В марте этого года в СМИ появилась информация о том, что в Министерстве просвещения подготовлен законопроект, по которому студенты вузов получат возможность работать с детьми еще до официального вручения дипломов. Законопроект прошел общественные слушания и в ближайшее время может быть принят («Российская газета», федеральный выпуск №59 (7817). Дело в том, что на сегодняшний день согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ» к педагогической деятельности допускаются только люди с дипломом о высшем или среднем профобразовании. Студент, будь он хоть трижды талантлив и обожаем детьми, не имеет права вести ни кружок по фото, ни спортивную секцию.
А между тем очень многие студенты с удовольствием работают с детьми, старательно совмещая собственное обучение и педагогическую деятельность, но не имея при этом ни официального трудоустройства, ни зарплаты. Если же руководитель образовательной организации на свой страх и риск примет на работу такого «бездипломника», первая же проверка его оштрафует и, мягко говоря, не похвалит. Так, например, происходило с давним другом «Учительской газеты» народным учителем Российской Федерации Альбиной Васильевной Золотаревой, создавшей воронежский муниципальный центр дополнительного образования детей «Реальная школа». Более 60 лет она работает в педагогике, имеет множество наград и званий, а буквально на днях ей как одному из самых уважаемых и заслуженных воронежцев на торжественном приеме, приуроченном к празднованию 85‑летия Воронежской области, вручили знак «За добросовестный труд и профессионализм».
На фоне всего этого штрафы и выговоры проверяющих организаций смотрятся просто нелепо, тем не менее они есть и будут до тех пор, пока не вступит в силу обещанный Минпросом законопроект.
Рассказывает Альбина Золотарева:
– У меня студенты работают уже на протяжении десяти лет. Наш педколлектив – это 200 человек, из них 28 – это наши воспитанники, которые пришли к нам трудиться, еще будучи студентами. Многие из них сами окончили нашу «Реальную школу». Поступив в вуз, они возвращаются к нам, проходят нашу Школу педагогического мастерства и начинают у нас работать. И работают красиво! Именно творчески. Они знают, с чего начинать, как построить занятие, чем заканчивать. А какой красивый диалог они выстраивают между собой! Для самого студента это тоже очень хорошо, потому что он приходит на работу и находится рядом с опытным преподавателем, учится у него общаться с детьми. Из таких наших бывших студентов Дмитрий Александрович Бабич, который сначала семь лет учился в нашей школе, потом поступил в технический университет, окончил его, и теперь это наш опытный программист, который не только работает преподавателем, но еще и является моим заместителем. На экзамены к себе он приглашает преподавателей Воронежского опорного университета, бывшего технического, у которых сам учился. Таким образом, он еще и сам себя перепроверяет, правильно он дает предмет или надо что-то еще добавить. Получается замечательная взаимосвязь: преподаватель вуза, наш преподаватель и его ученики, которые у нас обучаются на программиста в течение трех или пяти лет. Другой пример – Юлия Алексеевна Попова, конструктор-модельер, тоже наша воспитанница, а сейчас руководитель одного из структурных отделений центра.
Экзамены, о которых говорит Альбина Васильевна, – это главное событие в жизни воспитанников «Реальной школы», которых сегодня около пяти тысяч. Причем преобладающее большинство этих ребят учатся и проживают не в «спальных» престижных районах города, а в таких, чьи названия часто мелькают в криминальных сводках. Вопреки этому Центр дополнительного образования открывает здесь свои филиалы (сейчас их уже 10) и яркой путеводной звездочкой освещает детям одну из главных целей их жизни - найти и получить профессию. А так как настоящее обучение невозможно без воспитания, особенно в детском и подростковом возрасте, ребята одновременно берут и уроки жизни, учатся ценить хорошее и говорить нет плохому. По окончании школы они вместе с аттестатом о среднем образовании получают в «Реальной школе» диплом или свидетельство о профессии.
В этом году таких счастливчиков было 500 человек! Юноши и девушки с гордостью говорили, что теперь они профессионалы и сами могут зарабатывать деньги. В центре дополнительного образования детей «Реальная школа» ребенок бесплатно может освоить одну, а при желании – несколько из 40 специальностей: «программист», «бухучет и банковское дело», «инженерное конструирование», «веб-дизайн и графика», «робототехника», «автослесарь», «портной», «вязальщица машинного и ручного вязания», «мастер-художник резьбы и росписи по дереву», «бисероплетение», «кружевоплетение», «машинная и ручная вышивка», «художник-оформитель» и другие.
Один из самых новых проектов «Реальной школы» – подготовка профессиональных рабочих для особой экономической зоны «Центр», открывшейся под Воронежем в конце прошлого года. Договоры о создании своих производств уже подписали ряд известных предприятий, в особой экономической зоне начнут работать заводы строительной арматуры, пищевой упаковки, высококачественного цветного литья, здесь разместят целый ряд современных производств, требующих рабочих высокой квалификации, например операторов станков с ЧПУ.
Расположена особая экономическая зона по соседству с индустриальным парком «Масловский», где уже работают несколько предприятий. Основная часть рабочих проживает в поселке Масловка, именно тут три года назад «Реальная школа» открыла свой десятый филиал. Как рассказала Альбина Васильевна, губернатор Воронежской области Александр Гусев подарил школе 3D-принтер и выделил деньги на приобретение станка с ЧПУ.
– И мы начали подготовку 20 учеников – будущих операторов станков с ЧПУ, – говорит Альбина Золотарева. – Вполне возможно, что на выпускные экзамены этой двадцатки пригласим и губернатора, и представителей заводов, чтобы они сами смогли оценить качество подготовки. Уровень ребят должен быть высоким, чтобы работать на таких станках, надо хорошо знать геометрию, черчение, математику, физику, и наши ребята изучают все эти предметы. Опыт у нас уже есть, четверо учеников получили первые свидетельства и могут работать у станка с ЧПУ. Двадцать человек еще проходят обучение. Могу сказать одно: без современных знаний дать хороший уровень подготовки невозможно. Именно студенты сегодня могут принести в школы необходимые современные знания. Поэтому то, что мы берем на работу студентов, я считаю правильным! Мы даем им зарплату, у них начинается отсчет трудового стажа, они учатся работать и быть хорошими профессионалами. Ведь профессионалом просто так не становятся, его надо воспитать, заложить в нем и культуру труда, и любовь к материалам, с которыми он работает, дать знания, чтобы студент любил читать, а главное – мог и любил общаться с детьми. У нас сегодня не должно быть нечитающих преподавателей. Знания надо зарабатывать, они с неба не падают. Мы очень ждем принятия закона и приказа Министерства просвещения, чтобы уже летом можно было официально принять на работу студентов. Мы бы за каникулы обучили их в нашей Школе педагогического мастерства, ознакомили с программами, а в сентябре они вошли бы уже в классы как настоящие преподаватели.
Комментарии