В начале 90-х годов произошло резкое сокращение дошкольных учреждений. Количество детских садов за 1990-2007 годы сократилось на 167, число воспитанников – на 29983 ребенка. Главным образом это вызвано снижением рождаемости в стране. В последние годы демографическая ситуация начинает улучшаться. В республике рождаемость стала расти с 2004 года. В 2004 году было 25067 воспитанников, в 2005-м – 25662, в 2007 году – 27220, посещающих дошкольные образовательные учреждения.
Если в 1997 году детские сады и ясли посещали 53,5% детей в возрасте от 1 года до 7 лет, то в 2005 году – 65,3%. Наибольших успехов в этом достигли детсады в городах Йошкар-Ола, Козьмодемьянск, Волжск и в Медведевском, Оршанском, Звениговском районах. Меньше детей пользуются услугами дошкольного образования в Моркинском, Горномарийском и Мари-Турекском, Юринском районах. Из года в год растет число очередников. На сегодняшний день скопилось 6213 заявлений от родителей, желающих отдать малышей в детские сады.
В настоящее время в дошкольных учреждениях республики трудятся 8,5 тысячи сотрудников. Из них 6,1 тысячи в городских поселениях, 2,4 тысячи – в сельской местности. Из года в год растет их образовательный уровень. Так, за 2004-2006 годы доля работников с высшим образованием возросла с 58,7 до 60,6%. Соответственно уменьшилась доля специалистов со средним образованием. 27 педагогов дошкольных учреждений республики имеют среднее образование.
Увеличивается количество воспитателей, имеющих первую и высшую квалификационные категории. На 2007 год высшую категорию имеют 479 педагогов, первую – 1533, что составляет 60%. С целью повышения квалификации сотрудников ДОУ развивается заочная форма обучения. В настоящее время 168 педагогов заочно обучаются в вузах республики. В этом учебном году 601 педагог имел возможность повысить свою квалификацию на курсах. Большинство воспитателей занимаются самообразованием, участвуя в работе методических объединений.
Участие родителей и широкой общественности в делах дошкольного образования помогает решить актуальные вопросы воспитания. Советы дошкольных учреждений созданы при 170 детских садах, попечительские – при 27. Возросло внимание к дошкольному образованию и со стороны государственных органов, муниципальных образований. Сегодня 51 педагог имеет государственные, 423 – отраслевые награды.
Дальнейшее развитие дошкольного образования сдерживается недостаточным финансированием, отсутствием соответствующих современным требованиям учебного оборудования, компьютерной техники, инвентаря.
Особенно остро стоит вопрос повышения заработной платы воспитателей. Размер ее во многом зависит от экономического состояния учредителей детских садов – муниципальных образований, которые, к сожалению, сегодня находятся далеко не в лучшем финансовом положении. В республике она колеблется в пределах от 2138 (Килемарский район) до 3687 рублей (Волжск). Заработная плата школьных учителей несколько выше.
Система дифференцированной оплаты труда педагогов позволяет увеличить размер получаемой зарплаты за счет повышения квалификационной категории. Более 40% дошкольных работников имеют 13-й разряд по ЕТС и 12% получают зарплату по 14-му разряду. В последние годы наблюдается быстрое увеличение доли высокооплачиваемых специалистов в сельской местности. В текущем учебном году более 43 процентов работников сельских дошкольных учреждений получают заработную плату по 13 и 14-му разрядам. В то же время надо признаться, что среднемесячная заработная плата работников дошкольных образовательных учреждений все еще остается низкой.
В рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2006 году главы администраций муниципальных образований Горномарийского, Звениговского, Куженерского, Оршанского и Параньгинского районов и городов Волжск, Козьмодемьянск выделили гранты 8 дошкольным учреждениям, активно внедряющим инновационные образовательные программы, а также оказали финансовую поддержку 14 лучшим педагогам. Это только начало. Мы надеемся, что почин будет поддержан и в других муниципальных образованиях.
Марийский институт образования провел среди дошкольных работников социологический мониторинг по изучению отношения к инновационной деятельности. Респондентам была предложена анкета по следующим проблемам: самооценка своей педагогической деятельности; влияние инновационной деятельности на организацию и построение развивающей среды детства; влияние на педагогическую деятельность воспитателя в условиях работы инновационного режима и др. На вопрос «Какие структурные компоненты педагогической компетентности вам более всего присущи?» 56,3% отметили высокий уровень способности к целостному самоопределению в отношении целей и средств воспитания, перспектив развития личности воспитанников, 6,3% отметили очень высокий уровень, 27,7% – средний, 3,6% – низкий. То есть большая часть педагогов способны прогнозировать цели, видеть перспективы развития личности воспитанников, выбирать средства воспитания и обучения.
Уровень овладения современными технологиями и уровень педагогического мастерства оценили как высокий большинство опрошенных педагогов – 41,1%, как средний – 36,6%, очень высокий – 15,2%, низкий – 2,7%, очень низкий – 0,9%. Этот достаточно высокий результат связан с многолетней работой, проводимой в республике по практическому внедрению новых методов, технологий и программ. Несколько вопросов касались оценки уровня педагогической рефлексии. 57,1% педагогов отметили высокий уровень овладения таким компонентом рефлексии, как «осознание мотивов воспитательных поступков», 19,6% – как средний, 13,4% – очень высокий, 1,8% – низкий.
Педагоги должны были определить также свое умение отличать собственные затруднения и проблемы от затруднений и проблем воспитанников. 66,1% оценивают уровень своих умений как высокий, 19,6% – как очень высокий, 10,7% – как средний. Это говорит о том, что воспитатели на хорошем уровне систематически анализируют не только свою деятельность, но и причины успехов и неудач.
На вопрос «каким методам следует отдать предпочтение при проведении развивающего занятия» большинство респондентов (54,5%) ответили, что «используют все в комплексе», 18,8% и 6,3% отдают предпочтение «исследовательским» методам, 16,1% – «объяснительно-иллюстрированным», 3,6% – «репродуктивным». Это свидетельствует об уверенной и стабильной работе в модели развивающего обучения.
В разной мере повлияла на педагогическую деятельность воспитателей работа в инновационном режиме: «чувствуют потребность в новом, но не знают, с чего начать» 3,9% воспитателей, 25,9% считают, что «улучшилось качество работы», 14,3% уверены, что работа в инновационном режиме способствует «успешному развитию способностей детей», 9,8% «испытывают потребность в обогащении знаний и методической помощи», 4,5% полагают, что «родители с большим интересом стали относиться к педагогическому процессу в ДОУ, активнее стали в нем участвовать», 2,7% считают, что «увеличилась нагрузка на ребенка», 1,8% «не ощущают, что произошли изменения», а 0,9% считают, что «родители не знают об инновационных процессах».
Работа в инновационном режиме требует от воспитателей постоянного обогащения знаний и определенной методической помощи. Мы видим, что наиболее востребованной является помощь со стороны старшего воспитателя (28,6%) и научного руководителя (15,2%).
Анализ ответов на вопрос «в обогащении каких знаний нуждаются педагоги» показал, что 33,9% хотели бы расширить свои знания в области частных методик, 28,6% – в области психологии, 17% – в области социологии, 15,2% – в области педагогики, 2,7% – затрудняются ответить, 2,7% – отказались ответить. Таким образом, можно сделать вывод о позитивном отношении работников дошкольного образования к инновациям, что привело к повышению уровня профессиональной компетенции.
Обеспечению детей местами в детских садах должна способствовать принятая Государственным Собранием Республики Марий Эл республиканская целевая программа «Улучшение демографической ситуации в Республике Марий Эл на 2007-2012 годы». Планируется увеличение сети дошкольных образовательных учреждений, укрепление их материальной базы. Намечается возврат семи перепрофилированных и используемых не по назначению детских садов на 820 мест, строительство двенадцати новых начальных школ – детских садов на 1150 мест. Приняты муниципальные программы развития дошкольного образования, направленные на обеспечение 70% детей в возрасте от 1,5 до 6,5 лет дошкольным образованием. Будут открыты дополнительно дошкольные группы при школах, организован подвоз сельских детей в близлежащие начальные школы – детские сады. Дополнительно будут созданы группы семейного типа, филиалы действующих дошкольных учреждений на дому, группы кратковременного пребывания детей в образовательных учреждениях и др.
Перед дошкольным образованием стоят большие задачи, решение которых во многом зависит от наших заведующих, воспитателей, специалистов и всего персонала, от их материальной обеспеченности, предоставления государством социальных льгот и гарантий. Мы благодарны республиканской организации Профсоюза работников народного образования и науки, предложившей ряд конкретных мер по улучшению условий их труда, повышению престижа работников дошкольных учреждений.
Комментарии