search
main
0

Отсчет пошел!

Во-первых, во-вторых, в-третьих, или Как использовать весь потенциал учебного пособия для подготовки к ОГЭ по математике

Вадим СОЛОМИН, учитель математики, почетный работник общего образования РФ, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2012

Дан старт новому учебному году. Недавно пережитый стресс от резкой смены формата образовательного процесса придает особую ценность живому общению учителя с учениками. Крайне важно поддерживать этот контакт в выпускных классах. Учителя при выстраивании образовательных траекторий, безусловно, используют новый опыт работы в формате онлайн, но главной составляющей успеха при подготовке к экзамену по-прежнему был и есть традиционный урок. И по-прежнему главным помощником учителя и ученика являются правильно организованные, актуализированные в связи с требованиями новых КИМов учебные пособия.

Вадим Соломин

В издательстве «Экзамен» к началу учебного года вышел очередной сборник под редакцией И.В.Ященко «ОГЭ 2021. Математика. 50 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ОГЭ». Авторы заданий – ведущие специалисты, принимающие непосредственное участие в разработке методических материалов для подготовки к выполнению контрольных измерительных материалов ОГЭ.

В чем же актуальность данного сборника?

Во-первых, задания изложены по последней демоверсии, с изменениями, отраженными на сайте ФИПИ. Уточним, в чем суть этих изменений.

Для усиления акцента на проверке применения математических знаний в различных ситуациях количество заданий уменьшилось на одно за счет объединения заданий на преобразование алгебраических (задание 13 в КИМах 2020 г.) и числовых выражений (задание 8 в КИМах 2020 г.) в одно задание на преобразование выражений на позиции 8 в КИМах 2021 г. Типичные примеры таких задач в новой редакции:

Найдите значение выражения

Кроме того, задание 12 в КИМах 2020 г. на работу с последовательностями и прогрессиями заменено на задание 14 в КИМах 2021 г., направленное на проверку умения применять знания о последовательностях и прогрессиях в прикладных ситуациях. Такие задачи учителя могут с успехом использовать на вводном уроке по теме «Арифметическая прогрессия». Пример:

Коля играет в компьютерную игру. Он начинает с 0 очков, а для перехода на следующий уровень ему нужно набрать не менее 50000 очков. После первой минуты игры добавляется 2 очка, после второй – 4 очка, после третьей – восемь очков и так далее. Таким образом, после каждой следующей минуты игры количество добавляемых очков удваивается. Через сколько минут Коля перейдет на следующий уровень?

Во-вторых, задания в сборнике имеют большой потенциал. При небольшой коррекции в формулировке их можно использовать для отработки разных тем курса. А практикоориентированность и адаптированные к пониманию подростков условия избавляют учителя от вечной проблемы: «Как начать урок? Как заинтересовать учеников во время объяснения нового материала? Как сделать так, чтобы ученики сами открыли для себя что-то новое на уроке?» Рассмотрим пример 6 из задания 12:

Высота деревянного стеллажа для книг равна h = (a + b) n + a миллиметров, где a – толщина одной доски (в мм), b – высота одной полки (в миллиметрах), n – число таких полок. Найдите высоту книжного стеллажа из 5 полок, если a = 26 мм, b = 330 мм. Ответ выразите в миллиметрах.

Согласитесь, что это очень практическая задача, особенно если учесть тот факт, что в классе наверняка найдется шкаф с полками, высоту которого можно измерить школьной линейкой, приложив ее всего пару раз и подставив данные – толщину полки и ее высоту – в предложенную формулу. Вот вам и вводный урок по теме «Последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессия». Вот вам и реальная демонстрация развития практических навыков. Тут же, если привлечь немного фантазии, можно «продать» последовательность в виде простой задачи: «Есть линейка 20 см. В комнате находится очень высокий шкаф с полками, между которыми одинаковое расстояние. Как найти высоту этого шкафа?». Далее можно обсудить: «Когда формула не работает?» Или: «А что делать, если расстояние между полками не является одинаковым?» О чудо! Не сработал признак арифметической прогрессии! Вот неожиданность! Уверен, что совместное решение задачи такого плана не только зарядит вас и учеников эмоционально, но это будет тот самый урок для памяти. Ну и, конечно, вопрос усвоения нового материала решен.

В-третьих, порядок заданий выстроен в соответствии с тематикой и сложностью. Напомню: максимальный первичный балл уменьшен с 32 до 31.

В-четвертых, копилка задач по планиметрии, вероятности и другим разделам школьной математики в очередной раз пополнилась. Особенно важно, что задания 1-5 получили в этом сборнике развитие в сторону практикоориентированности. Авторы расширяют тематику, придавая подросткам уверенности в своих возможностях решать взрослые жизненные задачи. Детям доверено не только оценить пользу от проведения различных акций, но и рассчитать проекты на строительство бани, планирование квартиры и т. п. В учебнике такого нет.

В-пятых, ценим возможность конструировать урок из комбинации различных заданий, гибко менять их трактовки в зависимости от поставленной задачи и радоваться результатам вместе с учениками!

Ну что, отсчет пошел?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте