Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Ожившие страницы. Театр – это не просто игра, а помощник в разрешении многих психолого-педагогических, социальных и культурных проблем

УГ - Москва, №17 от 25 апреля 2017. Читать номер
Автор:

​Студия «Ожившие страницы» школы №46 не просто и не только театр. В первую очередь это территория общения: старших – с младшими, начинающих – с опытными; раскрепощенных и зажатых, стеснительных и сорвиголов. Здесь нет профессиональных прослушиваний, а все упражнения и тренинги ребята считают увлекательной игрой. Конечно, младших приводят родители. И мотивация здесь только двух видов: либо ребенок слишком, как кажется взрослым, стеснителен, либо Артист!

Причем именно так – с заглавной буквы и с восклицательным знаком, и уже претендующий только на главные роли. Важнейшим воспитательным моментом здесь становится общее дело. В школьной студии не должно быть разделения на главных и второстепенных, на «звезд» и массовку. Поэтому в нашей копилке опыта – примеры детей, пришедших в студию не ради сцены, а «за компанию». Оказывается, можно два года заниматься костюмами и реквизитом, выполнять функции помощника режиссера, не стремиться на сцену и неожиданно для самого себя выйти на нее в главной роли. А бывает, что ребенок приходит в студию с уверенностью в своих способностях, но первый же выход во время занятий выявляет сценический зажим, с которым приходится долго и мучительно бороться, ведь этот зажим будет преследовать ребенка, а потом и взрослого человека при любом публичном выступлении. И чем раньше выявляется проблема, тем лучше, тем больше шансов скорректировать ее. По этой причине в нашу студию нет специального отбора, кроме прослушивания, помогающего определить темперамент, общее речевое развитие, интересы ребенка.Мы не готовим ребят к поступлению в театральные учебные заведения, программа занятий предполагает развитие общих навыков коммуникации, речи, инициативы, импровизации с учетом индивидуальных склонностей и способностей учащихся. А способность работать в команде, в коллективе необходима не только в театральной деятельности.Итак, мы имеем разновозрастный коллектив, в котором занимаются дети с 1-го по 11-й класс. Это значит, что кто-то занимается не первый год, а кто-то только начал постигать тайны сцены. На этапе обычных занятий по речи и движению ребята постарше уже самостоятельно проводят несложные тренинги с младшими. Формируется еще один необходимый в жизни навык – умение сосредоточиться, объяснить условия игры, привлечь к себе внимание неугомонных малышей. Когда же начинается этап репетиций, эти же старшеклассники с удовольствием отрабатывают с младшими отдельные сцены. Ведь создание спектакля – общий труд, общее дело.А спектакль школьной студии создается целиком своими силами. Можно, конечно, взять напрокат костюмы, но насколько интереснее придумать и сделать костюмы самим «из ничего»! И тогда подключаются мамы артистов. Мамино умение шить зачастую становится открытием, а потом и поводом для гордости: «Это моя мама сшила!» Студия становится еще и территорией семейного общения: родители сопровождают студийцев на конкурсы, снимают и монтируют фильмы и видеоролики, занимаются изготовлением реквизита. А возможность освоить основы грима, самостоятельно придумать и выполнить декорации, разработать дизайн афиши и программки! И самая большая радость – придумать неожиданный сценический ход, самим разработать мизансцену, добавить удачный элемент импровизации и закрепить его в постановке – на фоне подготовительного этапа и репетиций сам спектакль перестает быть чем-то особенным.А самый главный наш успех – театральная деятельность постепенно охватила всю школу. Уже стал традиционным Весенний театральный фестиваль. Каждый класс на время становится театральной труппой – вот уж где простор для творчества! Поражает разнообразие жанров, стилей, школьники знакомятся с новыми произведениями… Каждый может попробовать себя в качестве актера, а для воспитанников студии это возможность поделиться своим опытом. Они не только принимают участие в постановке класса, они могут помогать, подсказать, побывать в роли и сценариста и режиссера. Значит, знания и навыки, полученные в студии, становятся общим достоянием, а не секретом деятельности узкого круга.Наши ребята в первую очередь школьники, ученики. И учеба занимает большую часть их жизни. Поэтому репертуар должен помогать им в этом. Оказалось, что при умелом выборе наши «Ожившие страницы» могут стать помощниками учителям. Мы создаем своеобразное учебное пособие. Так, девочки – участницы сценической композиции «Подвиг любви бескорыстной», посвященной женам декабристов, показывают фрагменты спектакля учащимся седьмых классов в качестве иллюстраций к поэме Н.Некрасова «Русские женщины». А сценическая композиция «Василий Теркин» (мы попытались возродить постановку Б.Щедрина как раз в год 40-летия спектакля) превратилась в полноценный урок литературы.Спектакли и процесс подготовки к ним становятся уроками истории, литературы, этики. Так, работая над спектаклями на историческую тему («Эшелон», «Мы из блокады», «Детство, опаленное войной», «Отряд Трубачева сражается», «Подвиг любви бескорыстной», «Звезда Полынь»), мы говорим о времени и событиях, о жизни людей, о манере поведения, о нравственных приоритетах. А выпускники театральной студии используют репертуарные тексты на ЕГЭ по русскому языку и литературе.Для спектаклей о Великой Отечественной войне с помощью коллектива учителей и семей воспитанников студии был собран поистине музейный реквизит – чудом сохранившиеся вещи того времени. А поскольку у каждой вещи была история – реальная или придуманная во время репетиций, то и проникновение в дух времени произошло органично и легко. А такое проникновение – залог того, что особенности эпохи запоминаются и служат неплохим подспорьем для изучения истории.По отзывам учителей и родителей, занятия в студии делают ребят более ответственными, собранными и одновременно помогают многим раскрепоститься, снять зажим.Далеко не каждый ребенок, пришедший в студию, представляет себе, как создается спектакль. Большинству кажется, что достаточно выучить свой текст – и успех обеспечен. Но спектакль не получится, если при его подготовке не объединятся актеры, костюмеры, осветители, художники по костюмам, декорации и гриму, реквизиторы, рабочие сцены. Да-да, кто-то и стулья должен вынести вовремя! И занавес открыть. Ребята осознают, что театр – сложный мир, в котором у каждого есть свои обязанности. Так и в студии: реквизит, декорации, костюмы создаем вместе. В одной постановке можно исполнять главную роль, в другой – встать к прожектору. И это никого не обижает – все знают, что делают одно общее дело. А если учесть, что среди воспитанников студии есть ребята, обучающиеся в разных профилях, то здесь открывается простор для деятельности. Например, для тех, кто решил связать свое будущее с компьютерными технологиями: запись фонограмм, обработка звука и видеоряда, создание макета декорации, программки и афиши – выясняется, что и в театре нужны специалисты этого направления. Это только один пример. Самое главное, что к театральной деятельности – будь то работа студии или школьный фестиваль – с удовольствием подключаются в качестве консультантов и помощников учителя технологии, литературы, истории… Так театр становится общим делом, не мешая, а помогая учебному процессу.Итак, театральные занятия в нашей студии преследуют цели общевоспитательные, а никак не профессиональной подготовки учащихся. И те навыки, которые дети и подростки получают на этих занятиях, больше пригодятся им в обычной жизни: умение общаться, выходить из сложной ситуации, не бояться публичных выступлений, фантазировать, представить себя на месте другого человека, сопереживать и помогать друг другу, взаимодействовать, ставить цели, владеть своими эмоциями, сравнивать, сопоставлять, стремиться узнавать новое и делиться с другими добытой информацией и впечатлениями.Такой принцип занятий ничуть не мешает «Ожившим страницам» принимать участие в различных конкурсах, как чтецких, так и театральных, и наравне с профессиональными детскими театрами становиться призерами и победителями всероссийских конкурсов театрального искусства. Это ли не доказательство того, что не нужно растить из детей актеров – пусть они остаются детьми непосредственными, увлеченными…Можно рассуждать о профессионализме или его отсутствии, о наличии таланта или хотя бы актерских способностей, можно стремиться к идеальному спектаклю и отбирать детей со всей строгостью, применяя критерии театрального вуза. Только нужно ли? Дети верят нам. И если мы, взрослые, скажем: «Ты можешь. У тебя получится» – ребенок уверенно выйдет на сцену и, хочется надеяться, так же уверенно пойдет потом по жизни. Это подтверждает выпускница студии, студентка 2-го курса ВШЭ, Анастасия Вакулина:- Чем стала для меня театральная студия? Наверное, говоря о ней, в первую очередь, я должна отметить, что в постановках я так или иначе принимала участие в течение почти всей своей школьной жизни, но театр никогда не мешал мне ни в экзаменах, ни в поступлении в институт (ни даже в учебе в нем, если вспомнить, что и на первом курсе я приняла участие в поездке коллектива на театральный фестиваль в Санкт-Петербург в качестве помощника режиссера и фотографа), а только помогал и давал положительный заряд.Для каждого из нас, наверное, очень важно ощущать, что в любой компании и на любом мероприятии ты не потеряешься, не стушуешься, не забудешь слов своего выступления, если речь идет о работе со зрительской аудиторией. И здесь, конечно, мне повезло гораздо больше моих одногруппников, которые вынуждены буквально перешагивать через себя, представляя публике очередную научную работу. Кроме того, ничто так не помогало развивать память и расширять кругозор в средней школе, как многократное чтение, перечитывание и самостоятельный анализ литературных произведений, которые ложились в основу наших спектаклей, литературных салонов и устных журналов, а работа в коллективе всегда мотивировала знать все, что было необходимо, а лучше – изучать еще и что-нибудь новое, чтобы в нужный момент предложить свежую идею. Что же касается «технической» стороны дела, то есть непосредственной подготовки спектаклей, не могу не сказать, что уровень, который поддерживается нашей студией при работе над каждым новым проектом, вполне сопоставим с уровнем серьезнейших коммерческих театральных постановок Москвы. Вот уже больше полутора лет я работаю фотографом в театральной компании, ставящей самые высокобюджетные музыкальные спектакли в Европе и, будучи знакомой как с артистами, так и с постановщиками, успела за это время довольно неплохо изучить «кухню» современного театра. И нет ни одной важной детали, которая была бы упущена в нашей работе!Творческая жизнь в студии – потрясающие поездки в Петербург на фестивали, бесценная практика и возможность попробовать себя в огромном количестве ролей, обрести новые интересные знакомства. Наверное, это кажется неожиданным, но время, которое я проводила в студии, учась в школе, никогда не становилось препятствием для учебы, в том числе для освоения точных дисциплин, и даже стало, пожалуй, самым важным фактором для поступления именно на тот факультет, который я выбрала, – факультет социальных наук. Уверена, что и в будущем театральная студия «Ожившие страницы» будет в легкой и очень теплой атмосфере учить уметь показать себя, работать в команде, предлагать свежие идеи и уметь найти выход из абсолютно любой ситуации, побеждая сложности.Театр – это не только и не просто игра, а помощник в разрешении психолого-педагогических, социальных и культурных проблем. Это освоение языка и вступление в диалог культур, развитие познавательных интересов в самом широком смысле, развитие навыков самообучения; эстетического чувства, потребности в продуктивной творческой деятельности и навыков самореализации, повышение самооценки, ее стабильности, гибкости, конструктивности.Юлия СУББОТИНА, педагог-организатор школы №46


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту