Все родители хотят, чтобы их дети были целеустремленными, трудолюбивыми и ответственными, знали языки и занимались спортом. Однако в подростковом возрасте дети начинают разочаровывать в подобных ожиданиях. Особенным камнем преткновения становится подростковая лень. Делимся рекомендациями специалиста о том, как поступать в подобных случаях.
Многим непонятно, куда девается энергия ребенка в подростковом возрасте, почему он теперь ест у себя в комнате, тарелки на кухню не возвращает, значительную часть времени проводит в гаджетах. Об активности в семейных мероприятиях иногда и говорить не приходится. Нередко подростки закрываются в своей комнате и не горят желанием контактировать с родителями, бабушками и дедушками. О том, как замотивировать подростка, найти к нему подход рассказала эксперт Московской службы психологической помощи Ольга Акимова.
Эксперт отметила, что родителям важно понимать, чем именно занят ребенок вне школы. В подростковом возрасте происходят физиологические и психологические изменения – из ребенка он превращается во взрослого человека. Многие отмечают, что подростки внешне выглядят взрослыми, но поведение остается детским.
Родителям нужно понять эти физиологические процессы. Тогда появится возможность иначе смотреть, например, на грубость, от которой подросток зачастую страдает сам. Ему было комфортнее, когда он был маленьким, имел определенные представления о мире, о себе и семье. Сейчас он чувствует, что становится другим, что его руки и ноги стали длиннее, что он перестал вписываться в повороты, не привыкнув еще к новым габаритам. Ребенок из-за этого сильно переживает, ему важно знать, что с ним все в порядке, что он перерастет эти неприятности, станет ответственным и собранным взрослым.
Когда родители смотрят на ребенка с точки зрения его лени, они посылают ему информацию о том, что он лентяй. Тогда ребенок начинает именно так выстраивать свою идентичность: «я лентяй» – в итоге падает самооценка, он думает, что с ним что-то не так. Особенно это касается тех, у кого не на все хватает сил – другие его ровесники ходят в секции, занимаются в нескольких кружках. Некоторым детям хватает и школы. Они устают и больше ничего не хотят. А взрослые еще добавляют, что ребенок не убрал в комнате, не повесил в шкаф вещи, не унес посуду и много еще чего не сделал. Подросток все это воспринимает и решает, что с ним что-то не в порядке.
Поэтому важно на него посмотреть другими глазами. Когда он лежит, он восстанавливает силы либо копит их, чтобы сделать то, что делать не хочется. Он может не хотеть делать уроки, но хочет рисовать. Он вынужден заставлять себя сесть за уроки – на это тоже нужны силы. Так что если вы видите, что подросток лежит на кровати, он, скорее всего, копит энергию, чтобы потратить ее на обязательное дело, которое делать не очень хочется.
Кроме того, ребенок может плохо себя чувствовать, что тоже объяснимо с точки зрения перемен в его организме. Так что важно задавать ребенку вопрос не о том, как у него дела в школе, а о том, как он себя чувствует, что ему сейчас хочется сделать. Тогда ребенок станет понимать, что вы его готовы услышать со всеми его переживаниями, не осуждать, поддерживать и где-то жалеть.
Если мы хотим, чтобы ребенок нам чем-то помог, его нужно просить – и, вероятнее всего, несколько раз. Если отказывается или не справляется, ничего страшного. Надо продолжать просить – уже о других вещах. Если просьба не выполнена – не стоит ребенка за это ругать. Достаточно попросить сделать это завтра. Тогда у подростка не исчезнет чувство, что он «может», со временем появится ответственность. Он начнет справляться с делами, станет расти самооценка. Ребенку важно чувствовать себя вдохновленным.
Комментарии