search
main
0

Отличная столичная школа – школа больших возможностей

​Наблюдательный совет за реализацией пилотного проекта по развитию общего образования в Москве рассмотрел итоги работы Юго-Восточного округа и положительно оценил их.

Образование – та сфера жизнедеятельности человека, которая затрагивает интересы практически каждого жителя Москвы. С введением пилотного проекта по развитию общего образования в столице произошли кардинальные изменения, которые привели к расширению возможностей для получения качественного доступного образования, для дальнейшего развития каждого образовательного учреждения.Сейчас еще рано говорить об итогах реализации пилотного проекта, но уже сегодня четко видны векторные изменения в системе московского образования, которые нашли свое отражение и в работе образовательных учреждений Юго-Востока.Без изменений нет движения – школа не развивается. Для того чтобы выбрать успешную стратегию развития и повышения конкурентоспособности, нужно прежде всего провести анализ результатов работы, а затем разработать организационно-технологические мероприятия, направленные на повышение результативности как в целом окружной системы образования, так и каждого образовательного учреждения округа.Как выглядела система образования ЮВАО на старте пилотного проекта? В окружную сеть входили 404 учреждения, из них 208 детских садов, 186 школ и 10 учреждений дополнительного образования. В апреле 2011 года 12 образовательных учреждений (по одному из каждого района) вошли в состав 125 образовательных учреждений – участников первого пилота. Это были самые обычные средние общеобразовательные школы. Поэтапно к первому апреля 2012 года все школы округа вступили в пилот. Ключевая составляющая пилотного проекта – существенное увеличение норматива финансирования, которое по некоторым образовательным учреждениям округа привело к росту их бюджета почти до 30 процентов. Финансирование образовательных учреждений сегодня находится в прямой зависимости от количества обучающихся и воспитанников и не зависит от статуса образовательного учреждения.В 2011 году не все общеобразовательные учреждения Юго-Восточного округа были конкурентоспособны. Практически в каждом районе округа работали школы, в которых ощущался дефицит квалифицированных кадров, учебно-материальная база не соответствовала современным требованиям, что было препятствием для дальнейшего активного развития системы образования.С учетом проведенного анализа деятельности образовательных учреждений округа в соответствии с рейтингом московских школ возникла потребность в проектировании моделей многоуровневых территориальных образовательных комплексов. Экономическая эффективность происходящих при этом процессов выражается в рациональном использовании финансовых средств за счет объединения нескольких юридических лиц в одно юридическое лицо. Это позволяет рассматривать образование как непрерывную управляемую систему на принципах оптимальности в принятии экономических решений в формировании кадрового потенциала, создании единой материально-технической базы, развитии социального партнерства.В условиях реорганизации учреждений образования возросла значимость таких общественных формирований, как совет директоров и координационный совет заведующих. Эти советы проводили большую работу по развитию каждого образовательного учреждения и в целом образовательного пространства района. Особая роль в этих процессах отведена создаваемым укрупненным управляющим советам групп образовательных учреждений, включающим не только участников образовательного процесса, но и независимых, кооптированных членов, представителей учредителя, исполнительной власти и местного самоуправления. Таким образом, результатом проведенной работы становится увеличение доли образовательных учреждений, в которых максимально используются классные площади при полном соблюдении санитарно-технических норм и требований школьной гигиены. Если в 2012 году только в 50 процентах школ были классы с наполняемостью от 23 до 26 обучающихся, то в 2013 году таких учреждений в округе стало 68 процентов.С переходом на новую систему финансирования руководитель каждого образовательного учреждения получил возможность выстраивать индивидуальную стратегию экономики возглавляемого им учреждения, в котором важной составляющей становится рост заработной платы педагогических работников в зависимости от показателей качества их работы. Многих пугает увеличение количества учащихся на одного учителя. Мы не видим в этом ничего ужасного. Нагрузка учителя не связана напрямую с численностью учеников. Все зависит от того, как работает педагог, как он организует свою деятельность. Увеличение среднего количества учеников на учителя – вопрос не об увольнении учителей, а об оптимизации и нормализации учебной сети.Нынешний учебный год в Юго-Восточном округе начали 27 образовательных учреждений с дошкольными отделениями и контингентом до 1000 обучающихся и воспитанников, 47 образовательных учреждений с контингентом до 2000 обучающихся и воспитанников, 10 образовательных учреждений с контингентом более 2000 обучающихся и воспитанников и 2 образовательных учреждения с контингентом свыше 3000 обучающихся. Каждый год в нашу систему образования вливаются новые дети. Они другие, со своими потребностями, способностями, возможностями и ограничениями. Школа призвана выполнять социальный и экономический заказ общества. Родители вправе решать, в какой школе будет учиться их ребенок, сегодня на первое место для родителей выходит уже не само по себе наличие образовательного учреждения, а его характеристики, важнейшие из которых качество образования, условия, в которых проходит процесс обучения, оснащенность школы и кадровый состав. В последнее время наблюдается хотя и незначительная, но положительная динамика роста заявлений от родителей будущих первоклассников по основному списку, это показатель их доверия школам, расположенным в шаговой доступности от места проживания. Электронное комплектование позволило не только сократить время на заполнение документов родителями, их последующую обработку, но и в оперативном режиме отслеживать очередность, формировать статистические отчеты по наполнению образовательных учреждений по районам и округам, принимать взвешенные и обоснованные решения о потребностях в дополнительных местах, а также судить об эффективности работы учреждений на основе показателя востребованности, популярности школы, при этом были максимально учтены запросы населения.Сегодня необходимо продолжить работу по формированию оптимальной сети образовательных учреждений, обеспечивающих максимально широкий спектр образовательных услуг, соответствующий образовательным потребностям жителей каждого района ЮВАО, сформировать новый подход к оценке эффективности использования бюджетных средств на основе концепции государственной финансовой политики, ориентированной на переход от управления затратами к управлению ресурсами и результатами.Ключевая фигура образовательного учреждения, определяющая его востребованность населением, – это педагог, его профессионализм, творческое отношение к делу, поиск нетрадиционных путей решения современных педагогических проблем. Финансовая самостоятельность образовательных учреждений дает возможность оценить труд педагога в зависимости от полученных результатов его учеников. С 2010 года рост заработной платы учителей округа составляет 52 процента, за семь месяцев 2013 года средняя заработная плата учителей составила 69,5 тыс. рублей. Для каждой школы характерен свой рисунок, свой профиль финансовых механизмов управления. Этот профиль не виден в статике – он обнаруживает себя исключительно в динамической картине.Одним из ресурсов увеличения заработной платы учителей стали мероприятия, проводимые по оптимизации бюджетных расходов: оптимизация штатного расписания, перераспределение функциональных обязанностей административных и педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала, расширение сети услуг дополнительного образования, осуществляемых на платной основе, организация мероприятий по экономии коммунальных услуг, аутсорсинг. Нам необходимо провести формирование в образовательных учреждениях управленческих команд, способных эффективно взаимодействовать в современных условиях, привлекать и закреплять в системе молодых перспективных специалистов, формировать кадровый управленческий резерв, использовать новые формы повышения квалификации педагогов.За два года реализации пилотного проекта были введены новые механизмы, которые в значительной степени повлияли на развитие окружной системы образования. Все достижения школы – продукт объединенных усилий, эффективного менеджмента и синтеза интересов. Сегодня с уверенностью можно сказать о том, что в результате реализации пилотного проекта в округе произошли системные изменения: повысились качество и доступность образовательных услуг. За три учебных года увеличилось количество школ ЮВАО, вошедших в рейтинг московских школ, показавших высокие образовательные достижения по итогам учебного года. Около половины из них стали лауреатами гранта мэра и получили дополнительное финансирование на развитие школы. В ближайшей перспективе нам предстоит увеличить количество образовательных учреждений, реализующих качественное обучение за счет выстраивания индивидуальных образовательных траекторий развития воспитанников и учащихся, обеспечить развитие безопасной среды, сохранение здоровья участников образовательного процесса, увеличить количество детей с особыми социально-педагогическими  потребностями, вовлеченных в позитивную образовательную среду. Темп жизни, динамично развивающаяся информационная среда формируют новую реальность, бросают новые вызовы и ставят перед образованием новые задачи. Для успешной реализации своих функций система образования должна быть в состоянии непрерывного обновления. В 2011 и 2012 годах учителя-предметники округа были обеспечены современным оборудованием для организации на высоком уровне образовательного процесса. Однако проведенные в округе мониторинги свидетельствуют все же о недостаточной эффективности использования компьютерной техники.В прошлом учебном году для учителей-предметников были организованы занятия по технологии и методике использования интерактивных досок в учебном процессе. На своих сайтах школы публикуют исчерпывающую информацию обо всех аспектах деятельности ОУ, доступную для широкого круга общественности, что становится важным критерием открытости и прозрачности работы школы. Мониторинг работы школьных сайтов для анализа периодичности обновления информации и контентного наполнения показал, что в июне 2013 года по округу качественный процент заполнения сайтов ОУ составил 91. Во всех школах внедрены электронные журналы и электронные дневники.Основная задача современного управления образовательным учреждением – систематизация и структурирование образовательного пространства с хорошо согласованными способами обработки значительных объемов информации. Посредством ИКТ между ОУ и управлением образования, его структурными подразделениями организован электронный документооборот и оперативный обмен информацией. В настоящий момент в округе работает информационный центр – окружная служба  информационной поддержки (ОСИП), которая обеспечивает работу с аналитическими и статистическими базами данных и осуществляет информационную поддержку населения по комплектованию образовательных учреждений. Таким образом, вектор дальнейшего развития должен быть направлен на повышение качества образования за счет внедрения современных образовательных технологий, рациональное и эффективное использование компьютерной техники в образовательном процессе. Сейчас многие родители поняли, что образование – огромный капитал, наметилась устойчивая тенденция к повышению престижа образования. На заседаниях управляющих советов идет предметный анализ результатов, цель которого – выявление конкурентного преимущества по сравнению с другими, сильных и слабых сторон деятельности, разработка программ развития, определяющих ближайшие и долгосрочные перспективы. В новом учебном году нам необходимо развивать практику общественно-государственного управления, организовать обучение членов управляющих советов современным представлениям о результативности, продолжить работу по формированию положительного имиджа систем образования. Любовь ОЛТАРЖЕВСКАЯ, начальник Юго-Восточного окружного управления образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте