Наша школа вступила в пилотный проект по развитию общего образования с 1 июля 2011 года. Постановление Правительства Москвы №86-ПП кардинально изменило систему работы школы, открыв для нас новые возможности. Прежде всего это касается расширения нашей финансовой самостоятельности, несмотря на то что школа уже несколько лет была на самофинансировании.
Ключевой составляющей пилотного проекта стало увеличение норматива финансирования и как следствие повышение оплаты труда. Решение администрации школы об участии в новом проекте было с пониманием поддержано педагогическим коллективом. Мы обратили внимание педагогов на то, что одним из направлений реализации пилотного проекта будет «повышение качества обучения и воспитания, развитие индивидуального подхода к учащимся, внедрение системы учета их индивидуальных достижений». Документ живо и реально определял практически все основные проблемные направления работы школы. С его помощью были поставлены первоочередные задачи, на новый учебный год, продолжено то, что уже было начато нами, с учетом новых аспектов. Например, в прошлом учебном году мы неоднократно поднимали вопрос о создании управляющего совета. Разговоров и идей было достаточно много, но дело двигалось вяло. Видимо, администрация школы недостаточно четко понимала задачи и роль управляющего совета. Постановление №86-ПП однозначно определяет, что одним из основных направлений реализации пилотного проекта станет «повышение вовлеченности родителей (законных представителей) и общественности в развитие школы, оценку перспектив и результатов учебного и воспитательного процессов». Уже в июле нам удалось собрать инициативную группу, ознакомить ее с текстом постановления Правительства Москвы, наметить первые шаги и дальнейшее направление деятельности. Среди родителей учащихся школы оказалось много грамотных юристов, которые согласились помочь нам в разработке внутренних документов, необходимых для работы в новых условиях. После этого мы уже обсуждали проект положения об управляющем совете, который сразу же был размещен на школьном сайте для ознакомления с ним родителей и сотрудников школы.Не могу сказать, что все родители сразу поняли серьезность и важность происходящих перемен. Многие, наслушавшись страшилок о нововведениях в московских школах, заняли выжидательную позицию. Были сомневающиеся и в педагогическом коллективе. Да это и понятно, ведь с 1 сентября менялась вся система работы, ее традиционный уклад.Нам повезло в том, что в мае-августе 2011 года для школ, вступивших в пилотный проект с 1 июля 2011 года, было организовано обучение. Не было лишних слов, эмоций, отсиживания ненужных лекций, напротив, была серьезная практическая работа, помощь Управления образования ЮЗАО и директоров школ, которые уже могли поделиться личным опытом. Мы вместе обсуждали новые для всех механизмы, спорили, советовались, делились мнениями. Это было необходимо и интересно. После каждой такой встречи крепло убеждение в правильности принятого решения о переходе школы на новую систему оплаты труда, убеждение в том, что школа на правильном пути. Ни одного летнего дня не прошло у нас без обсуждения новых идей, мыслей, документов, встреч с заинтересованными людьми. В июне 2011 года прошло общее собрание трудового коллектива, на котором были определены направления развития школы, разъяснены предстоящие изменения. Администрация школы гарантировала выполнение пункта 11 постановления №86-ПП, который предусматривает, что «заработная плата работников государственных образовательных учреждений, участвующих в реализации пилотного проекта, устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть ниже заработной платы, выплачиваемой указанным работникам до введения НСОТ, при условии сохранения объема должностных обязанностей этих работников». Конечно, мы понимали, что на предстоящий учебный год у нас есть определенная подстраховка в виде дополнительных субсидий. Но мы знали и то, что за этот переходный период нам просто необходимо создать новый финансовый механизм в школе, найти новые источники финансирования, обеспечить возможность организации распределения денежных средств по конкретным результатам работы каждого сотрудника школы.Для нашей школы было абсолютно новым развитие сети платных услуг, хотя до последнего времени в школе все дополнительные занятия проводились для учащихся бесплатно, и родители к этому привыкли. В конце предыдущего учебного года мы провели традиционный опрос родителей, в который включили новые вопросы. Они касались готовности более активного участия родителей учащихся в жизни школы, необходимости и возможности семей в получении дополнительных платных услуг. Мы четко объяснили родителям, что бесплатные услуги на платные заменяться не будут, что сокращение объема бесплатных услуг также не планируется, а появляется возможность оказания школой новых дополнительных, но уже оплачиваемых услуг. Администрация провела тщательный анализ социального заказа. Родители были готовы оплачивать дополнительные (качественные!) занятия бальными танцами, рисованием, иностранными языками. Родители выпускников просили о дополнительных платных занятиях по подготовке к ЕГЭ по разным предметам, так как проведение таких, безусловно, нужных занятий на базе школы существенно сокращает нагрузку на выпускников. Это направление работы очень актуально, так как необходимо привлечь дополнительные средства в бюджет школы. Развивая это направление, администрация школы решала задачу повышения заработной платы педагогов и улучшения их благосостояния. Не секрет, что бывают случаи навязывания некоторыми педагогами своих услуг обучающимся, а при новой системе все услуги оказывают исключительно официально, и проводится это под контролем администрации школы. Кроме того, родители имеют право сами выбирать и преподавателей, и дополнительные программы.За летние месяцы администрация школы подготовила проекты всех необходимых документов и разместила их на сайте школы для ознакомления работников учреждения и родителей обучающихся, провела множество встреч и консультаций, оптимизировано штатное расписание.В начале сентября были проведены родительские собрания, на которых рассматривали и утверждали кандидатуры в управляющий совет, уточняли инновационные направления в работе администрации школы и педагогического коллектива в целом.Необходимо сказать о стимулирующей части заработной платы педагогов и специалистов школы, которая действительно дала возможность платить за реальное качество работы. В последние годы наша школа имела статус «Школа здоровья», все педагоги получали одинаковую надбавку. Часто на педагогических советах возникал вопрос о несправедливости выплаты одинаковой надбавки всем учителям. Наблюдения администрации и опросы обучающихся подтвердили, что не все учителя применяют в работе здоровьесберегающие технологии. С введением новой системы оплаты труда учителям было предложено самостоятельно определить степень своего участия в работе «Школы здоровья» и описать используемые здоровьесберегающие технологии. Преподаватели, составившие свои планы работы в системе «Школа здоровья» и продолжающие активно работать в этом направлении, получали к основной ставке повышающий коэффициент. Таким образом, у администрации школы появилась возможность оплачивать конкретную работу только тем, кто ее выполнял. Качество этой работы улучшилось, так как она планировалась творчески. Это только один из примеров, доказывающий справедливость и своевременность введения новой системы оплаты труда.В конце учебного года анализ проделанной работы показал нам наши ошибки и недоработки. Сегодня мы четко определяем задачи, которые нам предстоит решать в первую очередь. Например, члены управляющего совета решили в июне 2012 года детально проработать отдельные документы и внести в них изменения. Требуют серьезной доработки Положение о стимулирующих выплатах, Положение о дополнительных платных образовательных услугах. Многие учителя заявили о своем желании вести новые курсы и разработать программы для них. По гражданско-правовым договорам в этом учебном году у нас работали высокопрофессиональные преподаватели бальных танцев, фитнеса, хип-хопа и изостудии. За весь учебный год расторгли договоры на оказание платных услуг около 10% родителей, причем расторжение пришлось на последнюю, четвертую, четверть из-за начавшегося дачного сезона. Претензий по качеству предоставляемых услуг администрации школы не поступало.Необходимо отметить, что пилотный проект был направлен главным образом на повышение качества знаний, их соответствие требованиям государственных образовательных стандартов и социальному заказу. Введение НСОТ повысило мотивацию педагогов к высокому уровню преподавания, творческому подходу к работе с использованием инновационных, здоровьесберегающих, коммуникативных технологий. Педагоги стали активнее принимать участие в реализации пилотного проекта, появилась заинтересованность в планировании, решении поставленных задач, повышении своей квалификации по различным направлениям, компьютеризации и информатизации учебного процесса. Сегодня перед учителями стоит задача быть интересными детям и родителям своим профессионализмом, умением идти в ногу со временем. Применяя новые подходы к обучению, используя на уроках современное оборудование (MacBook, интерактивные доски, графические планшеты, электронные цифровые образовательные ресурсы), педагоги отмечают повышение мотивации обучающихся. По данным мониторинга качества образования, с вступлением ОУ в пилотный проект качество знаний обучающихся возросло по сравнению с прошлым годом на 3,5%.Наша школа приняла участие в процедуре независимой оценки качества образования, осуществляемой городской межшкольной комиссией по итогам учебного года. Доля обучающихся 4-х и 7-х классов, принявших участие в диагностике, составила 95%. В текущем учебном году 84% от общего числа выпускников 9-х классов пожелали по четырем учебным предметам пройти внешнюю независимую итоговую аттестацию, осуществляемую государственной аттестационной комиссией.В течение последних трех лет мы пользуемся возможностью дистанционного консультирования обучающихся и их родителей, ведем электронный дневник на сайте Дневник.ру. В текущем учебном году школа начала работать в городской системе «Московский регистр качества образования». Эта система позволяет нам вести учет динамики индивидуальных достижений обучающихся. В следующем учебном году мы планируем использовать все возможности Московского регистра качества образования, в том числе и электронный дневник.Учебный год скоро заканчивается, подходит к концу и пилотный проект. Конечно, у нас возникали сложности, споры, но, к счастью, школа прожила этот учебный год без обоснованных жалоб и серьезных конфликтов. Сейчас мы ясно понимаем задачи, которые стоят перед нами накануне нового учебного года. Мы ни разу не усомнились в правильности решения вступить в пилотный проект и перейти на новую систему оплаты труда. Трудности переходного периода еще больше сплотили наш коллектив, выявили новых лидеров (как среди учителей, так и среди родителей), которые по разным причинам долгое время оставались в тени.Юлия НАЗАРОВА, директор школы №1115
Комментарии