search
main
Топ 10
Этот день настал: 7 декабря одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение Откуда берется лень у подростков и что с ней делать Педагогические династии были представлены на межрегиональном конкурсе Учителя Ульяновской области станут зарабатывать больше Глава Роспотребнадзора объяснила, когда школьников могут отправить на дистант Повышение зарплат учителей, обязательная школьная форма, итоговое сочинение — новости образования Перенос итогового сочинения, школа без контрольных работ, финалы ВСоШ - главные новости образования Очередной Всероссийский открытый урок будет посвящен Героям Отечества В первом чтении принят закон, позволяющий переводить школы с муниципального уровня на региональный Рособрнадзор: будет сформирована новая система показателей для оценки качества образования Минобрнауки: отсрочкой от армии можно воспользоваться только один раз Студентам белгородских колледжей на время дистанта будут выдавать сухпайки Омские школьники придумали, как помочь страдающим болезнью Альцгеймера и их родным Глава РАО озвучила причины высокой учебной нагрузки в школах Лучший старт в учительской профессии в Подмосковье взяли мужчины Педагогов приглашают поучаствовать в марафоне «Как внести творческий воспитательный компонент в школьный урок» В подмосковных школах стартовала неделя функциональной грамотности Игрушки — дело серьезное: дискуссия экспертов в сфере образования и промышленности игр и игрушек Школьники рассказали, что думают о новых правилах итогового сочинения В школьных учебниках могут появиться разделы о выдающихся российских ученых
0

Отметки приходят в гости

За последние годы в системе образования учителя получили богатый выбор образовательных программ, в школьную жизнь прочно вошли компьютеры и другая техника.

Не изменилась только система оценивания работы ученика – те же двойки, тройки, четверки и пятерки вызывают слезы и радость у учащихся. Новым стало лишь то, что сегодня отметки приходят к ребятам только со второго класса, когда период адаптации у большинства закончился. Тем не менее на формирование самооценки ученика 2-го класса сильное влияние оказывает именно школьная отметка.

Что чаще всего вспоминаем мы, взрослые, из школьной жизни? Увлекательные уроки, любимых учителей, общение с друзьями и, конечно, отметки – заслуженные и незаслуженные. Отметка учителя за контрольную, устный ответ, самостоятельную работу – за наш труд, который казался нам тогда самым важным в жизни.

Обычно дети плохо различают отметку за выполнение конкретной работы и оценку самого себя. Совершенно понятно, что полученная пятерка превращается в голове ребенка в мысль: «Я очень хороший», а двойка становится символом неудачи и неверия в собственные силы.

Отметка всегда эмоционально окрашена для ребенка, а уж пятерка и двойка вызывают сильную реакцию не только у детей, но и у мам, пап, бабушек и дедушек. Для многих из них вопрос успешности весьма важен. Встречая малыша из школы вопросом: «Ну как дела? Какую оценку получил?», родители часто не задумываются, насколько чувствительны дети к ожиданиям взрослых. Ребенок может думать: «Я нехороший, потому что плохо пишу». Такие мысли могут плотно засесть в голове неуспешного ученика на всю жизнь, привести к неверию в свои силы и внутренний потенциал.

На этапе введения отметок становится явным, что ожидания родителей часто входят в противоречие с возможностями ребенка. Понимая, что на психологах и педагогах лежит высокая ответственность за формирование уверенного в себе, успешного человека, в нашей школе используют профилактическую программу по снижению негативного влияния оценки на ученика. Программа «Отметки приходят в гости» разработана педагогами-психологами НОУ «Ломоносовская школа». Теоретические основы программы базируются на гуманистических идеях ценности каждой человеческой личности. Цели программы: развитие у детей способности к адекватному восприятию учебных отметок; формирование позитивного образа «я».

В программе «Отметки приходят в гости» ошибке отведена особая роль. Одним из ключевых моментов программы стало отношение к ошибке как к неотъемлемому факту при освоении новых знаний. Ошибка не повод для огорчения, она дает опыт, побуждает к действию, к изменениям.

Программа предлагает несколько этапов. Один из них -работа с родителями в форме дискуссионных круглых столов, второй – серия групповых занятий для второклассников, третий – индивидуальная работа с теми детьми, для которых страх ошибки и низких оценок стали настоящей проблемой.

Первый этап программы учителя реализуют на родительских собраниях. Тема дискуссии «Роль ошибки в жизни человека (ребенка)». Родителям в доступной форме рассказывается о типах реагирования ребенка на отметку, влиянии стиля воспитания на переживание неудачи. Школьная отметка – это всего лишь оценка конкретного знания или незнания, но никак не оценка личности – вот та мысль, которую мамы и папы должны передать детям.

Второй этап программы – серию уроков «Отметки приходят в гости» – проводит педагог-психолог. Цель пяти профилактических занятий – выработка реалистичного, спокойного отношения к любой, даже негативной, отметке. Кроме того, на занятиях ребята учатся анализировать, что помешало им сделать свою работу более качественно. Для кого-то это неумение планировать свое время или сосредоточиться, кто-то имеет пробел в знаниях и не может обратиться за помощью. Для достижения положительного эффекта на занятиях психолог использует разные приемы: рисование, специально организованные дискуссии, рассказывает или разыгрывает сказки. Многообразие деятельности помогает детям понять причину своих ошибок, выработать правильное отношение к оценке своих достижений.

Индивидуальная работа с учеником (третий этап программы) предполагает занятия, направленные на снижение школьной тревожности, а также совместную работу педагогов и психолога в форме консилиума. Необходимое условие для эффективности этой части программы – чрезвычайно тесное взаимодействие всех специалистов, работающих с ребенком.

Использование этой программы позволило за прошлый учебный год предотвратить множество конфликтных ситуаций с родителями, связанных с выставлением отметок учащимся, расширило понимание детьми значения отметки.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте