Опираясь на мировой опыт, российская педагогическая наука в 90-е годы. признала гражданское образование в качестве одной из приоритетных задач в системе развития личности. Наиболее продвинутые исследователи склонны рассматривать гражданское образование как системообразующий фактор в комплексе воспитательных, образовательных и развивающих задач современных гуманитарных дисциплин. Целью гражданского образования, по их мнению, является складывание личности, осознающей свою ответственность за судьбу Родины и своих сограждан, способной к самостоятельным, независимым суждениям и принятию ответственных решений, то есть реализация компетентностных функций. Названная цель может быть достигнута, если на первое месте выступает процесс воспитания личности, которому в определенной степени подчинен процесс обучения.
Воспитательный аспект в обучении наиболее эффективно достигается в ситуации, когда «обучение правам человека» есть «воспитание в духе прав человека».
Учащийся подводится к пониманию необходимости соблюдения правовых норм через осознание своих прав, тем самым право рассматривается не только как законы, разработанные государством и довлеющие над личностью, ограничивающие ее свободу, но в первую очередь как регулятор жизнедеятельности общества. В таком контексте изменяется ценностная значимость права, которое в данном случае раскрывается как условие осуществления социальной справедливости. Поскольку гражданское образование должно способствовать введению школьников в социум, то методика обучения должна предусматривать предоставление учащимся возможности принимать участие в обсуждении проблем общественной, культурной, политической и экономической жизни страны. Воспитание в духе прав человека и гражданина должно быть основано на развитии у школьников положительного самоопределения, усвоения демократических ценностей и признании многообразия культур и религий как естественной среды существования, обогащающей представления человека.
В свете этого перед школой и учителями граждановедения встают следующие воспитательные и образовательные задачи.
В области воспитания: сформировать гражданственные отношения и приверженность фундаментальным демократическим и моральным культурным ценностям и принципам, необходимым знающему и ответственному гражданину.
В области знаний и интеллектуальных навыков: обеспечить будущих граждан знаниями и навыками в объеме, позволяющем индивиду как осознанно анализировать и влиять на разработку и проведение государственной политики, так и участвовать на добровольной основе в решении вопросов совместно с соседями по дому и в масштабах деревни, поселка, города.
Обе задачи нерасторжимо связаны: повсеместное и эффективное участие в политическом и социальном процессах на разных уровнях; гражданская ответственность как неукоснительное выполнение обязанностей, которые влечет за собой гражданство; голосование на выборах и иное воздействие на политику правительства с тем, чтобы это способствовало благу всего народа и будущим поколениям страны; содействие совершенствованию деятельности всех ветвей власти; сдерживание деятельности правительства и парламента в пределах предоставленных им конституционных полномочий, не позволяя посягнуть на прерогативы общественных организаций; наконец, добровольная и бесплатная помощь ближним своим, соседям, местному обществу.
Вместе с тем здесь следует выделить два уровня проблем:
общенациональный – воспитание и образование молодого поколения, руководствующегося универсальными демократическими ценностями и способного в ближайшие три-четыре десятилетия укоренить в России нормы и ценности гражданского общества, обеспечить становление правового государства;
более узкий, учебный – подготовка учащихся, обладающих базовыми знаниями о политическом устройстве общества, своих правах и обязанностях, демонстрирующих терпимость в отношении чужого мнения, иноэтнической культуры, строго следующих Конституции и законам РФ, активно участвующих в политическом процессе и способствующих признанию ценностей российской демократии за пределами страны.
Таким образом, российский учитель граждановедения призван выполнить чрезвычайно высокую, с полным основанием можно сказать – историческую миссию: преобразовать Россию руками своих учеников, которых он должен вооружить необходимыми сведениями в областях политологии, права, социологии, отчасти психологии и, более того, выработать у них навыки использования полученных теоретических знаний, привести к пониманию ценностей народовластия. Одна из главных задач в этом процессе состоит в воспитании человека, обладающего достоинством, осознающего собственные неповторимость, свободу, право владеть собственностью и лично отвечать за свои действия, судьбу близких и Родины.
Анатолий САВАТЕЕВ, кандидат исторических наук
Комментарии