Институт воспитания провел ежегодный мониторинг ценностных ориентаций современной молодежи. Он был нацелен на выявление ценностных ориентаций родителей, детей и педагогов. Рассказываем, что удалось выяснить ученым.
Онлайн-анкетирование исследователи провели по тематическим блокам, которые соответствуют направлениям рабочей программы воспитания – общение, гражданская позиция, отношение к окружающему миру и многим другим.
Ценностные ориентиры детей и молодежи
Главной ценностью учащихся и молодежи, как выявило исследование, является здоровье (физическое или психическое). При этом для 60% учащихся активная жизненная позиция не является приоритетом. Любовь является ценностью только для каждого третьего. Материальная обеспеченность для учащихся и молодежи важнее, чем интересная работа. Отсутствие материальных затруднений предпочли 35% учащихся и 41% молодежи, тогда как интересную работу – 27% и 31% соответственно.
Учащиеся ценят дружбу больше, чем молодежь. Наличие верных друзей принципиально для 46% учащихся и только для 32% молодежи. У учащихся сформированы «правильные» представления о дружбе: взаимопомощь, поддержка и доверие.
Авторы исследования также отметили, что семья приобретает ценность по мере взросления. Счастливую семейную жизнь ценят 40% респондентов от 19 до 35 лет и лишь 27% учащихся в возрасте от 14 до 18 лет.
Любовь как духовная близость является большей ценностью для учащихся (36%), чем семейная жизнь (26,6%). А 51% учащихся планируют вступить в законный брак и завести как минимум одного ребенка. При этом 26% учащихся к 14 годам еще не задумывались о создании семьи. Не планируют ее создавать 10%. Исследователи сделали вывод, что семейные ценности нуждаются в корректировке.
Забота друг о друге, доверие и любовь выступают значимыми семейными ценностями для учащихся и молодежи (81 и 83% соответственно). Преемственность поколений — наименее важная семейная ценность (9 и 11%). Наличие детей в качестве таковой отмечают только 11% учащихся.
Какие качества личности в приоритете
Мониторинг показал, что воспитанность и хорошие манеры оказались не важными для 40% учащихся. Не слишком их ценят также 36% молодежи. Честность не является значимым качеством, она важна для меньшей части опрошенных подростков и молодых людей. При этом чувство долга и ответственность все же ценят более половины молодежи в возрасте до 35 лет (51% против 44% учащихся). Лишь для каждого пятого важна дисциплинированность. Опрос также продемонстрировал низкий уровень терпимости по отношению к другим, чужие ошибки и заблуждения готовы прощать лишь 14% учащихся и 15% молодежи.
Как выглядит успешный человек
В глазах учащихся успех связан с профессиональной деятельностью и материальной обеспеченностью. Наличие интересной работы по душе важно для 56% опрошенных в возрасте от 14 до 35 лет, а материальная обеспеченность – для 55%. Эта категория опрошенных представляет успех как гармонию семейных и профессиональных ценностей. При этом наличие детей в семье важно для 32% молодежи и для 17% учащихся.
Оптимальным возрастом вступления в брак для 41% учащихся и молодежи выступает период с 26 до 30 лет. Брак, заключенный с 18 до 25 лет, считается оптимальным для 34% подростков и 31% молодежи. Не планируют иметь детей 17% учащихся и 8% молодежи. Чем старше становится молодежь, тем охотнее говорит о желании иметь детей.
Индивидуальное — коллективное
Половина учащихся ощущают себя частью коллектива. Взаимоотношения в классе, в группе в целом дружеские; коллектив сплоченный, ребята приходят друг другу на выручку (68–70%). При этом только каждый четвертый готов рассказать одноклассникам о своих проблемах. Коллективную ответственность готовы нести 59% опрошенных в возрасте до 18 лет.
В то же время опрошенные показали типичные черты индивидуалистического типа ценностей – отстаивание личных границ, опора только на свои силы, незначимость мнения коллектива. Для 92% учащихся (89% молодежи) важно отстаивать свои личные границы; 76% учащихся (81% молодежи) в общении не учитывают статус и возраст собеседника; 73% учащихся (70% молодежи) не рассчитывают на свой коллектив. Взаимоотношения в коллективе никак не влияют на настроение 72% респондентов в возрасте от 14 до 35 лет.
Качества, которыми молодежь наделяет других (доброжелательность и конфликтность, например), отличаются от качеств, которые она приписывает сама себе – свое Я видится более «положительным». Молодежь обособляет свою индивидуальность, видя себя частью вторичной группы (друзья, знакомые), но не отождествляя себя с ней. Исследователи допускают, что представители молодежи в некоторой степени противопоставляют себя всей российской молодежи.
Как молодежь проводит досуг
Исследование показало приоритет развлекательного досуга над познавательным. Чтение, учеба, самообразование, творчество, насыщенная культурная жизнь — все это не является приоритетным форматом досуга для респондентов в возрасте от 14 до 35 лет. Так, 61% учащихся в свободное время очно общаются с друзьями, гуляют, 43% общаются в соцсетях, столько же – спят, чтобы отдохнуть. Молодежь большую часть свободного времени проводит с семьей (49%), в общении с друзьями и просматривая сериалы.
При этом, как выяснили исследователи, участники опроса декларируют свою любовь к чтению лишь на словах. Назвать свою любимую книгу затруднились 53% учащихся и молодежи. Среди названной русской классической литературы — произведения школьной программы.
Чем руководствуются при выборе профессии
При выборе профессии для молодежи наиболее важными являются собственный интерес к профессии и ее востребованность. Залогом успеха в профессиональной сфере опрошенные в возрасте до 35 лет считают профессионализм, харизматичность и хорошие коммуникативные навыки. В профессии значим высокий заработок для 67% учащихся и 62% молодежи. Максимальный комфорт для себя респонденты также считают необходимым – 60 и 50% соответственно. Лишь 23 и 21% полагают значимой в профессии возможность делать что-то полезное для общества. Для продвижения по карьерной лестнице в приоритете – хорошее образование, собственный бизнес и личные связи.
Выводы
Специалисты Института образования пришли к выводу, что у молодежи сохраняются представления о «правильных» традиционных ценностях: взаимоотношениях в семье, основах дружбы и любви. При этом в реальной жизни она больше руководствуется прагматичными, эгоцентрическими установками. Для молодых людей во всех сферах жизни важную роль играют материальные ценности.
Исследователи отметили также очень высокий уровень индивидуализма. Индивидуалистическая позиция молодежи объясняет ее нежелание занимать активную жизненную позицию, вступать в различные формальные/неформальные группы и объединения, транслировать свою сопричастность к ним. Молодые люди в большей степени рассчитывает на свои силы, с возрастом эта тенденция только растет. Исследователи отметили низкий уровень доверия взрослым.
Подобные установки не могут не повлиять на трансформацию семейных ценностей и ценности дружбы. Важным и необходимым фактором в любых отношениях становятся четко обозначенные личные границы и эмоционально-психологический комфорт. Ученые также подчеркивают, что особое внимание следует обратить на семейное воспитание — это направление должно стать основной темой в молодежной политике.
В профессиональной сфере, по мнению молодежи, харизматичность и хорошие коммуникативные навыки становятся такими же необходимыми, как и профессиональные умения. Познавательные интересы в иерархии ценностей стали занимать невысокое положение. Молодежь не уделяет особого внимания самообразованию и эстетическому воспитанию.
Участниками масштабного исследования стали 99 762 учащихся в возрасте от 14 до 18 лет, 9 234 представителя молодежи от 19 до 35 лет, 102 443 родителя и 42 201 педагог. Географией исследования охвачены 8 федеральных округов, 89 субъектов РФ.
Комментарии