Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

ОВЗ учебе не помеха

УГ - Москва, №38 от 17 сентября 2013. Читать номер
Автор:

​Ребенок с особыми потребностями в образовании – новое понятие для современного общества. Появление этого термина свидетельствует о взрослении нашего общества – оно поворачивается лицом к ребенку, имеющему особенности в развитии, ребенку с ограниченными возможностями здоровья.

Как и все остальные люди, человек с ограниченными возможностями в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он должен пройти для этого, значительно отличается от общепринятого в педагогике: физические и психические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему изменяет развитие растущего человека.Проблемы охраны здоровья детей, создание системы общедоступного, адаптированного, личностно ориентированного образования для детей с ОВЗ сегодня актуальны. В связи с этим возникает необходимость анализа проблемной ситуации, связанной с образованием, интеграцией, социальной адаптацией учащихся с особыми образовательными потребностями, определение современных принципов и организационных подходов к ее решению, что в свою очередь предусматривает создание специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и оздоровление, реабилитацию и социальную адаптацию детей. «Обеспечение образовательных запросов особых категорий детей» выделено в качестве отдельного направления ФГОС, а создание «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения» стало одной из важнейших задач новых федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.Миссию нашей школы, в которой обучаются дети с ДЦП, мы видим в создании условий для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья качественного образования, позволяющего успешно жить в быстро меняющемся мире, посредством реализации личностно ориентированного подхода в обучении и внедрения новых образовательных технологий с опорой на проектную деятельность учащихся и начальную профессиональную подготовку.С сентября 2010 года школа-интернат №17 стала пилотной окружной площадкой по переходу на ФГОС начального общего образования. Основная проблема, с которой мы столкнулись при разработке образовательной программы при введении ФГОС, – это противоречия между необходимостью оптимизации образовательного пространства начальной школы и недостаточным уровнем теоретических представлений о возможных и необходимых изменениях, направлениях и механизмах инновационной деятельности в направлении введения стандартов второго поколения для детей с ОВЗ.Образовательная программа интерната была создана нами с учетом особенностей детей и предоставляет, на наш взгляд, большие возможности учащимся, имеющим отклонения в двигательном развитии в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности, а также в сохранении и укреплении психоэмоционального и физического здоровья школьников.У нас обучаются дети с нарушением опорно-двигательного аппарата с различной степенью поражения центральной нервной системы. Их обучение мы ведем по двум программам: по программе общеобразовательной школы, которая адаптирована для обучения детей с ДЦП, и по программе школы VIII вида. Наполняемость класса-группы – 10 человек, для детей с осложненным дефектом – 5 человек, полное среднее образование учащиеся получают за 12 лет обучения.Интернат работает в режиме пятидневной недели с круглосуточным пребыванием детей. Уроки проводим в одну смену, продолжительность уроков – 40 минут. На каждом уроке через 15-20 минут занятия проводится физкультурная пауза с включением лечебно-корригирующих упражнений, направленных на расслабление и нормализацию мышечного тонуса, на снятие утомления.В интернате дети не только учатся, но и проходят курсовое лечение, включающее медикаментозную терапию, физиолечение, массаж, ароматерапию. Особенно важна для реабилитации детей лечебная физкультура, учащиеся занимаются ею по специальной программе в оборудованных кабинетах ЛФК, тренажерных залах, в бассейне, на стадионе с мягким покрытием. Во время обучения осуществляется социально-психологическое сопровождение учащихся, в школе-интернате для детей со сложной степенью ДЦП организовано надомное и дистанционное обучение.Обучение детей с двигательными, речевыми нарушениями и сниженным интеллектом в школе имеет коррекционно-развивающий характер и направлено на преодоление отклонений в развитии, улучшение психофизического и эмоционального состояния, создание оптимальных условий для достижения каждым ребенком ситуации успеха. Коррекционная работа в условиях нашей школы – это педагогическая система, реализующая принципы единства диагностики и комплексной коррекции недостатков развития, развития общих способностей к учению на основе личностно ориентированного подхода, обеспечивающего индивидуализацию обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Технологии обучения педагоги подбирают таким образом, чтобы каждый ученик был вовлечен в активную учебную деятельность в зоне его ближайшего развития, чтобы каждый ученик чувствовал себя в школе комфортно. Для решения проблем коррекции индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, их медицинского сопровождения и оказания консультативной помощи педагогам и родителям в школе на постоянной основе работает психолого-медико-педагогический консилиум.Деятельность педагогического коллектива в целом направлена на качественное обновление содержания образования, введение нового государственного образовательного стандарта с учетом психофизических особенностей каждого обучающегося. Мы стремимся создать условия для выявления, поддержки детей с особыми образовательными потребностями, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, а также создание условий для их оптимального развития.Основные задачи, которые ставит перед собой коллектив интерната, – это:    выявление особых образовательных потребностей детей, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии и создание системы работы с ними;    отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;    предоставление современного образования, используя на уроках дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;    развитие у детей качественного высокого уровня представлений о картине мира, основанной на общечеловеческих ценностях;    научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития детей с особыми образовательными потребностями;    организация разнообразной внеурочной деятельности;    социальная и психологическая поддержка;    осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников;    возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования по новым ФГОС и их интеграция в общество посредством социального партнерства с другими общеобразовательными учреждениями, участием в предметных и творческих конкурсах различных уровней.Успешное осуществление введения ФГОС в специальной (коррекционной) школе, в работе с детьми с особыми образовательными потребностями возможно при условии тесного сотрудничества учителей-предметников, логопедов, дефектологов, специалистов социально-психологической службы, методистов ЛФК и, конечно, родителей.В своей работе по новым образовательным стандартам мы стремимся, чтобы:    Подход к учащемуся был с оптимистической гипотезой (безграничная вера в ребенка). Конечно, для этого необходимо разное количество времени и усилий и со стороны ученика, и со стороны учителя, но педагог не может сомневаться в возможности достижения результата каждым учеником.    Путь к достижению положительного результата был только путем «от успеха к успеху». Для ребенка очень важно постоянно чувствовать свою успешность. Это получится, если уровень сложности предлагаемых учителем заданий соответствует уровню развития ребенка. Только помня об этом, учитель может дать возможность каждому быть успешным в процессе обучения.    На занятиях была доброжелательная атмосфера. Развитие может идти только на положительном эмоциональном фоне. Ребенок намного быстрее добьется успеха, если будет верить в свои силы, будет чувствовать такую же уверенность в обращенных к нему словах учителя, в его действиях.    Темп продвижения каждого ученика определялся его индивидуальными возможностями. На начальных этапах учитель подстраивается к темпу ребенка, максимально индивидуализируя процесс обучения, предлагая меньше по объему задания. В то же время шаг за шагом, не в ущерб качеству учитель старается приблизить темп каждого ученика к общему темпу работы класса.    Применялся отказ от принципа «перехода количества дополнительных занятий в качество обучения». Суть «качественного» подхода заключается в том, что учитель знает, в чем трудности и как они могут быть устранены самым эффективным способом.    Педагог постоянно отслеживал продвижение каждого ученика. Важно знать ту «точку», в которой ученик находится в данный момент, а также перспективы его развития.    В обучении была опора на сильные стороны в развитии ученика, выявленные в процессе диагностики.    Содержание учебного материала для коррекционных занятий не только предупреждало трудности обучения, но и способствовало общему развитию учащегося.    Коррекционная работа с каждым учащимся осуществлялась систематически и регулярно. То, что так медленно и постепенно удается достигнуть, легко и быстро разрушается, если действия не отработаны до конца, не проконтролирован перенос действия с одного материала на другой.Основная задача начальной ступени – создать условия, которые помогут начинающему свой образовательный путь ребенку поверить, что учеба в школе может и должна быть для него успешной, интересной и привлекательной.Создание специальной коррекционно-развивающей образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно универсальной безбарьерной среды, позволяет обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов, направленную на достижение каждым ребенком ситуации успеха.Мы уверены, что изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями придет через реализацию ими своих способностей и достижение успехов как в учебной, так и в творческой деятельности, что возможно при создании условий для развития детей с особыми образовательными потребностями.Дети с нарушениями – это не потерянные для общества люди, при особом образовательном подходе они способны социально адаптироваться, интегрироваться в общество, приносить ему пользу и быть счастливыми.Евгения ЛАРИОНОВА, заместитель директора по УВР СКОШИ №17


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту