search
main
0

Отсроченный результат. «Интеллект» расширяет границы познания

​Интеллектуальный потенциал – залог успешного развития любого региона. От того, насколько трепетно мы относимся к юным талантам, насколько умеем помочь им реализовать себя, зависит будущее науки и культуры, материальное благополучие страны в целом и конкретного субъекта РФ в частности. Традиции работы с одаренными детьми в Магадане заложены еще с тех пор, когда дипломы о высшем образовании здесь имели едва ли не 100% взрослого населения города. Специально для этого Департаментом образования администрации Магаданской области при Северо-Восточном государственном университете был создан областной центр «Одаренные дети», который обобщил весь существующий опыт, наработанный поколениями колымчан.

– Опираясь на федеральную программу «Одаренные дети» и региональную программу «Развитие образования Магаданской области», мы аккумулировали все кадровые, материальные и методические ресурсы, – рассказывает руководитель центра доцент кафедры русского языка СВГУ, кандидат филологических наук Наталья Соколянская. – Раньше ребята получали образование сверх программы на отдельных семинарах, организованных преподавателями вуза, теперь они учатся внутри университета в профильной школе «Интеллект». Любой ребенок, которого рекомендует школа, приводят родители, или даже тот, кто приходит самостоятельно, по собственному желанию, имеет право обучаться здесь совершенно бесплатно. Наша задача – найти в каждом человеке те или иные задатки, способности, предрасположенности и помочь им развиться. Конечно же, удовлетворить абсолютно все запросы и интересы центр не в состоянии, поэтому приходится ориентироваться на вполне конкретные предметы – обществознание, русский язык, математику, физику, историю, литературу и информатику. К сожалению, пока нет возможности охватить все направления, организовав такие же циклы по химии и биологии. Но это задача на перспективу, и список предметов будет обязательно расширен. – Мы уже давно и успешно сотрудничаем с политехническим институтом, – добавляет Соколянская. – Поэтому огромным спросом пользуются подготовительные группы по физике. А вот непосредственно подготовкой к ЕГЭ на занятиях наши преподаватели не занимаются. Казалось бы, что мешает убить сразу двух зайцев? Но ведь это совершенно разные вещи! Задача педагога – раскрыть для ученика мир науки, показать, насколько этот мир велик, помочь увидеть перспективы его развития, выйти за рамки школьной программы, научить творческому мышлению. По словам методиста областного центра «Одаренные дети» Ольги Ежковой, здесь идут проторенными предметными тропами отнюдь не потому, что принципиально работают по старинке, а в силу вполне объективных причин.- Давайте признаемся сами себе, что мы живем в эпоху прагматизма и очень зависим от конъюнктуры рынка, – говорит она. – К тому же сотрудников центра постоянно спрашивают, каковы результаты нашей работы с одаренными детьми, очевидно, ожидая постоянного повышения количества победителей предметных олимпиад высокого уровня. Мы сами понимаем важность межпредметных связей и метапредметных подходов, к тому же постоянно говорим о том, что при работе с детьми нельзя требовать таких сиюминутных результатов, тут гораздо важнее отсроченный результат. Кроме того, развитие личности – более важная ценность, чем призовое место. А когда мы говорим о развитии, не стоит забывать, что оно не всегда векторное, обычно оно идет в разных направлениях. Чтобы совершить большой рывок, требуется осознание всего общества. Однако у нас даже на государственном уровне нет четкого понимания в этом вопросе. Поэтому мы вынуждены соответствовать требованиям, которые к нам предъявляют все, в том числе родители. Впрочем, что касается общеинтеллектуального развития, никто не мешает детям участвовать в проектной деятельности, например, в рамках акции «Я – гражданин России», где требуются знания и умения разного рода.  – Помимо аудиторной работы, то есть занятий в многопрофильной школе «Интеллект» при университете, у нас ежегодно на базе оздоровительного лагеря «Северный Артек» в июле работает многопрофильная школа «Одаренные дети», на осенних каникулах проходит профильная смена «Достояние региона», – продолжает Наталья Соколянская. – Туда съезжаются лучшие учащиеся области, проявившие себя в тех или иных предметных олимпиадах. Есть и десятидневные тренировочные сборы, которые проходят обычно после муниципального тура олимпиады, туда делегируют детей, рекомендованных для участия в региональном туре. Еще одна форма работы с детьми – городская научная конференция, ее мы проводим совместно с другими структурами. Научными руководителями у ребят выступают сотрудники СВГУ, аспиранты и доктора Северо-Восточного комплексного исследовательского института биологических проблем Севера Дальневосточного отделения РАН, областного краеведческого музея, Центра экологического образования, а также лучшие учителя города и области. Дети, которые занимаются в этом направлении, приходят в вуз уже подготовленными, они понимают, в чем суть исследовательской работы, знают, как правильно провести исследования, умеют работать с научной литературой. Они прекрасно адаптируются не только у нас, но и в любых других вузах страны. Можно однозначно сказать: одаренные дети, будущее Колымы, в надежных руках!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте