search
main
0

Отпустите его, не бойтесь. Личностно ориентированное образование

«Личностно-ориентированное образование – образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности» (Новые ценности образования. Выпуск 1. Тезаурус для учителей и школьных психологов / Ред.-сост. Н.Б. Крылова. – М.: РФФИ-ИПИ, 1995. – с. 55). Великий педагог Фридрик Вильгельм Адольф Дистерверг считал, что «больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем обучение десяти разным предметам с одной стороны». Последуем его наставлению и попытаемся, воспользовавшись перечнем учебных предметов БУПа, разобраться, что же такое личностно ориентированное образование.

Желающие, как обычно, могут выполнить ЗАДАНИЯ ПО…

РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Выберите правильный вариант написания:

1) личностное ориентированное образование;

2) личностноориентированное образование;

3) личностно-ориентированное образование;

4) личностно ориентированное образование.

ЛИТЕРАТУРЕ

Укажите, какие из перечисленных книг имеют отношение к личностно ориентированному образованию, что из выбранного вы уже прочли?

1) Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.

2) Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования.

3) Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках.

4) Крылова Н.Б. Очерки понимающей педагогики.

5) Маслоу А. Мотивация и личность.

6) Роджерс К.Р. Центрированная на клиенте терапия.

7) Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем.

8) Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.

МАТЕМАТИКЕ

Рассчитайте, сколько времени на уроке учитель сможет уделить каждому из 27 учеников класса:

1) 10 секунд;

2) 10 минут;

3) 100 секунд;

4) 100 минут.

ИНФОРМАТИКЕ

Сколько веб-страниц выдают поисковые системы интернета при введении текста «личностно ориентированное образование»?

1) сотни;

2) тысячи;

3) десятки тысяч;

4) сотни тысяч.

ИСТОРИИ

В какой области человеческой деятельности впервые был использован термин «личностно ориентированный»?

1) в педагогике;

2) в торговле;

3) в сфере услуг;

4) в медицине.

ИНОСТРАННОМУ (АНГЛИЙСКОМУ) ЯЗЫКУ

Выберите правильный вариант перевода выражения «личностно ориентированный»:

1) personally oriented;

2) student attitude;

3) client-centered;

4) child-centered.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)

В каких документах упоминается личностно ориентированное образование?

1) в Законе «Об образовании» (ФЗ от 10 июля 1992 года № 3266-1 в ред. Федерального закона от 07 февраля 2007 г. № 17-ФЗ);

2) в «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы» (распоряжение Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. № 1340-р (НТЦС);

3) в «Направлениях, основных мероприятиях и параметрах приоритетного национального проекта «Образование» (утверждены президиумом Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов, протокол № 2 от 21 декабря 2005 г.);

4) в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г.» (рассмотрена и одобрена на Всероссийском совещании работников образования Российской Федерации в Москве 15 января 2000 г.)

А здесь можно узнать ОТВЕТЫ ПО…

Согласно §§ 80-81 «Правил русской орфографии и пунктуации» 1956 г. написание сложных прилагательных основано на противопоставлении написаний прилагательных с равноправным (дефисное написание) и неравноправным, подчинительным (слитное написание) отношением основ.

«Личность» и «ориентация» не являются равноправными, как «сад» и «огород» (ср. «садово-огородный»), и не подчиняются друг другу, как «естественные науки» («естественнонаучный»). Казалось бы, правильное написание – «личностно ориентированное обучение», но… В педагогической литературе встречаются также варианты слитного написания и написания через дефис.

Попробуем объяснить, откуда они взялись. В первом случае можно провести аналогию: «личностноориентированный» (ориентированный на личность) пишется так же, как «общенародный» (общий для народа); а во втором: «личностно-ориентированный» как «культурно-массовый». Эти варианты можно принять и использовать, однако… есть правило.

Лично я пишу «личностно ориентированное».

Во всех перечисленных книгах (и во многих других) так или иначе поднимаются вопросы личностно ориентированного образования, даже если в названии это не отражено. Не все авторы описывают образование, иногда рамки сужаются до проблем обучения или расширяются до общефилософских горизонтов, а порой речь вообще идет о психиатрии, но все они помогают разобраться именно в этой теме.

Личный опыт учителя Амонашвили и психиатра Роджерса, аналитические обзоры Кларина и Крыловой, разработки Бондаревской, Серикова и Якиманской, обоснования Маслоу позволят каждому читателю не просто познакомиться с мнением мэтров, но и сформировать личную позицию, подкрепив ее вескими доводами и убедительной коллекцией примеров.

Времени, разумеется, катастрофически не хватает: 45 минут урока, равномерно разделенные на 27 среднестатистических учеников, позволяют каждому уделить меньше двух минут (точнее, 100 секунд). Что успеет учитель? Назвать ученика по имени, спросить, есть ли какие-то вопросы, выслушать начало ответа… На этом лимит времени исчерпан! Пути решения намечались, попытки учить и научить каждого предпринимались многократно.

Чтобы увеличить частное, можно увеличить делимое: уроки стали сдваивать, учителя правдами и неправдами зазывали учеников на дополнительные занятия, часы школьного компонента отдали на изучение базовых предметов. Кто против? СанПиН! В 1999 году Валентина Ивановна Матвиенко, будучи вице-премьером правительства, отвечала на запрос Госдумы: «Сегодня, чтобы усвоить школьную программу, надо тратить 167 часов в неделю на учебу». Сколько это ежедневно? 167 / 7= 23 ч. 35 мин.!!!

Чтобы увеличить частное, можно уменьшить делитель: некоторые уроки (например, иностранного языка) традиционно проходят с половиной класса; в школах с углубленным изучением ряда предметов эти самые предметы тоже преподаются в подгруппах; в негосударственных школах в классе учатся по 5-10 учеников (бывает и меньше); а если родители хотят, чтобы чадо действительно все хорошо усвоило, они настаивают на индивидуальных занятиях с репетитором. Кто против? Экономика! Финансирование образования теперь исходит из подушевого принципа: чем больше детей обучает учитель, тем выше рентабельность процесса. А хотите личностный подход – платите сами. Вот родители и платят за образование дважды: налогами в бюджет – за общедоступное и из кармана – за личностно ориентированное.

Есть ли выход из тупика? Некоторое время назад было решено, что главный путь пролегает через всеобщую компьютеризацию. Считалось, что таким образом можно обеспечить каждому ученику практически неограниченные возможности для личностно ориентированного образования. Ан нет! Урок – тот же, учеников – столько же, учитель -один, но теперь у каждого есть компьютер. В структуре урока ничего не изменилось, по-прежнему задания у всех одинаковые, компьютеры включать-выключать нужно по команде, учителю времени на каждого не просто не хватает, а стало даже меньше, поскольку нужно следить еще и за компьютерами.

На запрос «личностно ориентированное образование» поисковые системы выдают несколько сотен тысяч веб-страниц. Как определить, что именно заслуживает внимания?

Начнем с интернет-магазинов, которые предлагают купить обычные бумажные книги. Из краткой аннотации не всегда удается понять, что и как написано. Можно, наверное, купить и наугад, но я люблю книги перед покупкой просматривать.

Пожалуй, самое большое количество ссылок – это предложения заказать и приобрести у «специалистов» рефераты, дипломы и даже диссертации на заданную тему; стоит это удовольствие «от 600 рублей», верхние границы стыдливо не называются. Что в этих «опусах»? Может оказаться все, что угодно: от полной ерунды до вполне серьезного анализа, абсолютный кот в мешке, да к тому же это противозаконно.

Часть сайтов сообщает новости: состоялась конференция, прошел семинар, педагоги обменялись опытом за «круглым столом»… Читать об этом интересно, но суть обсуждаемых вопросов журналисты обычно описывают самыми общими словами, так что понять, что именно происходило, бывает сложновато.

Где же на просторах Сети искать достоверные материалы? В первоисточниках: на персональных страницах авторов, на сайтах научно-методических центров и институтов. Там из первых рук можно получить исчерпывающую информацию – прочесть в электронном виде «бумажные» книги и статьи, познакомиться с материалами конференций и «круглых столов», а еще в интернете можно дистантно задать интересующий вас вопрос и получить на него ответ от специалиста (профессора или даже академика).

Вот только один из примеров: на информационно-образовательном портале Auditorium.ru (http://www.auditorium.ru/aud/gost/index.php) есть виртуальный дискуссионный клуб, интернет-гостиная, в которой известные ученые, педагоги, специалисты в области управления образованием обсуждают актуальные проблемы, а посетители могут не только познакомиться с их точкой зрения, но и принять участие в разговоре. Первой в списке стоит двухмесячная дискуссия «Великое противостояние: управление формированием ценностей в процессе обучения или искусство их воспитания», которую провел кандидат педагогических наук, профессор АПКиППРО М.Е. Бершадский. Он начал с утверждения: «В последнее десятилетие в отечественной педагогике появилась новая модная тема, связанная с вдруг вспыхнувшим интересом к формированию-воспитанию у учащихся ценностного отношения к окружающему миру. Педагогическая общественность хором заговорила о личностно-ориентированном образовании, об ученике как субъекте образовательного процесса, о развитии его личности в соответствии с внутренними склонностями и потребностями как высшей ценности образования. На самом деле эта проблематика не так нова, как хотелось бы исследователям, использующим новое модное понятие». Желающие могут самостоятельно ознакомиться с ходом обсуждения, а я процитирую финальный абзац: «Роджерс разработал личностно-центрированное обучение, основанное на клиент-центрированной теории психотерапии, которую мы пытаемся внедрить под именем личностно-ориентированного образования, в очередной раз не утруждая себя изучением исходной психологической концепции. Я считаю подобное положение совершенно нетерпимым. Настала пора перейти от личностно-субъективных педагогических «теорий» к теориям, основанным на уже известных закономерностях формирования психики человека».

Ну что же, перейдем к Роджерсу и, коль скоро это так важно, разберемся в его идеях подробнее (в этом нам поможет сайт его дочери Натали Роджерс

http://www.nrogers.com/carlrogersevents.html).

Карл Рэнсом Роджерс (Carl Ransom Rogers) родился в 1902 г. в Оак-Парк (штат Иллинойс, США). Он был стопроцентным американцем, его предки переселились из Англии еще в XVII веке. В семь лет Карл пошел в школу, где учился его сосед Эрнест Хемингуэй, а доктор Хемингуэй, отец Эрнеста, преподавал естествознание. Но вскоре семья переехала, и Карл отправился в другую школу, а потом в третью, в каждой из которых проучился не больше двух лет (запомните этот срок). Друзей в школе у мальчика не было: много времени всегда уходило на дорогу, и поэтому он не мог оставаться после уроков и участвовать вместе с другими ребятами во внеклассных мероприятиях.

Летние каникулы Карл проводил на ферме: «Я управлял культиватором весь день, обычно меня посылали на кукурузное поле в дальнем конце фермы, которое поросло пыреем. Это был урок независимости, умения справляться одному, без кого-либо другого… Это был опыт личной ответственности, который сегодня переживают немногие молодые люди». Эти занятия и определили первый выбор профессии.

В 1919 г. Роджерс поступил в Висконсинский университет, чтобы изучать научное земледелие, там сформировалось его мировоззрение ученого: «Я узнал, как трудно проверить гипотезу. Я получил знания о научных методах в практической деятельности и стал их уважать». Через два года (снова два года!) он довольно неожиданно изменил свой выбор и решил стать пастором, но после поездки в 1922 году в Китай на Международную христианскую конференцию понял, что духовную поддержку людям можно оказывать и вне церкви. После возвращения в Висконсин Карл прошел заочный курс психологии, основанный на работах Уильяма Джемса (по собственному признанию Роджерса, этот курс показался ему скучноватым). Через два года, в 1924 году, он получил степень бакалавра истории и женился на Хелен Элиот. Молодожены перебрались в Нью-Йорк, где Карл продолжил образование в либеральной Объединенной теологической семинарии. Очередная смена профессии произошла еще через два года, в 1926 году. Роджерс поступил в Педагогический колледж Колумбийского университета, где прослушал курс философии ученика и последователя Джона Дьюи Уильяма Херда Килпатрика, которого считал блестящим педагогом.

Еще два года спустя в 1928 году после получения степени магистра педагогики Роджерс приступил к работе клинического психолога в Объединенном обществе по предотвращению жестокого обращения с детьми города Рочестера (штат Нью-Йорк) (RSPCC), где проработал 12 лет. Затем была степень доктора философии, череда университетов (штата Огайо, Чикагский, штата Висконсин), работа в Западном институте поведенческих исследований (WBSI) и в Центре по изучению человека в Калифорнии. Роджерс был активным членом многочисленных научных обществ и получил множество наград за вклад в психологию, в том числе в 1956 году первую награду Американской психологической ассоциации за выдающийся вклад в науку, а незадолго до смерти, в 1987 году, был номинирован на Нобелевскую премию мира.

Чем заслужил Карл Роджерс всемирное признание?

Наряду с Абрахамом Маслоу он является создателем и лидером гуманистической психологии. От формального директивного подхода традиционной психотерапии он перешел к иному, который позже назвал «Client-Centered Therapy», что на русский язык переводят как «Клиенто-центрированный/человекоцентрированный подход к терапии» (название статьи в №4 «Московского Психотерапевтического журнала», 1998, пер. Э.Матюхиной, А.Орлова, А.Шевелевой), или «личностно-ориентированная психотерапия» (http://ru.wikipedia.org/wiki/Карл_Рэнсом_Роджерс). Роджерс определял терапию как «высвобождение уже наличной способности в потенциально компетентном индивидууме, а не квалифицированную манипуляцию более или менее пассивной личностью» и считал, что «индивидуум способен понять факторы своей жизни, которые приносят ему несчастья и боль, и реорганизовать себя таким образом, чтобы преодолеть эти факторы».

Роджерс называл фундаментальным компонентом структуры личности «Я-концепцию» – интегральный механизм саморегуляции поведения субъекта, формирующийся в процессе его взаимодействия с окружающей социальной средой. Роджерс ввел в научный обиход понятие «клиент», поскольку в нем содержалась идея равноправия, отсутствующая в отношениях врача и пациента. Психотерапевты ранее работали с пациентами, больными, с теми, кто нуждался в жестком директивном руководстве направляющих их врачей-профессионалов. А клиент – это в целом здоровый человек (несмотря на беспокоящие его проблемы). Он обращается за услугой, которую теоретически может оказать себе сам, но предпочитает, чтобы это качественно сделал психотерапевт. В этом случае взаимодействие приобретает глубоко личностный контакт, в котором клиент берет на себя ответственность за решение собственных проблем путем активизации творческого начала своего «Я». Таким образом, задача терапии – помочь человеку разрешить свою проблему с минимумом инструкций со стороны терапевта.

Чтобы помощь была эффективной, врач должен обладать тремя очень специфичными качествами:

1. Уважение – безусловное принятие, обязательно положительное отношение к клиенту.

2. Конгруэнтность – состояние целостности и полной искренности, открытость, неподдельность и добросовестность в отношениях с клиентом.

3. Эмпатия – постижение эмоционального состояния клиента; выделяют сочувствие (переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого) и сопереживание (переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним); врачу важно не только проникнуть в состояние клиента, но ни на минуту не забывать о том, что он должен сохранять свою собственную позицию.

Последнее переживание может быть опасным для врача. Роджерс однажды так «вчувствовался» во внутренний мир своей клиентки, страдавшей тяжелым расстройством, что сам начал проявлять сходные симптомы, был вынужден на три месяца оставить практику и пройти курс психотерапии у своего ученика. Через 15 лет он написал: «К тому времени, когда мне понадобилась помощь, я подготовил психотерапевтов, которые вели свои собственные дела, не зависели от меня и даже были способны предложить мне помощь, в которой я нуждался».

Пусть вас не смущает обилие медицинской терминологии. Карл Роджерс предлагал не замыкаться на психотерапии: «Человекоцентрированный подход – это способ существования, который выражается в установках и поведении, создающих климат, способствующий росту и развитию. Это, скорее, исходная философия, нежели просто техника или метод».

Идеи Роджерса нашли применение и в образовании. Вот только один его пример: «Если вы помогаете ребенку научиться ездить на велосипеде, вы не можете просто рассказать ему, как нужно ездить. Он должен попробовать сделать это лично. И вы не можете вечно его поддерживать. Настает момент, когда вам нужно его отпустить. Если он падает, то падает, но если вы продолжаете поддерживать его и дальше, то он никогда не научится».

Если следовать за Карлом Роджерсом текстуально, «личностно ориентированный» следует переводить как «client-centered». Кстати, в английском написании есть тот самый дефис, который в русском языке не очень соответствует правилам. Описывая личностно ориентированное образование в школе, корректно выбрать форму «child-centered» (потому что учатся дети), а в вузе следует писать – «student-centered».

Словосочетание «personally oriented» в английском языке распространено очень широко и может применяться к персональному курсу диеты, или к определению круга функциональных обязанностей PR-сотрудника, или к специализации фотографа на портретах, или к индивидуальному дизайну мобильного телефона, а издательство «Personally oriented» снабдит вас книгами по самообороне. В этом многообразии специальный смысл затушевывается, и термин становится элементом обиходной лексики, поэтому «личностно ориентированное образование» нежелательно переводить как «personally oriented education».

Последние 15 лет отечественное образование реформируется настолько активно, что трудно уследить за сменой документов, регламентирующих его обновление. Закон «Об образовании» с момента принятия 10 июля 1992 года до настоящего времени претерпел более 30 редакций (последняя – 07 февраля 2007 г. №17-ФЗ), но во всех вариантах статья 2 «Принципы государственной политики в области образования» оставалась неизменной. Что означает «свободное развитие личности» в качестве принципа образовательной политики государства? Это признание возможности существования собственной позиции и права личности на самоопределение в процессе образования.

В других статьях тоже говорится о личности обучающихся. Например, в статье 9: «Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ». Предполагается, что, овладев программой общего образования, человек будет способен к самостоятельной жизни в обществе и сможет осознанно выбрать дальнейший путь: либо профессиональная деятельность, либо обучение в вузе по избранной специальности. Содержание образования любого уровня (требования к нему описаны в статье 14) должно быть нацелено на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, в целом способствовать нормальному, некризисному развитию общества, становлению и укреплению правового государства. Статьи 23 и 24 (среднее и высшее профессиональное образование) среди главных целей называют «удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования». Но упоминаний о личностно ориентированном образовании в законе нет.

В «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы» вводится термин «непрерывное образование», под которым понимается «процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов и в соответствии с потребностями личности и общества». В чем заключается роль образования? В создании условий для свободного развития личности, чтобы повысить конкурентоспособность наших работников и сформировать из наиболее успешных кадровую элиту общества. В документе названа больная проблема: «Система образования воспроизводит иждивенческое отношение граждан к государству, не формирует, а порой сдерживает активность личности на рынке труда. Образование, которое не сказывается на успешности граждан, эффективности экономики, не приводит к усилению позиций государства на мировой арене, не может считаться качественным». По каким критериям можно будет судить об улучшении? В концепции предложены целевые индикаторы и показатели, среди которых повышение рейтинга PISA, увеличение количества детей, охваченных профилированными программами и предпрофильной подготовкой, уменьшение различий между городским и сельским образованием по результатам единого государственного экзамена. Упоминаний о личностно ориентированном обучении в концепции нет. Нет их и в «Направлениях, основных мероприятиях и параметрах приоритетного национального проекта «Образование».

В каком же законе говорится о личностно ориентированном образовании? В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г.», рассмотренной и одобренной на Всероссийском совещании работников образования Российской Федерации в Москве 15 января 2000 года. Там сказано, что система образования «призвана обеспечить многообразие типов и видов образовательных учреждений, вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание».

Складывается впечатление, что личностно ориентированное обучение остается в большей степени декларацией, чем руководством к действию. Призывы предоставить личности возможности для самоактуализации плохо координируются с обязательностью ЕГЭ; международные критерии компетентностного оценивания образовательных достижений не годятся для традиционной знаниевой парадигмы; а идея построения индивидуальной образовательной траектории для каждого обучающегося повергнет в шок любого составителя расписания.

Сегодня личностно ориентированное образование еще не стало практикой российских школ, но можно задуматься о возможных плюсах и минусах его применения, и тогда наверняка у вас появятся… новые вопросы.

Например, такие:

1. Была ли удачной идея переноса психотерапевтической практики в педагогику?

2. Как учитель на уроке может ориентироваться на несколько личностей одновременно?

3. Что является показателем качества в личностно ориентированном образовании?

И так далее.

Ждем ваших писем. Можете отправлять их обычной почтой в редакцию «Учительской газеты» или электронной по адресам: ug@ug.ru («УГ»), texnologia2004@mail.ru (кафедра открытых образовательных технологий Московского института открытого образования).

Елена ЗАЧЕСОВА, методист и преподаватель кафедры открытых образовательных технологий

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте