24 декабря 2008 года в Белом зале мэрии Москвы состоялась церемония подписания Московского трехстороннего соглашения на 2009 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей. Документы подписали: от Правительства Москвы – мэр Москвы Юрий Лужков, от московских объединений профсоюзов – председатель Московской Федерации профсоюзов Михаил Нагайцев, от московских объединений работодателей – председатель Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) Елена Панина. О трехстороннем соглашении и реализации принципов социального партнерства рассказывает первый заместитель председателя Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ Марина ИВАНОВА.
Соглашение для нас – главный, ежегодно подписываемый документ, регламентирующий реальную деятельность, подтверждающий существующее социальное партнерство в Москве, охватывающий практически все стороны социальной жизни города. В частности, в нем говорится о том, что в условиях сложившейся экономической ситуации основной целью Соглашения остается повышение уровня и качества жизни населения, устойчивое экономическое развитие города, обеспечение достойного труда и отдыха работников на основе принципов социального партнерства. Это очень важный документ, к сожалению, о нем немногие знают, и создается впечатление, что в социальной сфере, и в частности в образовании, все происходит само собой, как манна небесная падает. Однако достигнутые соглашения – результат больших усилий и тяжелого труда. Этот документ принимается всегда до принятия бюджета Москвы на следующий год. Те положения, которые закладываются трехсторонним соглашением, впоследствии подтверждаются бюджетными обязательствами, то есть реальными деньгами.
Соглашение охватывает буквально все направления деятельности, связанные с социальной жизнью Москвы, с ее бюджетной сферой, которая включает образование, здравоохранение, культуру, поддержку летнего отдыха. Например, закладываются обязательства по вводу социального жилья, по сохранению, увеличению или введению новых размеров льгот для пенсионеров, транспортных льгот для детей и студентов. Существуют также обязательства правительства города по развитию садоводческих товариществ для москвичей и так далее. Все пункты документа обсуждаются и проходят согласование с профсоюзами.
Московское трехстороннее соглашение – основа для всех других отраслевых и окружных документов, которые принимаются совместно профсоюзами и органами исполнительной власти. Стороны признают необходимым заключение городских отраслевых и окружных соглашений, коллективных договоров в организациях всех форм собственности и обязуются оказывать организациям, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие. При этом Соглашение рассматривается сторонами как основа для переговоров в отраслях, административных округах и в организациях, расположенных на территории Москвы. Обязательства и гарантии, включенные в Соглашение, считаются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников. Я могу с полной уверенностью утверждать, что Московское трехстороннее соглашение по сравнению с аналогичными документами и договоренностями, существующими в других регионах, более прогрессивное, более глубоко и полно отражает принципы социального партнерства.
В последние два года как дополнение к Московскому трехстороннему соглашению принимается еще один документ – Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве, которое также заключается между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей. В этом процессе непосредственное участие принимает председатель Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ Сергей Кузин, который представляет все профессиональные союзы, защищающие интересы бюджетников. В этом соглашении оговаривается размер минимальной заработной платы, который затем устанавливается на следующий год, а также сроки его повышения. Так, на 2009 год три раза устанавливается изменение заработной платы. С 1 января в размере не ниже, чем 8300 рублей, с 1 мая – не ниже 8500 рублей, с 1 сентября – не ниже 8700 рублей. Это означает, что ни один человек, работающий в учреждениях, подчиненных Правительству Москвы, не может получать заработную плату ниже указанной суммы. В Москве также продолжает действовать Единая тарифная сетка (ЕТС), согласно которой есть работники, имеющие 1-й, 2-й или 3-й разряд. Размер заработной платы по этим разрядам ниже, чем минимальный размер оплаты труда. Например, зарплата сторожа или уборщицы согласно их разряду около 5-6 тысяч рублей, значит, им будут доплачивать в течение года до 8300 рублей и более. По сравнению с другими регионами России это значительно выше, поскольку минимальный размер заработной платы в целом по России составляет 4330 рублей. Москва стала первым регионом, где МРОТ фактически равен прожиточному минимуму.
Общеизвестно, что минимальный размер оплаты труда не должен быть ниже прожиточного минимума, однако Москва пока единственный регион, в котором стремятся выйти на него. Справедливости ради следует сказать, что московский прожиточный минимум очень «заужен», напряжен и, к сожалению, не соответствует реальным потребностям человека.
Профсоюзы настаивали на том, чтобы минимальная заработная плата в конце 2009 года составляла 9000 рублей. Правительство Москвы со своей стороны очень активно боролось за цифру 8700 рублей, поскольку более высокий размер минимальной заработной платы никак не вписывался в городской бюджет. Безусловно, выполнение социальных обязательств зависит от возможностей бюджета города, но во многом и от политической воли. Следует отметить большие заслуги мэра Москвы Юрия Лужкова. Его позиция относительно социальной направленности бюджета очень много значит. Так, благодаря его усилиям 10% бюджета города составляют расходы на образование, с 1994 года эти обязательства выполняются. В Соглашении также зафиксировано положение о том, что Правительство Москвы должно предусмотреть в бюджете на 2009 год средства на повышение тарифной ставки первого разряда ЕТС с 1 января, 1 мая и 1 сентября (не менее чем на 8% каждый раз), установив ставку первого разряда ЕТС в абсолютном размере 5420 рублей, 5855 рублей и 6325 рублей в месяц соответственно. В целом повышение заработной платы должно составить около 26%.
Как известно, социальное партнерство базируется на определенной правовой основе, существуют нормативные акты, которые помогают регулировать эти отношения. Москва стала первым регионом, где был принят закон о социальном партнерстве, затем была разработана система взаимодействия исполнительной власти и профсоюзов, что позволяет осуществлять социальное партнерство на всех уровнях. Уже более 15 лет заключаются Московское трехстороннее соглашение, Соглашение между Департаментом образования и городской организацией профсоюза. Социальное партнерство в сфере образования конкретизирует соглашение МГО профсоюза с Департаментом образования, которое было принято на 2008-2009 годы. Оно охватывает интересы работников дошкольных учреждений, школ, учреждений дополнительного образования, регламентирует различные направления деятельности: в области создания условий труда, охраны труда, оплаты труда. В реализации достигнутых договоренностей необходимо участие всех: и Московского горкома профсоюза, и каждой первичной организации, которые являются полномочными представителями трудовых коллективов со стороны работников. Каждая профсоюзная организация на своем уровне наделена правами решать вопросы социального партнерства со своими руководителями, представляя интересы всех сотрудников. Каждый уровень социального партнерства рассматривает принятые на этом уровне обязательства как минимальные. Так, Трудовой кодекс РФ определяет минимальный уровень социальных обязательств, далее он повышается в трехстороннем соглашении, затем расширяется и конкретизируется в отраслевых соглашениях, коллективных договорах учреждений. Если образовательное учреждение располагает определенными возможностями (например, внебюджетными средствами, экономией фонда оплаты труда), то права и социальные гарантии работников могут быть расширены. Конечно, это требует очень большой работы. Важно сформулировать проблему, четко определить требования, которые предполагается выдвинуть, изучить и выявить имеющиеся ресурсы. Требования должны быть разумными. Социальное партнерство – это своего рода политика, искусство возможного.
У каждого работающего есть свои трудовые интересы, которые он должен отстаивать либо сам, либо с помощью профкома. У нас, к сожалению, работники привыкли к тому, что все решает руководитель, и зачастую не готовы к участию в решении проблем и защите своих прав. Директор, заведующий сказал – остальные согласились, не задумываясь о том, справедливо или несправедливо, а главное, правомерно ли его решение. Безусловно, необходимо участие профсоюзной организации, трудового коллектива в общественно-государственном управлении. Такое участие становится с каждым годом все более актуальным. Важно понять, что ответственность лежит не только на государстве, но и на гражданах. Не только на руководителе, но и на каждом работнике. В Соглашение между Департаментом образования города Москвы и МГО профсоюза мы включили пункт о том, что представители профсоюза имеют право участвовать в принятии нормативных актов учреждения. Например, когда распределяется нагрузка, определяется график отпусков, вопросы повышения квалификации, аттестации. Профсоюз должен участвовать во всем. Сейчас особое внимание следует уделить введению новой системы оплаты труда. Поскольку она будет нацелена на определение конечного результата труда работника, требуется учесть все нюансы, тщательно все рассчитать. Профсоюз должен активно участвовать в разработке критериев оценки труда работников. В противном случае они будут разработаны только администрацией, директором или заведующим, родительской общественностью, кем-то еще, а трудовой коллектив останется в стороне.
По регионам, которые начинают вводить эту систему, мы видим, что именно так и происходит. Мы считаем это неправильным, потому что трудовая демократия заключается в активном участии трудового коллектива в определении программы развития учреждения, результативности его деятельности. Это существует во всем мире, нам необходимо к этому привыкать. И далее, если нововведения будут осуществляться неразумно, мы сможем применить санкции.
Совместные рекомендации Департамента образования и МГО профсоюза регламентируют также отношение к локальным нормативным актам, то есть приказам, которые принимаются в учреждении, определяют, какие из них необходимо принимать по согласованию с профсоюзом.
Комментарии