В последние годы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области довольно остро обозначилась проблема обеспечения образовательными организациями территорий массовой жилой застройки. Детских садов и школ не хватает, а дети вынуждены учиться в две смены. Но если «образовательные» проблемы огромных жилых комплексов, особенно в приграничных с Санкт-Петербургом районах Ленинградской области, постоянно на слуху, то сложности с получением образования, которые существуют у семей с детьми, проживающих в коттеджных поселках, практически никому не известны. Именно этой теме был посвящен круглый стол, организованный экспертным бюро «Сперанский» и компанией «Ламбери».
Статистика, которую озвучили эксперты, такова: сегодня за городом построено порядка 63 тысяч домовладений. Средний размер коттеджного поселка – около 120 домовладений. Меньше половины из них покупаются для дачного проживания, а в остальных коттеджах люди живут круглогодично, и тенденция к выбору загородного дома как к месту постоянного проживания растет. Приблизительно на каждое домовладение приходится по два ребенка, таким образом, если в поселке есть более 50 детей школьного возраста, то учиться им по большому счету негде. Приходится ездить в школы, расположенные порой на довольно внушительном расстоянии. Как поясняют эксперты, жители коттеджных поселков, как правило, оказываются отрезанными от школ и детских садов, поэтому вынуждены тратить по 15‑20 часов в неделю на доставку одного ребенка в школу и в секцию.К примеру, по данным компании «Ламбери», в Бугровское сельское поселение Всеволожского района Ленинградской области входят 9 населенных пунктов, а образовательная инфраструктура имеется только в поселке Бугры. Здесь есть школа, детский сад и культурно-досуговый центр. В окрестностях поселения активно заселяются коттеджные поселки, насчитывающие порядка 3500 домовладений. В результате за последние пять лет число учеников в местной школе увеличилось с 380 до 750, а единственный детский сад посещают 150 детей и еще 360 стоят в очереди. Похожая ситуация наблюдается и во многих других локациях.Поскольку, как считают девелоперы, государство устранилось от решения данной проблемы, то каждый застройщик пытается пойти своим путем. Например, как пояснил генеральный директор «Ламбери» Алексей Потапов, их компания собралась организовать частную школу по соседству с коттеджным поселком. Был подписан договор с частной образовательной организацией «Деловая волна», и этот опыт станет первым опытом взаимодействия девелопера и оператора негосударственной школы на загородном рынке.Как рассказала директор частной образовательной организации «Деловая волна» Ирина Королькова, это первый загородный комплекс, включающий в себя школу и детский сад. В нем будет представлено оптимальное сочетание государственного стандарта и дополнительного образования: изучение нескольких иностранных языков, художественно-эстетическое направление, музыкальное образование. Школа рассчитана на 200 детей, в ее структуре также предусмотрен детский сад на 60 малышей. Стоимость обучения одного ребенка ориентировочно составляет 50000 рублей. Затраты девелопера на строительство и обустройство школы – 260 миллионов рублей. Расчетный срок окупаемости – 10‑15 лет. Насколько это решение эффективно, покажет время.Другой опыт решения проблемы представила руководитель отдела маркетинга ГК «Балтрос» Светлана Аршинникова. При строительстве коттеджного поселка «Новая Ижора», а это более 900 домовладений, изначально были построены школа и детский сад по схеме государственно-частного партнерства. То есть девелопер возвел и оборудовал здания за свои деньги, а государство в течение 10 лет должно было выкупить их. Сумма вложения – более 1,5 миллиарда рублей. При этом люди покупали домовладения с расчетом на то, что детям будет где учиться. Правда, многие оказались не готовы к тому, что школа-новостройка – это школа без традиций, имеющая сложности с укомплектованностью кадрами. Например, школа в «Новой Ижоре» расположена достаточно далеко от остановки общественного транспорта: чтобы дойти до нее, потребуется 20‑25 минут. Педагогу удобнее устроиться на работу в городе, нежели тратить столько времени на дорогу. Кроме того, учреждение без «истории» вынуждено оставаться без старшеклассников, которых родители переводят в другие образовательные организации, имеющие серьезный опыт профильного обучения и подготовки к ЕГЭ.В то же время эту неполную загруженность можно использовать во благо, считает Светлана Аршинникова. Такой опыт у компании «Балтрос» тоже есть, и он действительно уникальный. К примеру, уже несколько лет школьные автобусы доставляют детей из жилого комплекса «Славянка», расположенного в Пушкинском районе Санкт-Петербурга, где острая нехватка мест в школах, в школу в «Новой Ижоре», которая рассчитана на 800 детей. Сегодня по этому маршруту курсируют 4 автобуса, рассчитанных на 50 детей каждый. Однако этот опыт простым не назовешь, поскольку только на различные согласования у компании ушло два года.По мнению начальника отдела продаж «1‑й Академии недвижимости» Константина Лапшина, в решении «образовательных» проблем за городом также можно использовать опыт организации частного детского сада в самом коттеджном поселке. Так, инвестор может выкупить участок земли и организовать на нем детский сад, причем услугами образовательной организации будут пользоваться жители не только поселка, но и соседних населенных пунктов.Иногда участок земли остается за муниципалитетом, и местная власть пытается сама вести строительство детских садов и школ, однако здесь возникает вопрос о сроках строительства. И в Санкт-Петербурге, и в Ленинградской области есть «образовательные» долгострои, когда люди ждут сдачи образовательных объектов более 5 лет.Как подытожили эксперты, сегодня, планируя покупку дома или квартиры, люди в первую очередь интересуются, какова образовательная инфраструктура района или поселка. Наличие детского сада и школы сразу повышает покупательский интерес. Не учитывать этого как застройщикам, так и муниципальным властям нельзя.Как поясняют эксперты, жители коттеджных поселков, как правило, оказываются отрезанными от школ и детских садов, поэтому вынуждены тратить по 15‑20 часов в неделю на доставку одного ребенка в школу и в секцию.Стоимость обучения одного ребенка ориентировочно составляет 50000 рублей. Затраты девелопера на строительство и обустройство школы – 260 миллионов рублей. Расчетный срок окупаемости – 10‑15 лет. Насколько это решение эффективно, покажет время.Санкт-Петербург – Ленинградская область
Комментарии