, совсем не просто, Не зависит доброта от роста, Доброта приносит людям радость. И взамен не требует награды. Доброта с годами не стареет. Доброта от холода согреет, Если доброта, как солнце, светит, Радуются взрослые и дети. Добрым быть совсем, совсем не просто, Не зависит доброта от роста, Доброта приносит людям радость. И взамен не требует награды. «Песня о доброте» из мультфильма «Фунтик и его друзья», музыка В.Львовского,  стихи В.Шульжика. Исполняют учащиеся  4-го класса.Сказку «Репка» исполняют самые младшие ученики нашей школы – нулевой класс.Ведущий: Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит  смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро, творить добро – это здорово. И по жизни вы должны идти дорогою добра. Так давайте совершать добрые дела уже сейчас!В завершение  праздника старшеклассники дарят поделки, сделанные своими руками,  ученикам младших классов. В круг дружбы приглашаются начальные классы и старшеклассники.Звучит песня Надежды Кадышевой «Наши добрые дела не исчезнут без следа».​Наталья КОСАРЕВА, заместитель директора по воспитательной работе, учитель истории;Лариса ЦУКАНОВА, учитель трудового обучения специальной коррекционной школы №23 Рязани

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте