search
main
0

Отметки приходят в гости

За последние годы в системе образования учителя получили богатый выбор образовательных программ, в школьную жизнь прочно вошли компьютеры и другая техника.

Не изменилась только система оценивания работы ученика – те же двойки, тройки, четверки и пятерки вызывают слезы и радость у учащихся. Новым стало лишь то, что сегодня отметки приходят к ребятам только со второго класса, когда период адаптации у большинства закончился. Тем не менее на формирование самооценки ученика 2-го класса сильное влияние оказывает именно школьная отметка.

Что чаще всего вспоминаем мы, взрослые, из школьной жизни? Увлекательные уроки, любимых учителей, общение с друзьями и, конечно, отметки – заслуженные и незаслуженные. Отметка учителя за контрольную, устный ответ, самостоятельную работу – за наш труд, который казался нам тогда самым важным в жизни.

Обычно дети плохо различают отметку за выполнение конкретной работы и оценку самого себя. Совершенно понятно, что полученная пятерка превращается в голове ребенка в мысль: «Я очень хороший», а двойка становится символом неудачи и неверия в собственные силы.

Отметка всегда эмоционально окрашена для ребенка, а уж пятерка и двойка вызывают сильную реакцию не только у детей, но и у мам, пап, бабушек и дедушек. Для многих из них вопрос успешности весьма важен. Встречая малыша из школы вопросом: «Ну как дела? Какую оценку получил?», родители часто не задумываются, насколько чувствительны дети к ожиданиям взрослых. Ребенок может думать: «Я нехороший, потому что плохо пишу». Такие мысли могут плотно засесть в голове неуспешного ученика на всю жизнь, привести к неверию в свои силы и внутренний потенциал.

На этапе введения отметок становится явным, что ожидания родителей часто входят в противоречие с возможностями ребенка. Понимая, что на психологах и педагогах лежит высокая ответственность за формирование уверенного в себе, успешного человека, в нашей школе используют профилактическую программу по снижению негативного влияния оценки на ученика. Программа «Отметки приходят в гости» разработана педагогами-психологами НОУ «Ломоносовская школа». Теоретические основы программы базируются на гуманистических идеях ценности каждой человеческой личности. Цели программы: развитие у детей способности к адекватному восприятию учебных отметок; формирование позитивного образа «я».

В программе «Отметки приходят в гости» ошибке отведена особая роль. Одним из ключевых моментов программы стало отношение к ошибке как к неотъемлемому факту при освоении новых знаний. Ошибка не повод для огорчения, она дает опыт, побуждает к действию, к изменениям.

Программа предлагает несколько этапов. Один из них -работа с родителями в форме дискуссионных круглых столов, второй – серия групповых занятий для второклассников, третий – индивидуальная работа с теми детьми, для которых страх ошибки и низких оценок стали настоящей проблемой.

Первый этап программы учителя реализуют на родительских собраниях. Тема дискуссии «Роль ошибки в жизни человека (ребенка)». Родителям в доступной форме рассказывается о типах реагирования ребенка на отметку, влиянии стиля воспитания на переживание неудачи. Школьная отметка – это всего лишь оценка конкретного знания или незнания, но никак не оценка личности – вот та мысль, которую мамы и папы должны передать детям.

Второй этап программы – серию уроков «Отметки приходят в гости» – проводит педагог-психолог. Цель пяти профилактических занятий – выработка реалистичного, спокойного отношения к любой, даже негативной, отметке. Кроме того, на занятиях ребята учатся анализировать, что помешало им сделать свою работу более качественно. Для кого-то это неумение планировать свое время или сосредоточиться, кто-то имеет пробел в знаниях и не может обратиться за помощью. Для достижения положительного эффекта на занятиях психолог использует разные приемы: рисование, специально организованные дискуссии, рассказывает или разыгрывает сказки. Многообразие деятельности помогает детям понять причину своих ошибок, выработать правильное отношение к оценке своих достижений.

Индивидуальная работа с учеником (третий этап программы) предполагает занятия, направленные на снижение школьной тревожности, а также совместную работу педагогов и психолога в форме консилиума. Необходимое условие для эффективности этой части программы – чрезвычайно тесное взаимодействие всех специалистов, работающих с ребенком.

Использование этой программы позволило за прошлый учебный год предотвратить множество конфликтных ситуаций с родителями, связанных с выставлением отметок учащимся, расширило понимание детьми значения отметки.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте