О ситуации в сфере образования в связи с реализацией Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ и о ходе подготовки проектов федеральных законов по дальнейшей модернизации системы образования
Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации
Ц Е Н Т Р А Л Ь Н Ы Й К О М И Т Е Т
П Р Е З И Д И У М
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
11 февраля 2005 г.
г. Москва № 26
О ситуации в сфере образования в связи с реализацией Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ и о ходе подготовки проектов федеральных законов по дальнейшей модернизации системы образования
Заслушав и обсудив сообщение заместителя председателя профсоюза Т.В. Куприяновой о ситуации в сфере образования в связи с реализацией Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ и о ходе подготовки проектов федеральных законов по дальнейшей модернизации системы образования, Президиум ЦК Профсоюза констатирует.
I. О ситуации в сфере образования в связи с реализацией Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ
Последовательные и активные действия профсоюза по отстаиванию трудовых прав и интересов работников образования в ходе обсуждения и доработки проекта соответствующего федерального закона в Государственной Думе, проведения переговоров Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ с Правительством России, а также в ходе участия во Всероссийских акциях, объявленных ассоциацией 10 июня и 20 октября 2004 года, позволили обеспечить принятие решений о повышении на 20 % заработной платы работников образования в единые сроки – с 1 января 2005 года, о сохранении повышенных ставок (окладов) за особые условия работы, в том числе за работу в сельской местности, а также льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг специалистам в сельской местности в абсолютном большинстве субъектов Российской Федерации независимо от финансового состояния бюджетов.
В настоящее время лишь в трех субъектах РФ – Республиках Дагестан, Ингушетия, г. Москве – не реализуются сроки повышения на 20% заработной платы, определенные Едиными рекомендациями по системам оплаты труда работников бюджетной сферы на 2005 год, которые были утверждены Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений 29.12.2004 г.
В Республике Дагестан, несмотря на принятый Закон о повышении ставок и окладов работников бюджетной сферы с 01.01.2005 г. на 20%, фактическое их повышение будет проводиться в 2 этапа – с 01.01.2005 г. и с 01.04.2005 г. (с последующим пересчетом с 01.01.2005 г.). В Республике Ингушетия повышение ставок и окладов на 20% предусмотрено законом с 01.05.2005 г.
В 52 из 59 субъектов РФ территориальным организациям профсоюза удалось добиться сохранения доплат и надбавок, социальных выплат работникам образования, ранее установленных решениями региональных и муниципальных органов власти. Кроме того, еще в 11 субъектах РФ начиная с 2005 года приняты дополнительные меры, направленные на повышение материального обеспечения различных категорий работников образования, в том числе молодых учителей.
Благодаря согласованным действиям профсоюза совместно с профильными комитетами Федерального Собрания РФ, Минобрнауки России, обеспечившим сохранение в федеральном законодательстве права педагогических работников на селе на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, льготы по жилищно-коммунальным услугам сохранены во всех субъектах РФ, кроме Республики Бурятия, где в утвержденном бюджете ассигнования на реализацию этих льгот не предусмотрены. В Республике Чечня бюджетные ассигнования на предоставление жилищно-коммунальных льгот специалистам на селе не предусматривались и ранее.
Вместе с тем в связи с передачей полномочий субъектам РФ по установлению порядка и размера предоставляемых специалистам на селе льгот по жилищно-коммунальным услугам эти льготы предоставляются с 1 января 2005 года в ранее установленном порядке – в 50 субъектах РФ, заменены денежной компенсацией – в 21 субъекте РФ, установлены ограничения по предоставлению льготы путем введения социальной нормы на 1 пользователя – в 15 субъектах РФ.
По информации, поступающей из территориальных организаций профсоюза, при изменении порядка установления и предоставления льгот по жилищно-коммунальным услугам в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) во многих регионах России произошло снижение размеров возмещения из бюджетов затрат работников образования, связанных с оплатой жилья, освещения и отопления. Одновременно установленный адресный порядок предоставления субсидий малоимущим категориям граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в зависимости от совокупного дохода семьи в отношении работников образования и их семей используется недостаточно эффективно.
В соответствии с планом мероприятий федеральных органов исполнительной власти по реализации Федерального закона от 22.08.2004 г.
№ 122-ФЗ, поручениями Президента Российской Федерации, Правительства РФ, а также в соответствии с решениями РТК от 2.11.2004 г., содержащими обязательства сторон социального партнерства по итогам переговоров представителей Совета Ассоциации с Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, ФНПР, отраслевым профсоюзом, проводится всесторонний мониторинг:
• формирования региональной нормативной правовой базы по реализации Федерального закона № 122-ФЗ;
• мероприятий по предоставлению мер государственной социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе обучающимся и студентам (отдельно по расходным обязательствам Российской Федерации и субъектов РФ);
• оплаты труда работников учреждений, финансируемых из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Президиум ЦК Профсоюза констатирует, что совместная работа государственных органов исполнительной власти, профсоюзов по проведению мониторинга реализации Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, формированию региональной нормативной правовой базы, рассмотрение вопросов реализации закона на заседаниях РТК и региональных трехсторонних комиссий во многом способствуют принятию оперативных решений по исправлению допущенных ошибок, грубых просчетов в предоставлении государственной социальной помощи различным категориям граждан, в реализации положений закона, предусматривающих сохранение в 2005 году всех доплат, надбавок, социальных выплат, установленных работникам бюджетных отраслей и другим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года, а также в реализации Единых рекомендаций по системам оплаты труда работникам бюджетных отраслей на 2005 год, утвержденных РТК и подписанных координатором РТК, заместителем Председателя Правительства РФ А.Д. Жуковым, координаторами всех трех сторон РТК.
Кроме этого, по предложению профсоюза комитетами Государственной Думы по образованию и науке, по труду и социальной политике включены в текст Заявления Государственной Думы «О мерах по защите социальных прав и законных интересов граждан в связи с реализацией Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ», принятого Постановлением Государственной Думы от 21 января 2005 г. № 1454-IV ГД, рекомендация Правительству РФ решить вопрос о порядке исчисления и выплате процентных надбавок к стипендиям для лиц, обучающихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также рекомендация органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления сохранить ранее действовавший порядок предоставления льготных проездных документов на проезд на общественном транспорте учащимся учреждений общего образования, начального профессионального и студентам среднего и высшего профессионального образования, обучающимся по очной форме обучения.
Одновременно Президиум ЦК Профсоюза подтверждает свою позицию о необходимости внесения поправок в Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ в части изменений в трудовое законодательство, а также в законодательство в области образования по трем блокам вопросов:
• по разграничению полномочий между органами власти всех уровней в области образования и вопросам регулирования государственной образовательной политики;
• по правовому положению образовательных учреждений;
• по проблемам социальной и правовой защищенности работников отрасли и обучающихся.
Президиум ЦК Профсоюза отмечает, что продолжающийся резкий рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги, транспорт и связь обесценивает предусмотренные в 2005 году меры по повышению зарплаты работников образования и других бюджетных отраслей и поэтому настаивает на незамедлительном завершении работы по актуализации состава и нормативов товаров и услуг, входящих в минимальную потребительскую корзину с целью объективного учета реального роста потребительских цен и тарифов на все виды услуг. Только грамотная государственная политика в области определения цены труда работников в различных секторах экономики, в том числе в бюджетном секторе, позволит решить вопрос о реальном повышении заработной платы работников и обеспечить повышение качества труда и реализацию целей дальнейшей модернизации социальной сферы.
Президиум ЦК Профсоюза вынужден констатировать, что переход на полную оплату населением жилья и коммунальных услуг без реализации мер по повышению денежных доходов населения в размерах, обеспечивающих возможность перехода жилищно-коммунального хозяйства к рыночным отношениям, неизбежно будет сопровождаться очередным социальным потрясением.
II. О ходе подготовки проектов федеральных законов по дальнейшей модернизации системы образования
Президиум ЦК Профсоюза отмечает, что проводимое в Государственной Думе по инициативе фракции «Единая Россия» обсуждение в нескольких рабочих группах с участием представителей профсоюза, Российского союза ректоров, научно-педагогической общественности приоритетных направлений развития российского образования и ряда проектов федеральных законов, рассмотренных на заседании Правительства РФ 9 декабря 2004 г. и принятых за основу с поручением доработать до 10 февраля 2005 г., дало некоторые позитивные результаты, позволило уточнить цели, прояснить последствия реализации механизмов достижения поставленных в этих документах задач.
Вместе с тем в ходе обсуждения в Государственной Думе проектов вышеназванных материалов выявились серьезные разногласия по ряду принципиальных вопросов:
• изменения порядка реализации дополнительного профессионального образования;
• установления многоуровневой системы профессионального образования;
• определения структуры бюджетных мест для получения устанавливаемых уровней высшего профессионального образования «бакалавриат» и «магистратура»;
• включения профессиональных союзов в число субъектов оценки качества профессионального образования и реализации политики содействия занятости наряду с объединениями работодателей.
Президиум ЦК Профсоюза считает необходимым довести позицию профсоюза по этим вопросам, изложенную в обращении к Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Правительству РФ, Федеральному Собранию РФ, до сведения широкой общественности, опубликовать в СМИ.
Одновременно большую обеспокоенность и несогласие Президиума ЦК Профсоюза вызывает намерение Минэкономразвития России вынести на заседание Правительства РФ 24 февраля т.г. (в соответствии с планом заседаний Правительства РФ на I полугодие 2005 года), рассмотрение вопроса о расширении организационно-правовых форм организаций социальной сферы, а также соответствующих проектов федеральных законов «Об автономных учреждениях» и «О государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организациях» без предварительного обсуждения в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений этих документов.
Президиум ЦК профсоюза поддерживает обращение Совета ассоциации к координатору РТК, заместителю Председателя Правительства РФ А.Д. Жукову с предложением поручить Минэкономразвития России направить в РТК материалы для их обсуждения, учитывая вероятные серьезные социально-экономические последствия реализации вышеназванных законопроектов в социальной сфере.
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Президиуму ЦК профсоюза:
• поддержать постановление Исполкома ФНПР от 9.02.2005 г. «О требованиях профсоюзов по повышению заработной платы в связи с резким увеличением расходов работников и их семей, ростом стоимости товаров и услуг, реализацией Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ»;
• направить в Правительство РФ и Государственную Думу предложения профсоюза по внесению поправок в Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ в части внесения изменений в трудовое законодательство, а также в законодательство в области образования;
• продолжить работу с Минобрнауки России, Правительством РФ и Государственной Думой по подготовке проектов федеральных законов о внесении необходимых поправок в Федеральный закон № 122-ФЗ, а также по доработке проектов федеральных законов по дальнейшей модернизации российского образования, обсуждаемых в рабочих группах Государственной Думы .
2. Президиуму ЦК Профсоюза, территориальным организациям профсоюза:
• в целях обеспечения трудовых прав и социальных гарантий, обеспечения стабильной работы образовательных учреждений, предотвращения нарастания задолженности по выплате заработной платы и социальной напряженности в коллективах отрасли продолжить проведение мониторинга совместно с Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, Федеральной службой по труду и занятости, соответствующими государственными органами власти субъектов Российской Федерации, а также в рамках рабочих групп РТК, региональных трехсторонних комиссий по реализации Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ в части выполнения Единых рекомендаций по системам оплаты труда работников бюджетной сферы на 2005 год, утвержденных РТК, сохранения социальных льгот и гарантий работающих и обучающихся, предусмотренных по состоянию на 31 декабря 2004 года;
• активизировать работу по рассмотрению в РТК, региональных трехсторонних комиссиях вопросов сохранения уровня социальных гарантий работников образования и обучающихся в ходе реализации Федерального закона № 122-ФЗ, повышения их материального обеспечения с учетом значительного роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги, транспорт, связь, а также по выполнению решения РТК от 2.11.2004 г.;
3. Территориальным организациям профсоюза:
• продолжить совместную работу с региональными органами управления образованием, государственными органами исполнительной и законодательной власти по формированию региональной нормативной правовой базы для реализации Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ в части трудового законодательства, государственной социальной поддержки работников отрасли и обучающихся, законодательства в области образования.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя профсоюза Куприянову Т.В.
Г.И. МЕРКУЛОВА, председатель профсоюза
Комментарии