Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Ответ сыну

Учительская газета, №47 от 18 ноября 2003. Читать номер
Автор:

Кто-то жалуется: сельские школы не имеют нормальной материально-технической базы, у сельского учителя нет возможности заниматься самообразованием, сельские дети успевают только за скотиной ходить да в лучшем случае усваивать то, что требует программа. А вот в Солонцовской СШ Емельяновского района Красноярского края считают, что сельские условия – не помеха развитию. Педагоги, в том числе учитель истории, обществознания, МХК Светлана Николаевна ЧЕРНЫШЕВА, успешно занимаются исследовательской деятельностью сами и развивают исследовательские умения учеников.

В 3-4-х классах, когда ведущей деятельностью является учебная, Светлана Николаевна придумывает весьма оригинальные задания. Например, изучая историю открытий, ребята изобретают новые буквы, изготовляют берестяные грамоты. А еще они составляют родословные своих семей и фамильные гербы!

Однажды мой десятилетний сын, выполняя очередное задание по экономике, спросил: «За что ты получаешь заработную плату, ведь ты ничего не производишь?». Помнится, я возмутилась и с жаром начала объяснять, что учителя производят нематериальные ценности, дают образование людям, чтобы они потом могли производить все нужное для жизни, и создают условия для развития детей. Он удивленно посмотрел на меня и спросил: «А что, люди сами образовываться не могут?». «Наверное, могут», – ответила я и вышла из детской комнаты.

Простой детский вопрос застал меня врасплох. Почему? Какова роль учителя в школе и в обществе вообще?

На мой взгляд, за кажущейся простотой вопроса скрывается одна из основных проблем современного образования: конфликт старых форм и содержания с общественным заказом наступающей постиндустриальной культурной эпохи.

Учитель является не только проводником общечеловеческой культуры, но и ее активным творцом. Значит, роль учителя заключается в создании условий, с одной стороны, для образованности учащихся, с другой стороны, для их личностного образования. А педагогическая деятельность зависит от того, какой результат желает получить от школы общество. Кто обществу нужен: обученный потребитель, «стандартный» индивид, усвоивший знания, умения и навыки, или созидатель – творческая личность, способная к саморазвитию и самоопределению?

Современная жизнь во многом изменила школу, но, увы, не всегда эти изменения радуют. Школа стала жестче, холоднее, формальнее. В учебном процессе ребенок страдает от простой схемы: слушай на уроке – выполни задание – ответь – согласись с оценкой.

Видимо, поэтому доверчивый, любознательный, жаждущий учиться малыш, который пришел в первый класс с букетом цветов, постепенно разочаровывается в школе и уже через год без желания идет на учебу, а на выпуске мечтает поскорее покинуть ее стены.

А ведь школа является для учащихся вторым домом на протяжении многих лет, это огромный отрезок времени: детство, отрочество, юность. И след, который оставит она в душе ребенка, неизгладим. Как пройдут эти емкие по своей значимости годы? На мой взгляд, все зависит от того, каким учитель представляет себе учебный процесс, какую роль отводит в нем себе, какую ученику. Или я учу ученика, или он сам учится, а я ему помогаю?

Сегодня все на пути изменений: культура, люди, образование. Все ищут, пробуют, спорят, отрицают, доказывают. Суета сует эпохального масштаба. Лишь одно вечно: Учитель и Ученик, тернистый путь и благодатные плоды.

По-моему, каждый учитель в первую очередь должен изменить свое отношение к учащимся и решить, что он должен давать своим ученикам: просто «знания» или способы приобретения знаний, умения дивергентно мыслить, сомневаться, задаваться вопросами, налаживать коммуникации, организовывать деятельность, оценивать, рефлексировать и т.п. Учитывая, что количество знаний в мире каждый год увеличивается в геометрической прогрессии и они устаревают, я склоняюсь к последнему – научить самообразовываться, саморазвиваться и самоопределяться.

Теперь я думаю, что если мой сын или кто-нибудь другой спросит: «Зачем учитель в школе, если можно и самому образовываться?» – то я знаю, что ответить.

Между прочим, немецкий мыслитель XIX века А.Дистервег писал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». И эти слова я считаю девизом своей педагогической деятельности.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту