Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
А Вы смотрели?

Озаренные Каннами

Кому рукоплескал Лазурный Берег?
Учительская газета, №25 от 22 июня 2021. Читать номер
Автор:

Фильм Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе» вошел в конкурсную программу Каннского кинофестиваля. Экранизация романа Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него» стала далеко не первой отечественной картиной, претендовавшей на высокие награды одного из самых престижных смотров мирового кино. Более того, три года назад другой фильм Серебренникова – «Лето» взял в Каннах приз за лучший саундтрек. Кому еще из советских и российских режиссеров рукоплескал Лазурный Берег? Вспомним несколько ярких работ.

«Летят журавли» (1957)

Культовый фильм Михаила Калатозова с Алексеем Баталовым и Татьяной Самойловой в главных ролях. Единственная отечественная лента, удостоившаяся главного приза Каннского кинофестиваля – «Золотой пальмовой ветви». Наряду с новаторством операторской работы критики не могли не отметить драматургию сюжета, в котором сплетаются и личная история, и эпохальные события. Однако в центре все же любовь, чувство, не поддающееся забвению. «Летят журавли», подобно полотнам художников-импрессионистов, полны недосказанности и контрастов. Мирная довоенная Москва, в которой влюбленные Боря и Вероника назначают друг другу свидания и собираются пожениться, сменяется совсем другой столицей – полной бомбежек, страха и разрушений. Выразительные крупные планы в фильме становятся отражением внутренней трагедии персонажей. Например, когда Вероника оказывается в родном доме, который почти полностью разрушен, мы видим ее полные отчаяния глаза и понимаем, что она навсегда потеряла родителей. В эпизоде, когда Бориса убивают и он смотрит перед смертью на небо, явная отсылка к знаменитой сцене из «Войны и мира» Толстого, где князь Андрей, раненный на поле Аустерлица, обращает взор к небу «неясному, но неизмеримо высокому». Как и Андрей, Борис будто прокручивает всю свою жизнь: и то, что было, и то, что могло произойти. Он представляет свою свадьбу с Вероникой, не зная, что та уже вышла замуж за его двоюродного брата, которого, впрочем, не любит. Таким образом, мы видим, что война не только приводит к общечеловеческому бедствию, но и разъединяет любящих людей. Финал, когда на фоне общей радости Победы Вероника бежит сквозь толпу, но так и не находит в ней Бориса, показывает, как ужасна война.

 

«Утомленные солнцем» (1994)

Драма Никиты Михалкова «Утомленные солнцем», завоевавшая «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, на Каннском кинофестивале удостоилась Гран-при. Ее мировое признание вполне заслуженно. Маститому режиссеру удалось, с одной стороны, отразить реалии эпохи, а с другой – создать собственный мир, в котором герои предстают как вечные типы русской жизни. Что говорить, в 1936 году они сидят и пьют чай на даче, беседуя, словно чеховские персонажи в конце ХIХ века. Но век во всех смыслах уже иной. Понять это обстоятельство обитатели летней резиденции комдива Котова или не могут, или не хотят. Действующие лица картины выдуманы, но их судьба вполне отражает судьбы миллионов людей в страшные годы сталинских репрессий. Под каток террора подпали все – от слесаря до министра, но Михалкова интересует судьба советской элиты, которая во многом способствовала созданию и укреплению тоталитарного режима, думая, что ее не тронут. Таков комдив Сергей Котов в исполнении самого Михалкова – герой Гражданской войны, любимец товарища Сталина, человек с фантастическим авторитетом, у него красавица жена Маруся (Ингеборга Дапкунайте) и дочь Надя (Надежда Михалкова). Их жизнь кажется раем, но это лишь с внешней стороны.

Перед нами свое­об­раз­ная расплата за тот роковой выбор, который такие, как Котов, сделали в 1917 году. Его итогом и стала вечная Гражданская война, в которой жертвами безжалостной власти уже в 1930‑е годы стали и красные, и белые. Но Михалков не собирается судить героев. Напротив, он показывает их с разных сторон и скорее сочувственно, чем осуждающе. Котов любящий и внимательный отец, весельчак, способный найти общий язык с самыми разными людьми, а его оппонент в фильме Митя (Олег Меньшиков) прошел через тяжелые испытания и мучим угрызениями совести. Драматизм происходящему придает контраст между величественной природой, летней беззаботной жизнью и подступающей трагедией. Эта трагедия воплощена в огромном транспаранте с изображением Сталина, развевающемся на дирижабле. Пронзительная музыка Эдуарда Артемьева придает зрелищу еще больший эффект.

 

«Левиафан» (2014)

Драма Андрея Звягинцева «Левиафан» была удостоена на Каннском кинофестивале приза за лучший сценарий. В России фильм вызвал поток разнообразных откликов и нападок в непатриотизме и «чернухе». Все потому, что перед нами Государство с большой буквы, которое подавляет отдельно взятого человека, а тот не может спрятаться от этого Левиафана, существа неповоротливого, но чрезвычайно агрессивного и уверенного в своей власти. Чудовище это способно принимать разные обличья, например пьяного мэра Федора Сергеевича, который заедет к простому автослесарю Николаю Сергееву на частную территорию, чтобы озвучить свое «послание»: «Запомни, козел б… у тебя никаких прав не было, нет и не будет».

Противостоять Левиафану с помощью закона невозможно, всякие попытки рационального действия заканчиваются провалом. Суд и прокуратура – это места, где Власть поселилась надолго. Прокурора и судьи там нет. Адвокату грамотно объяснят, что здесь «не уполномочены принимать заявления» и вообще ни на что не уполномочены.

Николай Сергеев – профессиональный работник, друг называет его современным Кулибиным. Николай искренне любит свою жену и сына, дорожит родным домом. Он мучительно пытается обрести смысл жизни, но играет роль своеобразного Йозефа К. из романа Кафки «Процесс», который не понимает, в чем его обвиняют. Создается впечатление, что герой «Левиафана» стучится в закрытую дверь и не понимает, что она закрыта. События происходят помимо его воли: он теряет дом, у него погибает жена и, наконец, его самого на пятнадцать лет сажают в тюрьму. За что на него обрушились подобные несчастья, Николай понять не может. Не случайно, когда следователь приводит доказательства вины Николая в убийстве жены и добавляет: «Вам все понятно?», герой сквозь слезы отвечает: «Нет, ничего не понятно». Воистину кафкианский мир.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt