search
main
0

Ожидания чудо-города. «Мастерславль» – новое слово в неформальном образовании

«Мастерславль» – крупнейший в России интерактивный развивающий проект для детей от 5 до 15 лет, открывшийся в Москве. Детский город мастеров – это воссозданная мини-модель небольшого российского города со своей инфраструктурой, максимально приближенной к современной действительности. В нем все, как в настоящей жизни, кроме одного: его жителями и посетителями являются дети. В каждом здании города располагается та или иная мастерская, в которых детей знакомят с основами различных профессий.

Город мастеров «Мастерславль» – это в первую очередь тематический парк профессиональной ориентации. Его главная цель – сделать посещение города мастеров не просто развлечением, а пробудить интерес к труду, показать многообразие профессий и дать возможность глубже ознакомиться с наиболее понравившимися из них. Он позволяет детям приобрести навыки финансовой грамотности. В нем обращаются собственные деньги – золотые таланты, здесь можно открыть свой банковский счет, получить кредитную карточку. Школьный процесс предусматривает проведение экскурсий и походов с целью развития познавательных интересов, расширения кругозора, изучения родного края с его природными и историческими особенностями. Представленный выше проект, воспроизводящий модель настоящего города (большая часть которого стилизована под типичный российский город второй половины XIX – начала XX в.) со всеми деталями городской инфраструктуры, открывает широкие возможности для решения этих задач. Проект «Мастерславль» решает ряд важнейших задач: создание альтернативы традиционному набору развлечений (отказ от игровых автоматов, виртуальных игр); знакомство детей с практическими навыками различных профессий; развитие творческих способностей; адаптация к жизни в современном обществе; обучение навыкам совместной работы; поощрение чувства милосердия и благотворительности; воспитание уважительного отношения к другим, в том числе к людям с особенностями развития; знакомство с традициями, укладом жизни, историей России. Мастерские города являются интересными, хорошо оборудованными площадками для закрепления в игре усвоенного в школе материала по разным темам из области физики, химии, истории, обществознания, географии, ОБЖ, информатики и ИКТ. Кроме того, дети смогут напечь пирогов, украсить мороженое, создать собственную коллекцию одежды, залезть под капот самой настоящей машины.Люди старшего и среднего поколений, чье отрочество и юность прошли во времена СССР, помнят учебно-производственные комбинаты, которые обеспечивали старшеклассникам начальную профессиональную трудовую подготовку. Впоследствии эта, несомненно, нужная практика была незаслуженно забыта. Но теперь и у нашего подрастающего поколения появилась возможность в игровой форме попробовать себя в выбранной профессии задолго до окончания школы. Детский город профессий позволяет ребятам прикоснуться к взрослой жизни, побывав в разных ролях, и, как знать, может быть, выбрать свой путь во взрослой жизни.Весь этот учебно-игровой комплекс занимает огромную территорию, на которой и проходят экскурсии для школьников по профориентации. Одна такая экскурсия длится около 4 часов, перед ее началом дети прослушивают краткий инструктаж и получают на руки игровую валюту в размере 50 талантов. Курсы профориентации для подростков длятся не более 30 мин., поэтому за 4-часовую экскурсию можно успеть побывать в нескольких мастерских и попробовать себя в разных профессиях. После этого работа, на которую каждое утро уходят их родители, перестанет быть для ребят абстрактным понятием, поскольку они получат представление о том, как зарабатываются деньги, и будут бережнее к ним относиться.Подобные курсы прививают подрастающему поколению уважение к труду и серьезный подход к выбору будущей профессии. В «Мастерславле» выбор профессии для школьников достаточно велик – более 150 вариантов. Кроме экскурсии по так называемой взрослой рабочей жизни и посещения выбранных мастер-классов детям в «Мастерславле» предлагается принять участие в мини-спектакле, изучить азбуку Брайля и даже попытаться самостоятельно починить водопроводную трубу.Дошкольники посещают город мастеров в сопровождении взрослых, но уже начиная с 7 лет дети могут путешествовать по «Мастерславлю» самостоятельно. Большой популярностью у них пользуются «Школьные походы». Они могут проводиться как в формате обычного посещения города мастеров, так и по специально разработанным тематическим маршрутам, которые основываются на школьной программе или на базе специальных программ. Групповые экскурсии для школьников преследуют развивающие познавательные цели. Они предусматривают знакомство с различными профессиями. Все это осуществляется в соответствии со специальными программами. Очень популярны тематические экскурсии. Наставники планируют динамичные ситуации с участием «пограничников» или «врачей «скорой помощи», «полиции» или «инкассаторов». В специальных мастерских дети проходят обучение и в созданной педагогами ситуации имеют возможность воспользоваться своими познаниями в этой области.Экскурсии для групп школьников по мастерским чудо-города всегда преследуют обучающий, развивающий интерес: они могут поучаствовать в приготовлении различных блюд, пошиве одежды, проведении опросов респондентов по разным вопросам, осмотре настоящих автомашин и многом другом. А для учащихся начальных классов существуют также экскурсии по специальной программе. Таким образом, проект «Мастерславль» сегодня является одним из ведущих в сфере дополнительного образования детей не только в Москве, но и в других городах страны, продемонстрировав за весьма недолгую историю своего существования очевидные успехи. Авторы проекта рассчитывают на расширение сети подобных тематических парков по всей стране и готовы поделиться накопленным опытом организации мероприятий неформального и дополнительного образования, активного отдыха детей со всеми заинтересованными сторонами и, конечно, в первую очередь с представителями учреждений дополнительного образования.В конце завершившегося года в городе мастеров «Мастерславль» прошел коллоквиум на тему «Дополнительное образование в России – проблемы и перспективы развития». В дискуссии поднимались темы частно-государственного партнерства, проблемы финансирования как существующих, так и вновь создающихся проектов, вопросы реализации профессиональных стандартов и перспективы развития частных проектов для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В ней приняли участие представители государственных структур и эксперты в сфере дополнительного образования.Спикерами выступили Софья Мозглякова, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России, Оксана Гончарова, директор Всероссийского центра художественного творчества, Татьяна Шубина, руководитель направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов.Сформировавшиеся в ходе выступлений экспертов основные выводы послужили отправной точкой для презентаций частных проектов, таких, как город мастеров «Мастерславль», музей занимательных наук «Эксперементариум», Федеральный центр дестко-юношеского туризма и краеведения, космический музей-интеракториум «Марс-Тефо». Была также затронута тема нормативно-правового регулирования дополнительного образования. В этой связи Софья Мозглякова рассказала о недавно принятой Концепции развития дополнительного образования детей, которая уже реализуется. В частности, в ней указывается: «В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик… Персонализация дополнительного образования усиливает его преимущества по сравнению с другими институтами формального образования посредством актуализации следующих аспектов:- участие в вариативных развивающих образовательных программах на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями;- возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий; – право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ, педагогов и организаций;- неформализованность содержания образования, организации образовательного процесса, уклада организаций дополнительного образования;- вариативный характер оценки образовательных результатов;- тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного персонального продукта и его публичную презентацию;- возможность выбрать себе педагога, наставника, тренера».В числе основных механизмов развития дополнительного образования детей – межведомственная и межуровневая кооперация; интеграция ресурсов, в том числе организация сетевого взаимодействия организаций различного типа, ведомственной принадлежности в рамках кластерных систем; партнерство государства, бизнеса, институтов гражданского общества, семьи.В процессе работы коллоквиума были затронуты стратегически важные темы и вопросы, состоялся обмен опытом при непосредственном обсуждении ряда актуальных проблем образования с привлечением к их решению представителей регионов. Представляется, что все это в перспективе окажет позитивное воздействие на деятельность государственных органов, курирующих данную отрасль, в чьих полномочиях влиять на развитие сферы дополнительного образования на федеральном уровне.Александр СЕЛЕЗНЕВ, ведущий научный сотрудник Центра социализации, воспитания и неформального образования ФИРО, кандидат политических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте