Соединить классическую пьесу А.П. Чехова «Чайка» с вопросами искусственного интеллекта в образовании – нетривиальная задача. Фамилии героев Чехова и персонажей сказки имеют между собой несомненную связь, но характеристики персонажей могут сильно отличаться. Сказка не имеет целью противодействовать искусственному интеллекту или его высмеивать (а догадливый читатель легко поймет, какие сущности скрываются за ИИ – идеальным исполнителем желаний и Безыскусным Пантелейкой). Скорее речь идет о роли человека в современном мире и педагога в образовании. Некритическое применение и восторженность по поводу автоматического объединения включения ИИ с повышением качества образования настораживает (пока еще не пугает, но такой этап вполне возможен). Появление чего-то нового и эффективного, способного заменить труд человека, вызывает споры, сопротивление и противоборство – так бывает всегда (вспомним луддитов, разного рода саботажников явных и скрытых).

Можно ли заменить педагога условной Алисой, чат-ботом, аватаром или любым другим цифровым исполнителем? Не стоит сразу возмущаться постановкой вопроса. Он сам выглядит кощунственным. Однако процесс выглядит двусторонним. Некоторые педагоги заменяются легко. И вина ли в этом прогресса? Сегодня уже ставится вопрос не только о том, может ли искусственный интеллект заменить человек, а в несколько ином разрезе: «Остается ли современный человек человеком или сам превращается в набор алгоритмов и функций?
ИИ заменяет человека, а также: поменяет, подменяет, изменяет, обменяет, применяет, вменяет, отменяет, разменяет, изменяет, выменяет (заодно повторили разные приставки в русском языке – можно еще найти те, которые в этом обмене не смогли поучаствовать!). Часто дело в том, что профессиональное творчество признается излишним. Когда педагог по собственному желанию превращается в машину, то неизбежно наступит время его замены чем-то автоматическим. Транслирование и репродукция по силам машине. Импровизация и реагирование в сложившейся ситуации – только человеку. Но не просто человеку, а личности, профессионалу, осознающему и понимающему значимость и ценность образования.
Если есть требование предоставить пошаговые алгоритмы, а потом их механически включают в свою деятельность, то педагог вступает в безнадежную конкуренцию с цифровыми силами. И заранее обречен на поражение. И педагогическая деятельность тут ни при чем – просто выполнение работы. Секрет выживания человека и личностной значимости в современном мире в понимании целеполагания и ценностной основы, в творческом подходе к профессии, в увлеченности познанием и создании авторитетного образца для подрастающего поколения, в интересе и любознательности, открытости к новому, готовности к импровизации и осознанности, рефлексивности и уверенности в себе, а также в устойчивости к стрессам и жизнестойкости.
Представляется полезным подчеркнуть, что Искусственный Интеллект (ИИ) скорее надо воспринимать как Искусственный Дополняющий Интеллект (ИДИ). А куда он пойдет – зависит от самого человека. И важно, чтобы было что дополнять. Если интеллекта нет, то ни ИИ, ни ИДИ не поможет. Еще в советском фильме о приключениях Электроника показывалась дилемма Сергея Сыроежкина, который мечтал о свободе, а оказался в пустыне одиночества. Если нет личностного интереса к чтению литературы, к размышлениям, к самостоятельному решению трудной задачки, просто к познанию и обдумыванию, то когнитивный аутсорсинг не только избавит нас от проблем, но и от самой сути человеческой жизни.
Есть версия, что совместность, сообщество и доброжелательная поддержка дадут человечеству и каждой личности способ не воевать с ИИ, не подчиниться бездумно, а сосуществовать, использовать и развиваться. Может быть педагогическое сообщество найдет правильный баланс? Время покажет.
| «Надо изображать жизнь не такою, как она есть, и не такою, как должна быть, а такою, как она представляется в мечтах» (слова Треплева в пьесе А.П. Чехова «Чайка»)
– Разрешите мне, – сказал Бол-Кунац. – Давайте рассмотрим такую схему. Автоматизация развивается в тех же темпах, что и сейчас. Тогда через несколько десятков лет подавляющее большинство активного населения Земли выбрасывается из производственных процессов и из сферы обслуживания за ненадобностью. Будет очень хорошо: все сыты, топтать друг друга ни к чему, никто друг другу не мешает … и никто никому не нужен. Есть, конечно, несколько сотен тысяч человек, обеспечивающих бесперебойную работу старых машин и создание машин новых, но остальные миллиарды друг другу просто не нужны. Это хорошо?» (А. и Б. Стругацкие «Хромая судьба») «Общественный прогресс истинный — в большем и большем единении людей» (Л.Н. Толстой) «Материальные достижения, конечно, делают человечество, как таковое, более независимым от природы, чем раньше. Вместе с тем, однако, они уменьшают количество независимых существ внутри самого человечества» (А. Швейцер «Культура и этика») |
В уже покрытые патиной и подернутые паутиной стародавние времена в глуши, до которой не всякая комиссия с проверкой доедет, непонятно какими судьбами появился продвинутый и активный директор школы Поспел Пострелович Ускорин. Он собрал коллектив творческий, неравнодушный, разный по характерам, прямо скажем, непростой. Так ведь не зря же в народе говорится, что «простота – хуже воровства». Его образовательную организацию в народе называли «усадьбой Ускорина-Бесспорина», потому что спорить с директором было бесполезно. В своих планах и идеях он опирался на новейшие достижения педагогической магии и волшебные тренды, инновационные заговоры и эффективные свежесваренные зелья. Имя у организации громкое было придумано – «Отвечай-ка!». Ярко, свежо, нестандартно. Все, как мы любим в образовании. И удобно, чтобы найти виноватых и ответственных в том или ином промахе. А без них еще ни одна образовательная организация не смогла существовать.

Жизненное кредо Ускорина было кратким, всем понятным, но с долей загадочности: «Главное, чтобы быстро!». Заминки и задержки, рефлексирования и сомнения не допускались. Такой подход требовал постоянно «держать руку на пульсе происходящих образовательных процессов». А они протекали по чудесным законам нелинейного абсурда и бурного нелогичного активизма. Эти законы требовалось изучить, постичь и использовать в практике, а потом еще и представить результаты эффективного применения. Ускорину все это удавалось на разных уровнях. Авторитет и слава руководителя росли. Вот он дошел уже до высших высот и зияющих вершин. Попал на межпланетное совещание в Педагогическое Зазеркалье. Не каждому выпадала честь получить туда приглашение.
Надо заметить, что в Педагогическом Зазеркалье много чудес встречалось, на каждом шагу волшебство волшебное, слова громкие и колкие, требования острые и горящие, термины непонятные и манящие, только что испеченные и никем пока не опробованные. С утра до вечера заседали и играли, дискутировали и рефлексировали. Много на заседаниях было протерто штанов и юбок, бесконечно истоптано башмаков на образовательных экскурсиях, несчетно хлебов и всего остального съедено-выпито на банкетах сопутствующих, сломан лес посохов железных во время «разборок педагогических полетов» (сданы потом в металлолом и переплавлены в новые полезные педагогические инструменты – ничего втуне не пропало!).
Всякие объявления-послания сверху заставили задуматься Ускорина. Не все в его хозяйстве соответствовало инновациям текущим и достижениям прогрессивным. Технологичность прихрамывала на обе ноги. Дополненная реальность в дефиците жила. Традиции олдскульные преобладали. А нужен был когнитивный и организационный аутсорсинг, дефолт человеческого мозга и расцвет мозга искусственного.
Закручинился наш добрый молодец, повесил головушку, подрастерял свой образовательный оптимизм, накопленный и привезенный в чемодане. Что делать в новых реалиях? Как все успеть и всему соответствовать? Не ест и не пьет Ускорин, думу думает о судьбах инноваций в своей образовательной организации. Бродят в голове мысли, одна с другой сцепляясь в смертельной схватке. И помирить сложно, да и отказаться ни от одной нельзя – придется отвечать потом. Такова участь многих передовиков и активистов.
Наступила ночь. Все участники конференции давно спят. Только Поспел Пострелович ворочается с боку на бок, сопит и пыхтит, ищет в темноте стратегию – найти не может. Шевелит руками – ведь учили, что надо сопровождать умственные усилия ритуальными телодвижениями. Но тут что-то под руку попалось, пискнуло в его шарящих руках существо, на ощупь металлическое, но живое. Нащупал, схватил. Вырывается невиданный непонятно кто. Но Ускорина не проведешь – вцепился, держится за добычу, не привык ничего упускать, что само в руки плывет. Вдруг взмолилось существо, запросило не казнить, а миловать, пощадить и использовать. Сулило разные вкусные блага и образовательные радости, педагогическое счастье и учебное благополучие. Златые горы образовательных результатов и молочные реки с кисельными берегами качества преподавания. Существо представилось. Звали Пантелейкой Безыскусным с неограниченными образовательными возможностями.
Опытный Поспел Пострелович сразу смекнул про выгоду и перспективы, придумал грандиозный проект и увидел запредельные горизонты. В соответствии со своим принципом, Ускорин сразу же взял быка за рога. Быстро договорились и подписали контракт о том, что Безыскусный Пантелейка на один год становится сотрудником образовательной организации «Отвечай-ка» (бессрочной службы добиться не удалось – в Педагогическом Зазеркалье существовали свои ограничения). Именовали его Идеальным Исполнителем Желаний (сокращенно ИИ, чтобы лишнее жужжание не допускать!). Задача перед ИИ поставлена была амбициозная – шокировать всех в дремучей провинции, разбить педагогическое самомнение, внести луч технологического света в дремучее царство педагогических традиций, решить все существующие проблемы в прошлом и будущем – быстро, оперативно, дешево и бесповоротно.

Рабочий день у ИИ был бесперерывным (в договоре отметили «24 на 7» – такой в те времена бытовал красивый слоган про семь дней в неделю и про двадцать четыре часа в каждых сутках, что в реальной жизни оставалось фантастической мечтой работодателя, так как живой человек имеет естественные природные ограничения). Отпуска ИИ не требовал. Больничные исключались, потому что новый сотрудник ИИ не мог в принципе заболеть (по крайней мере с обычной точки зрения). И много дополнительных бонусов – не уставал (если не считать возможных периодических зависаний, требовавших перезагрузки), выполнял поручения быстро, ошибки исключались (надо было только точную инструкцию дать), контроль становился излишним. Чаев-кофиев не пил, никуда не отлучался, в магазины не бегал.
Вот такое счастье Поспелу Постреловичу привалило. Осталось ввести сотрудника в коллектив, дать правильные установки и расставить акценты. Конечно, предварительная разведка отношения в высшем руководстве была сделана. Полученные секретные данные намекали на то, что за Безыскусным Пантелейкой многие авторитетные и влиятельные начальники видели будущее. Только пока не говорили об этом открыто. Неизвестно было, куда повернет извилистая и капризная генеральная линия. А колебаться с ней оказывалось необходимым. Желательно и предугадывать неожиданные отклонения. Но ведь можно немножечко ускорить время, подтолкнуть его, так сказать!
Ускорин любил говорить коротко, но цветисто. В сложившейся ситуации опытный руководитель нашел оригинальное решение – выбрал стихотворную форму. Спорить с ней обычно не находится желающих. А если они и появляются, то выглядят заведомо довольно смешно. Как отвечать? Прозой? Не попадаешь в формат. Плести в ответ рифмы – впадаешь в повтор и подчиняешься заданному шаблону. Вот таким выглядело его короткое представление Безыскусного Пантелейки педагогическому коллективу (а мы помним, что был он непростым):
Полон мир чудес-событий
В быстром темпе наших дней
Ждет, чтоб спас нас исполнитель,
Круче нет, и нет важней!
Есть ответ на все запросы,
Станет жить легко и просто!
Обычно про такие ситуации говорят: «гром среди ясного неба», «внезапно налетевший шторм», «набежавшие грозовые тучи», «опрокинувшееся не землю небо». Много разных метафор и оборотов стандартных используют люди. Однако в народе уже давно метко подмечено: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». В образовательной организации «Отвечай-ка» гром грянул быстро и неотвратимо. Все ждали молний (хотя в природе по признанным на данный момент законам физики обычно происходит наоборот, если верить законам о соотношении скорости света и звука).
В коллективе ситуацию просканировали, выявили риски, от прений воздержались. Стратегия поведения у каждого вырабатывалась по ходу, мозговые шестеренки скрипели, почти слышна была эта тайная и магическая работа мысли. Лишь Безыскусный Пантелейка оставался спокойным и безмятежным, уверенным в себе и понимающим происходящее вокруг. Так как объединило всех недоумение, настороженность и опасение, то надо было придумать что-то для компрометации образа Идеального Исполнителя образовательных желаний. Коллектив объединился перед возникшим вызовом и слился вместе в едином критическом порыве. Каждый смотрел на ИИ раздраженным и раздосадованным волком. Поэтому к моменту традиционно отводимого времени задавать вопросы новоиспеченному сотруднику Безыскусному Пантелейке каждая группировка (а всего их было три основных – где же без этого обойтись?!) уже имела идею и почти готовый план.
А группировки в непростом педагогическом коллективе Ускорина-Бесспорина оказывали значительно влияние на происходящие процессы и принимаемые решения. Периодически педагоги, как зайцы, бегали от одного лидера к другому, но и костяк тоже оставался. Разве только в образовательных организациях происходит такое? Но не будем сильно углубляться в эту отдельную тему для сказки – и далеко не педагогической. Все-таки перемигнулись, пошептались, записочками перекинулись, и сначала решено было всю рутину скинуть на Безыскусного Пантелейку. Называлась эта рутина бумагомарательством в кулуарах, а в позитивном и формальном плане – текущей отчетностью. Требовалось документики вовремя стряпать и отправлять по месту требования, график соблюдать, на запросы отвечать, данные предоставлять, средние показатели выводить. И было им имя Легион. Сколько ни делал, а все равно что-то обязательно упустишь и пропустишь. Тут тебя и призовут: «Отвечай-ка!». Перекинули теперь эту ответственность на ИИ.
Что же это были за такие центры-группировки? Самое время коротко о них сказать.
Первую возглавляла Истерина Позеровна Эдемова – педагог с самым большим стажем и опытом в организации, заслуженная и награжденная, имеющая звания и грамоты. Здесь объединились критики, капризные и стареющие, уставшие и жаждущие пиетета. Они выдвинули много претензий к ИИ, но все их можно объединить одним ведущим посылом: «Угождай-ка!». Хотелось им иметь Безыскусного Пантелейку на посылках, исполняющего разные капризы и всякие взбалмошные запросы. Да не просто исполняющего требуемое, а с почтением, выражением признательности, готовности служить и услужить, умаслить, воздать должное и ублажить. Смотреть на них требовалось снизу вверх с покорностью, преданностью и постоянной готовностью. Что это значит никто не понимал, кроме Истерины Позеровны. Да и сама Эдемова часто меняла настроение, так что угодить было непростой задачей.

Следующая группировка существовала под идейным руководством и питалась неиссякаемым активизмом Краснобая Бездарновича Треплова, учителя русского языка и литературы. Он мечтал о перевороте в образовании, бредил инновационностью форм и новизной содержания. Правда, таланта не хватало. Хотелось, да не моглось. Потуги выходили судорожными и некрасивыми, амбициозными и безосновательными. Запросов к ИИ было немало, все их можно было объединить одним посылом: «Удивляй-ка!». Требовали волшебных учебных палочек-отвечалочек, шапок-мотиваторов, сапог-навигаторов, рукавиц-решателей, ковров-иллюстраторов. Много чего, всего и не упомнить.

Наконец, были и молодые педагоги, мечтательные и порывистые, максималисты и романтики. Молодые, да ранние, как говорится в народе. Часто безответственные и необязательные. Среди них выделялась Мина Романовна Беспечная. Главной их трудностью было то, что чего-то хотели, а чего конкретно – не знали сами. Поэтому от ИИ они требовали одного: «Угадай-ка!». Раньше для этих капризов кофейная гуща использовалась, но в эпоху цифровизации такие подходы окончательно устарели и удовлетворить не могли.

День-ночь, сутки прочь. Навалился ИИ, справился Безыскусный Пантелейка, глазом не моргнул, не пыхтел, не возмущался, не истерил, не грозил подать заявление об уходе или пожаловаться в высшие инстанции. Через неделю все алгоритмы выстроил, графики составил, сигналы придумал, шаблоны разработал. Любо-дорого было смотреть Ускорину на этот рапортующий конвейер.
Коллективное отношение к Безыскусному Пантелейке разделилось. Рады были не все, но сочувствующие и надеющиеся появились. Только вот теперь трудно стало жаловаться на текущие отвлекательные дела, мешающие качественно готовить занятия, не получалось свалить свои промахи на внешние происки и злобные силы. А еще с появлением Безыскусного Пантелейки технологии шагнули вперед. Разных гаджетов развелось, их надо было осваивать, управлять, подключать-отключать. Шипели по углам об ИИ, вспоминая про многочисленные гаджеты: «Гад же, ты!».
Дошли руки и до образовательного процесса. А если говорить конкретнее, то задумано было проведение образцово-показательного технологичного современного занятия (раньше их называли открытыми уроками, но Поспел Пострелович хотел больше пафоса и возвышенности придать задуманному, а также подсветить и усилить роль ИИ). Это объединило все три основных авторитетных центра вокруг общего события (тут не обошлось без подсказки Безыскусного Пантелейки – его было предложение включить как можно большее количество педагогов). Разработку и проведение фееричного волшебного занятия-события решили поручить
Для Краснобая Бездарновича Треплова открылась прекрасная возможность проявить свои скрытые от окружающих таланты (сам-то он в них никогда не сомневался) в гениальном проведении занятия. Упустить такой шанс было нельзя. Молодые и амбициозные педагоги во главе с Миной Романовной Беспечной увидели свою выгоду в участии и мелькании перед глазами высокой комиссии и начальства. Они верили, что их заметят, оценят, возвысят и восхвалят. Дальше этого никто и не думал – слава кружила голову и создавала в душе приятную турбулентность. Каждый из них тайно мечтал о главной роли, центральной позиции и звездных высотах. Истерина Позеровна Эдемова с группой опытных, прошедших огонь, воду и медные трубы соратников с удовольствием приняли на себя роль почетных экспертов. Только чтобы почета и уважения было побольше. Как показывает практика, медные трубы никогда не надоедают и не приедаются. Они благородно и снисходительно возложили на себя роль волшебных помощников, обладавших магическими идеями и живительными учебными эликсирами. Умел, однако, ИИ найти тонкие струны в разных педагогических душах и использовать их для поставленной задачи.
Итак, Треплов, Эдемова и Беспечная складывали занятие фееричное и продвинутое, уникальное и высококачественное, полезное и вкусное, здоровое и эргономичное. Тут еще было 143 позиции с учетом всех руководящих указаний и последних алгоритмов, которые Безыскусный Пантелейка за 10 минут сформулировал на основе анализа ста томов педагогических изданий последних лет и протоколов всех двухсот пятидесяти трех конференций, проведенных за последний месяц (остальное посчитал устаревшим и в расчет уже не брал). Но перечислять полностью их не будем, пожалеем читателя. Надо заметить, что и в дальнейшем ИИ постоянно вмешивался в процесс. Директор Ускорин-Бесспорин однозначно заявил, что позиция Безыскусного Пантелейки является решающей и истиной в последней инстанции. Как говорит, так и надо делать, без всяких «глупых возражений» и «лишних размышлений». Такова было его устойчивая вера в нового сотрудника-спасителя образования.
Урок решили посвятить теме новых веяний и чаяний в образовании. Сначала Треплов хотел что-то про тренды ввернуть, но Эдемова с сотоварищи таких слов не знали, громко возмутились, что пока живы не позволят трендеть (этот термин был им хорошо известен), они педагоги приличные и не допустят развала образования всякими новомодными штучками. Краснобая Бездарновичу пришлось согласиться с авторитетами по избежание насылания и насыпания магических проклятий и волшебных отравлений. ИИ предельно сократил речь педагогов, но зато оживил литературных героев разных произведений, которые тоже стали активными участниками занятия. Треплова сильно сократили и подвинули, сделали модератором, «наградив» техническим функционалом передачи слов. Молодые педагоги скорее выглядели массовкой, чем главными героями. Зато никаких заминок и непонятных импровизаций не предвиделось. Чек-листы были сделаны, тесты подготовлены, QR-коды сгенерированы, таймеры настроены, аватары заряжены. Всего и не назовешь. Разные дивные существа виртуально и облачно бродили в пространстве будущего занятия. Пощупать их было нельзя, но присутствие ощущалось и постоянно с упреком как будто говорили живым педагогам: «Что же вы такие убогие и неорганизованные, примитивные и медлительные.
План был идеальный, продуманный до мелочей и отредактированный ИИ. Но что-то пошло не так – герои не реагировали на вопросы учеников, а транслировали заготовленный текст. Треплову не подчинялись, его идеи поддерживать и развивать не хотели. Молодые педагоги ориентировались плохо, не могли угадать, что им подбросят многочисленные аватары. Мина Беспечная старалась демонстрировать восторженность и быть активной, мотивированной и включенной, искрящейся и нестандартной. Безыскусный Пантелейка по ходу действа пытался угадать ее настроении в соответствии с запросом, но она идентификации никак не поддавалось, как прогноз погоды гидрометцентра в школе Ускорина. Эдемова периодически не могла сдерживать свои эмоции (да и не привыкла к этому), громко возмущалась, отдельные критические реплики и комментарии имели убийственный характер.
Все смешалось в образовательной организации Ускорина. Несочетаемое сталкивалось и смешивалось в гремучую смесь, в воздухе носились запахи скуки и хаоса. Приехавшие гости недоумевали (несколько смягчил их позицию послезанятийный пир горой). Хорошо, что рано или поздно любые испытания заканчиваются. Занятие тоже подошло к завершению и закономерному разбору его итогов. Кипели страсти, бури сменялись одна другой, гром и молнии метались во все стороны, эпитеты и ярлыки обильно навешивались, огнем критики выжигались промахи. Но при этом старались избегать конкретных имен, обвинения имели общий и абстрактный характер, промахи возникли как будто сами по себе, что-то «было недодумано», «требовало уточнений», «нуждалось в доработке» и т.п. Педагогическая дипломатия, корректность и солидарность коллективная не пострадали.
И тут взял слово Безыскусный Пантелейка:
– Треплов бездарен. Нужен другой педагог. Выбор есть и широкий – Ушинский, Макаренко, Песталоцци (если вдруг будет занятия по иностранному языку), да хоть Пушкина. Современные возможности безграничны. Треплов никого точно удивить не сможет. Да и нет в организации такого педагога, который превзойдет имеющихся у меня помощников. А еще и угодим хранителям традиций. Если раньше было лучше (тут был брошен недвусмысленный взгляд в сторону группировки Эдемовой), то и возьмем педагогических «героев минувших дней». Выдумывать ничего не надо – все лучшее возьмем из прошлого и переместим в настоящее. Быстро, дешево, прогрессивно, с элементами удивления и угождения. Так и угадываются будущие славные и громкие победы. Экспертизу нельзя отдавать тем, кто не может сдержать истерики (так как Эдемова не поймала предыдущие намеки, то ИИ нанес тут упреждающий удар). Должны быть четкие критерии и показатели с выставлением по ним баллов. У каждого действующего лица должен быть сценарий. Отступление от него – показатель непрофессионализма.
Повисла тишина. Робкий голос спросил:
– А мы как же?
На что Безыскусный Пантелейка ответил жестко, но честно:
– Вы же сами переложили всю ответственность и решение всех проблем на меня, как идеального исполнителя желаний. Но у вас и желаний-то оказалось негусто. Поэтому и их придумывание тоже скинули. Я это принял по условиям контракта. Вижу плохое исполнение требований, медлительность, ошибки, множество сомнений и потери времени на лишние размышления. Мечты готов исполнить. Одним нужно преклонение, другим – признание таланта, третьим – восхищение и слава. Живое общение и обсуждения заменили электронными площадками. Так что, как говорится, «пишите, педагоги, пишите!». Чаты, облака, посты, реакции, комментарии и разные другие цифровые яства напитают взаимодействие правильным посылом: «Быстро и ничего личного!».
Возражений не нашлось. Расходились в безмолвии и с думами на челе. Оказывается, человек пока не готов к роли статиста и восторженного зрителя, бездумно аплодирующего спектаклям Безыскусного Пантелейки. Пока не готов. А дальше будет видно. Суперумное общество может отнять разум у личности. Вот таков современный вызов. Жаль, что Пострел Поспелович хочет всего быстро и просто. А мог бы и с умом Идеального Исполнителя интегрировать. Не может Безыскусный Пантелейка заменить педагогический коллектив. Сегодня не может. Но он терпеливый, готов подождать. Если никому не хочется принимать ответственность и отвечать, то ИИ с удовольствием возьмет это на себя. Только что тогда останется человеку?
Идеальный Исполнитель требует от человека понимания своих желаний и принятия ответственности за их исполнение. Иначе он превратится в Идеального Заменителя. Коллектив Ускорина задумался. В «Отвечай-ке» собрались, обсудили новое совместное занятие «на троих» (в соответствии, кстати, с отечественными традициями). План и без ИИ сложили, у которого контракт уже истек к тому времени. Так что пир горой отменять не стали. Что куда текло и попало мы не знаем. Все-таки сказку хочется закончить образовательным застольем с оптимизмом по поводу будущего совместного занятия. Пусть все получится у живых и желающих творческих педагогов. А если и вылезут из разных углов ошибки, то свои, личностно-профессиональные и развивающие. Но и про ИИ не стоит забывать. Только в дополнение и помощь в профессионализме и интеллекте. Главное, чтобы было что дополнять. А тут уж сами люди должны думать!!!
Андрей Иоффе, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ

Комментарии