Интервью с Александром Иванниковым, заместителем директора НИИ «Информика», началось несколько неожиданно. Желая продемонстрировать возможности портала «Российское образование», он с удивлением обнаружил, что самыми активными посетителями интернет-источника (после Москвы) оказались жители Амстердама…
Досье «УГ»Возьмите на заметкуАдреса сайтов классических университетов РоссииМоскваМосковский государственный университет им. М.В.Ломоносова, www.msu.ruСанкт-ПетербургСанкт-Петербургский государственный университет, www.spbu.ruЦентрБелгородский государственный университет, www.bsu.edu.ruВладимирский государственный университет, www.vpti.vladimir.ruВоронежский государственный университет, www.vsu.ruИвановский государственный университет, www.ivanovo.ac.ruКостромской государственный университет им. Н.А.Некрасова, www.kosnet.ru/-kgpuОрловский государственный университет, www.osu.edu.ruТамбовский государственный университет, www.tstu.ruТверской государственный университет, www.university.tversu.ruТульский государственный университет, www.tsu.tula.ruЯрославский государственный университет им. П.Г.Демидова, www.uniyar.ac.ruСеверо-ЗападПоморский государственный университет им. М.В.Ломоносова (Архангельск), www.pomorsu.ruКалининградский государственный университет, www.albertina.ruНовгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, www.novsu.ac.ruПетрозаводский государственный университет, www.petrsu.karelia.ruСыктывкарский государственный университет, www.syktsu.komi.comЧереповецкий государственный университет, www.chsu.metacom.ruПоволжье и ВяткаВолгоградский государственный университет, www.volsu.ruМарийский государственный университет (Йошкар-Ола), www.margu.mari.ruКазанский государственный университет, www.kcn.ruНижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского, www.unn.ac.ruСамарский государственный университет, www.ssu.samara.ruМордовский государственный университет им. Н.П.Огарева (Саранск), www.mrsu.ruСаратовский государственный университет, www.sgu.ruУльяновский государственный университет, www.ulsu.ruЧувашский государственный университет (Чебоксары), www.chuvsu.ruСеверный КавказСеверо-Осетинский государственный университет (Владикавказ), www.nosu.ruКубанский государственный университет (Краснодар), www.kubsu.ruАдыгейский государственный университет (Майкоп), www.adygnet.ruДагестанский государственный университет (Махачкала), www.dgu.ruКабардино-Балкарский государственный университет (Нальчик), www.kbsu.ruИнгушский государственный университет, информацию см. на сайте www.edunews.ru/vuz/kvk19.htmРостовский государственный университет, www.rsu.ruСтавропольский государственный университет, www.stavsu.ruКалмыцкий государственный университет (Элиста), www.kalmsu.ruУралУральский государственный университет им. А.М.Горького (Екатеринбург), www.usu.ruУдмуртский государственный университет (Ижевск), www.udsu.ruКурганский государственный университет, www.ksu.zaural.ruМагнитогорский государственный университет, www.masu.ruОренбургский государственный университет, www.osu.ruПермский государственный университет, www.psu.ruБашкирский государственный университет (Уфа), www.bashedu.ruЧелябинский государственный университет, www.cgu.chel.suЮжно-Уральский государственный университет (Челябинск), www.susu.ac.ruЗападная СибирьАлтайский государственный университет (Барнаул), www.asu.ruГорно-Алтайский государственный университет, www.gasu.gorny.ruКемеровский государственный университет, www.kemsu.ruНовосибирский государственный университет, www.nsu.ruОмский государственный университет, www.omsu.omskreg.ruСургутский государственный университет (Тюменская обл.), www.surgu.wsnet.ruТомский государственный университет, www.tsu.ruТюменский государственный университет, www.tsu.tmn.ruВосточная СибирьХакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова (Абакан), www.khsu.khakasnet.ruИркутский государственный университет, www.isu.ruКрасноярский государственный университет, www.lan.krasu.ruТывинский государственный университет (Кызыл), www.tuva.ru/tguБурятский государственный университет (Улан-Удэ), www.bsu.ruЯкутский государственный университет, www.ysu.ruДальний ВостокАмурский государственный университет (Благовещенск), www.amursu.ruДальневосточный государственный университет (Владивосток), www.dvgu.ruСахалинский государственный университет (Южно-Сахалинск), www.sakhgu.sakhalin.ru
СтатфактСистема федеральных образовательных порталов Федеральный портал «Российское образование» Образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент» Российский образовательный правовой портал Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» Естественно-научный образовательный портал (физика, химия, биология, математика) Российский общеобразовательный портал Российский портал открытого образования Портал информационной поддержки единого государственного экзамена (ЕГЭ) Образовательный портал по поддержке процессов обучения в странах СНГ Специализированный федеральный портал «Инженерное образование» Специализированный портал по информационно-коммуникационным технологиям в образовании Специализированный портал «Здоровье и образование» Федеральный портал по дополнительному образованию детей Специализированный информационный портал «Реализация федеральных и региональных программ развития образования» Специализированный портал «Международное образование»
– Как это ни странно, – произнес Александр Дмитриевич и предложил посмотреть список посетителей за вчерашний день.
– Думаю, не стоит – наверняка обитатели «Низких земель» не столь настойчивы в разгадывании тайн российского образования. Расскажите лучше о возможностях созданного вами портала, предложил я.
– «Созданного нами» звучит не совсем корректно – список разработчиков ресурса достаточно длинный. Перечислять их не буду – cразу перейду к возможностям. Портал «Российское образование» не единственный – существует еще четырнадцать, относящихся к системе образования.
Он интегрирующий, призванный, так сказать, обслуживать все образовательное сообщество: обучающихся, обучающих, родителей, абитуриентов, ученых. Своеобразный «Яндекс» образования. Что в него входит? Учебная информация, которую можно разделить на первичную и вторичную. К первичной относятся учебные пособия, планы уроков, тесты, карты и прочие материалы. Вторичные представляют собой ссылки с краткой аннотацией на наиболее интересные методические разработки, вывешенные на сайтах российских образовательных учреждений: вузов, лицеев, гимназий.
– А принцип поиска нужной информации такой же, как в «Яндексе»?
– Не совсем. Возьмем, к примеру, слово «Тайфун». В «Яндексе» достаточно набрать его, и на экране высветится вся информация, касающаяся этого грозного природного явления. В «Российском образовании» система поиска основана на четырехмерном рубрикаторе: по предметам (физика, математика, география…); по типу материала (тесты, методические рекомендации, учебные пособия…); по уровню образования (дошкольное, среднее, высшее); по аудитории (учителя, школьники, студенты, родители и т.д.).
– Можно подумать, что понятие «тайфун» для школьников и родителей трактуется по-разному… Разве что с применением «тусовочной» лексики в первом случае.
– «Тайфун» в данном случае не характерный пример. Однако есть информация, которую необходимо «фильтровать» в зависимости от аудитории.
– Возможно. А чем отличается портал от сайта?
– Более широкими возможностями. Можно, например, настроить экран на себя и выходить сразу на интересующий предмет (географию или физику), минуя рубрикатор. При желании вы можете сделать так, чтобы в углу экрана высвечивалась сводка погоды. Правда, для такой персонализации необходимо ввести в компьютер свои фамилию, имя и отчество.
– Насколько я знаю, помимо информации по предметам портал может предложить образовательные новости и обзор российской прессы. Есть ли возможность сузить, скажем, обзор прессы до географической тематики? Согласитесь, учителю географии незачем, да и некогда, просматривать всю периодику в поисках какой-нибудь новой «изюминки» об африканской саванне, например.
– Согласен, но, к сожалению, такого сервиса в портале нет.
– Что ж, обратимся к тому, что есть. Какие еще «диковинки» может предложить «Российское образование»?
– Образовательные стандарты, нормативные документы, а также всевозможные базы данных по учебным заведениям. Откроем, к примеру, Уфу. На экране представлены адреса и телефоны 40 учебных заведений города, число учащихся и преподавателей в каждом из них и даже занимаемые площади. Словом, вся информация, которой располагает министерство.
– В том числе и по школам?
– Только по тем, где есть сервера. Всех мы пока не в состоянии охватить. Замечу, однако, что НИИ Госинформобр взялся за разработку специального школьного портала, который будет содержать данные по всем общеобразовательным учреждениям страны, в том числе и номера их банковских счетов на тот случай, если кто-нибудь из выпускников захочет (когда вырастет) облагодетельствовать родную школу.
– Иными словами, портал «Российское образование» ориентирован главным образом на вузы?
– Скажем так, половина представленной информации касается высшего профессионального образования, 40 процентов – общего среднего. Оставшиеся десять процентов охватывают дошкольное и среднее профессиональное образование. Практически нет материалов по системе переподготовки кадров из-за того, что информация о ней отсутствует в открытом доступе в интернете.
– Представим такую ситуацию: ребенок не ходил три месяца в школу. Может ли он наверстать упущенное методом «погружения» в портал «Российское образование»?
– Учебников (за редким исключением) в портале нет, поскольку опять-таки их нет в открытом доступе в интернете. Однако восстановить пробелы в знаниях можно с помощью рубрикатора: пройтись по учебным предметам и просмотреть информацию по тем или иным разделам.
– Почему школьных учебников нет в открытом доступе?
– Это так называемая платная информация. Далеко не все авторы и издательства согласны помещать ее в интернете. Сегодня наблюдается явный перекос в тематике портала: переизбыток материалов по истории и экономике и нехватка по другим предметам. Сбалансировать эту диспропорцию под силу лишь нашему министерству. Я имею в виду финансирование разработок электронных учебных пособий именно для открытого доступа.
– Финансирование всегда было и остается проблемой №1 не только для образовательных интернет-ресурсов. Вероятно, есть и проблема №2?
– Отсутствие стандарта метоописания. Поясню. Метоописание – это ссылка с аннотацией. Как я уже говорил, портал содержит такие ссылки на сайты учебных заведений, где вывешивается собственная информация по тому или иному предмету. Однако унифицированной системы обмена данными между порталом и сайтами пока нет. Где-то, например, предмет физика подразделяется на кинематику, динамику и статику, а где-то – на физику сплошных и несплошных сред. Может быть, не совсем удачный пример, но факт остается фактом – у преподавателя или школьника не должна болеть голова, какое брать метоописание. Для этого и нужен стандарт.
– Кто, на ваш взгляд, мог бы решить проблему?
– Это опять-таки прерогатива министерства.
– Есть какие-то подвижки на пути стандартизации?
– Пока, как говорится, разбираются. Сами знаете – реорганизация…
Как говорят, предела для совершенствования нет. Эта аксиома касается и учебных интернет-ресурсов. Возможно, весьма скоро не искушенный в электронных делах российский учитель сможет так же легко «бродить» по образовательным порталам, как по своему кабинету. Тогда уж наверняка жители сырого Амстердама не войдут даже в двадцатку наиболее активных посетителей «Российского образования».
А мне остается лишь сообщить адрес портала для тех, кто не знает: www.edu.ru
Комментарии