На федеральном уровне очень важно умело координировать работу тех гражданских институтов и организаций, которые будут вовлечены в деятельность по реализации национального проекта. В этом смысле одной из возможностей может стать создание межрегионального или федерального банка этих институтов или организаций. Хорошо бы провести совещание этих представителей общества (скорее всего, в Москве) для создания общей системы отношения гражданских институтов к оценке, экспертизе.
Основной результат участия гражданских институтов в нацпроектах – не столько распределение денег, сколько выход на институциональный результат формирования гражданского заказа в системе образования. В этом смысле исполнение задачи по улучшению работы системы образования тесно связано с формированием гражданского заказа.
С моей точки зрения, наиболее эффективной может быть организация взаимодействия гражданских институтов с теми экспертными сообществами в регионах, которые доказали свою эффективность в течение многих лет. Задача конкурсных комиссий и координаторов как раз и заключается в том, чтобы создать ситуацию, при которой ответственность за отбор будут нести гражданские институты, но механизм отбора, экспертирование общественниками будут производиться совместно с экспертными сообществами. Я поддерживаю высказанную Александром Тубельским идею «открытой экспертизы», но это форма натурального вовлечения гражданских объединений, общественности, родителей в идеологию приоритетного национального проекта, которую не надо путать с собственно проведением экспертизы в рамках реализации национального проекта «Образование». Это разные вещи. Мне кажется, что параллельное создание институтов контроля и оценки качества образования как ведомственных, так и гражданских – необходимая комплексная работа. В то же время должно быть общественное продвижение через систему гражданских институтов. Таким образом, с моей точки зрения, вовлечение гражданских институтов в образование через приоритетный национальный проект – это формирование гражданского заказа на региональном уровне, объединение региональных гражданских заказов с федеральными (что становится необходимым результатом поддержки у нацпроекта) и продвижение согласованных гражданским обществом направлений модернизации системы образования. Думаю, не нужно, чтобы гражданские институты сами становились экспертами. Они должны продвигать принципы модернизации, которые заложены в параметрах отбора. Это и нормативное финансирование, и оплата труда с учетом качества, и общественное управление, и воспитательная работа, и, самое главное, инновационное содержание образования. Нам важно договориться с гражданскими институтами по поводу результативности образования – это ключевой момент. Что такое результативность работы, например, школы? Очень важна, на мой взгляд, поддержка министерства для региональных структур, которые, с одной стороны, стремятся действовать по утвержденной норме (при этом принятие некоторых документов на федеральном уровне запаздывает), а с другой стороны, стараются опережать появление норм и действовать на свой страх и риск. Но в этом смысл управленческой деятельности по реализации нацпроекта, потому что управлять проектом невозможно исключительно по согласованной норме, надо ее опережать. Поддержка Общественной палаты тут будет заключаться в том, что мы готовы координировать работу региональных гражданских институтов в выполнении задач по реализации национального проекта.
Комментарии