Анализируя события, произошедшие за последнее десятилетие, я понимаю главное: профсоюзы стали совершенно иными. Времена, когда член профсоюза практически бесплатно ездил по путевке на отдых, канули в лету. Сегодня мы имеем абсолютно другую общественную организацию, которая перестраивается так же сложно, как экономика или правовое поле. Мы оставили позади годы, которые, выбив у нас почву из-под ног, одновременно дали ощущение полной свободы и полное незнание, что с этой свободой делать. Сегодня мы все больше и больше говорим о дисциплине, ответственности перед учеником, о сути своего учительского предназначения. За минувшие годы мы учились – и учимся до сих пор – быть едиными, понимать значимость нашего профессионального союза в новых экономических условиях, в новых условиях формирования трудовых отношений.
Наш союз на практике становится школой борьбы за свои права, за осознание каждым учителем себя как личности – личности, уважаемой в обществе и уважающей законы государства, в котором живет и трудится. Мы учимся определять свое место, свое предназначение. Недаром на последнем съезде Профсоюза работников народного образования и науки самым серьезным образом шла речь о том, что общество, государство должны помочь вернуть учителю чувство собственного достоинства. И это понятно: низкие и не вовремя выплачиваемые зарплаты, непомерная нагрузка, которую брало и берет большинство коллег, социальная незащищенность, конечно же, не способствовали поднятию авторитета учительства.
Нельзя не отдать должного представителям исполнительной и законодательной власти, которые, реагируя на требования профсоюзов, приступили к реформированию законодательства в области образования, сделали первые шаги, чтобы оно стало приоритетом государственной политики. Сегодня сами понятия образования, образованности, заботы об ученике, а значит, и об учителе – он всегда рядом с учеником – зазвучали по-особому.
Я рада тому, что сегодня более половины работников сферы образования Карелии – члены нашего профессионального союза. Они есть во всех районах, во всех городах, во всех населенных пунктах. Они умеют заявить свою позицию, аргументированно отстаивать права, реагировать на вызовы времени. Но это, к сожалению, только половина, а в некоторых районах – меньшая часть педагогов. Поэтому сегодня работа рескома, всех первичек направлена как на анализ достижений, так и на пополнение рядов. За эти годы мы сумели вместе с активом, который взял на себя роль лидера учительского сообщества в районах, наполнить новым содержанием нашу структуру. Активно, целенаправленно, действенно работают районные профсоюзные педагогические организации. Жизненная позиция таких лидеров, как Раиса Федотова из Питкяранты, Екатерина Кокина из Кондопоги, Ирина Вишневская из Медвежьегорска, Вера Редькина из Олонца, позволяет коллегам преодолевать трудности и недостатки, не останавливаться на достигнутом, настраиваться на волну творчества.
В пятнадцати районах Карелии заключены и действуют трехсторонние соглашения в области образования, самое пристальное внимание мы уделяем работе над коллективными договорами. За это время коллеги научились чувствовать себя субъектами социального партнерства, научились – и продолжают учиться – слушать и слышать своих партнеров: работодателей, власть. Именно профсоюз играет главную скрипку в процессе коренного изменения психологии учителя, когда каждый начинает ощущать себя участником происходящих в школе и в целом в отрасли процессов. Наше кредо – каждый из нас ответственен за то, чтобы жизнь менялась к лучшему.
Главным результатом работы за последние годы я считаю то, что и администрации учебных заведений, и профсоюзные организации стали работать на единый, общий результат, которым в конечном счете является ребенок, ученик – воспитанный, подготовленный к восприятию знаний, адаптированный к изменяющимся условиям жизни, способный осознать свое предназначение в мире. Ведь именно от учеников, от тех, кто вступает в жизнь сегодня или вступит завтра, зависит будущее России.
Профсоюзное движение, и в нашей отрасли в особенности, должно и может отвечать потребностям времени, должно и может модернизироваться, меняться. Сегодня мы задумываемся о своей конкурентоспособности, о своем имидже. Учитель – профессия творческая, коллеги, как правило, натуры неординарные, увлеченные, энергичные. Выход своим замыслам, своей энергии они находят в общении, в совместных делах. Поэтому динамика нашего профсоюза и в росте численности, и в работе над тем, чтобы организации становились боевыми, неравнодушными, эффективными.
Тамара МЕШКОВА, председатель Карельского рескома Профсоюза работников народного образования и науки РФ
Комментарии