Центр астрономического и космического образования начал свою работу в 1962 году. Сегодня в центре реализуется более 40 образовательных программ для детей от 5 до 18 лет. В центре есть планетарий и обсерватория с современным зеркально-линзовым автоматизированным телескопом для наблюдения за космическими объектами, а также солнечным хромосферным телескопом для наблюдения за Солнцем.
Оторвать школьника от компьютера и от гаджета, вернуть его из виртуального мира в реальную жизнь – большая проблема для большинства современных педагогов. Если не работают запреты, остается единственный выход – предложить подросткам альтернативное занятие, которое будет более интересным, чем игры стримеров и ютуберов. А если еще добавить к нему элемент соревновательности, то электроника будет отложена в сторону всерьез и надолго. Если вместо виртуальных коробок с артефактами по ту сторону монитора дети будут получать реальные дипломы, призы и подарки, то стрелялки и бродилки проиграют конкуренцию за крепнущие умы молодежи реальной познавательной активности.
Но тут не обойтись без личного примера и авторитета самого педагога. Много лет мы говорим о необходимости привлечения в систему дополнительного образования практикующих ученых, сотрудников университетов и преподавателей вузов. Последнее время многие из них приходят в систему по приглашению руководителей, по зову сердца или в поисках новых достижений, свершений и вызовов. И именно такие люди работают сегодня в Московском Дворце пионеров на Воробьевых горах, в Центре астрономического и космического образования.
Астрономия – уникальная наука. В ней каждый может не просто сделать свое открытие, но еще и совершенно официально назвать его своим именем! С маленькой оговоркой: если это переменная звезда или комета. Точнее, комету назовут вашим именем специально назначенные люди. Астероид или сверхновая получат бездушное цифробуквенное обозначение в соответствии со своим номером в текущем году. А вот дать имя открытой вами звезде можете вы сами!
Идея создать Центр открытия астрономических объектов на базе Московского Дворца пионеров возникла еще в 2019 году. Составить его концепцию помог огромный опыт работы сотрудников ГБПОУ «Воробьевы горы» в научно-исследовательских проектах и программах.
Переход от созерцания звездного неба к его изучению является совершенно естественным шагом в ходе развития человеческой цивилизации. А где изучение, там и открытие! Самое потрясающее, что некоторые наши школьники открыли объекты, которые заставят переписать учебники и справочники по астрономии. У двух звезд, найденных любознательными подростками, попросту не было известных аналогов на всем небе!
В Центре астрономического и космического образования проводятся занятия в кружках по программам «Небесная механика», «Практическая астрофизика», «Космическое путешествие по Солнечной системе», «Космическое путешествие по Галактике», «Космическое путешествие по Вселенной» и т. д. Для привлечения внимания школьников, реально увлеченных астрономическими открытиями, был создан кружок с ярким названием «Что и как открывать на небе». Люди с опытом сразу увидят здесь отсылку к легендарной книге В.П.Цесевича «Что и как наблюдать на небе».
Как же все это работает? Сначала ребята проходят курс юного астронома и узнают, что такое небесные координаты, звездные величины и какие типы астрономических объектов существуют на небе. Дальше нужно понять, чем отличаются неподвижные объекты от движущихся, и научиться отождествлять подозрительные точки на снимках.
Для открытия движущихся объектов (комет и астероидов) нужны снимки с одного и того же телескопа, полученные с интервалом в несколько минут или десятков минут. Снимки можно попросить у знакомых профессиональных астрономов или продвинутых любителей со своими частными обсерваториями либо заказать на платных сервисах в Интернете.
Искать астероиды и кометы необходимо с помощью специализированной программы Astrometrica, которая бесплатно предоставляется всем участникам. За несколько таких поисковых кампаний наши ребята обнаружили более 450 астероидов, из которых около половины были ранее неизвестными. Один из астероидов оказался быстро движущимся околоземным объектом размером несколько метров. Он был пропущен автоматическими процедурами поиска. Детский глаз, до сих пор остающийся более чувствительным инструментом для поиска слабых движущихся объектов на снимках, чем продвинутые алгоритмы компьютерного поиска с машинным обучением и элементами искусственного интеллекта, его не упустил.
Для поиска переменных и сверхновых звезд нужны несколько другие методы. В отличие от астероидов они остаются неподвижными, при этом достаточно медленно меняют свой блеск. Из этого следует, что для открытия такой звезды в принципе достаточно всего двух снимков, сделанных в разные ночи. При этом снимки могут быть получены на разных телескопах и даже иметь разный масштаб изображения. В таких случаях понадобится специальная программа. На снимках одинакового качества искать разницу значительно проще.
Для ребят огромная удача – открыть такую переменную звезду. На счету двоих наших учеников уже более 10 таких объектов. Всего на данный момент в Центре открытия астрономических объектов найдено и занесено в каталоги более 150 переменных звезд и 20 сверхновых. Первооткрывателями стали более 20 московских школьников разных возрастов от 4‑го до 11‑го класса.
Играя в компьютерные игры, в принципе можно стать чемпионом мира, попав в команду профессиональных геймеров. А вот астрономические открытия – совсем другая история. Открытая тобой звезда будет светить еще миллиарды лет.
Мария САЛМИНА, руководитель Центра астрономического и космического образования ГБПОУ «Воробьевы горы»;
Денис ДЕНИСЕНКО, педагог дополнительного образования ГБПОУ «Воробьевы горы»
Комментарии