search
main
0

Открытые вопросы. Что происходит с региональными системами образования

Система образования в России напоминает нервную систему человека: ее состояние определяет интеллектуальный облик государства и адекватность поведения, именно она острее всего испытывает давление со стороны так называемых вызовов времени. О том, как, отвечая на них, сохранить целостность образовательного «организма», говорили участники XII Сибирского форума образования, который проходил в Томске. Его организаторы – администрация Томской области, межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение» совместно с Министерством образования и науки России – предложили взглянуть на тему «Глобализация образования и конкуренция территорий за человеческие ресурсы: миссия региональной системы образования» с четырех сторон. Что происходит с региональными системами образования после вступления России в ВТО? Какая среда должна создаваться в сибирских регионах для подготовки конкурентоспособных специалистов? Хотят ли молодые специалисты работать там, где обучались, вкладывая свои знания в экономику и социальную сферу сибирских регионов? В каких отношениях находятся общество и университетская сфера?

Студенты-миллионерыМестом  проведения форума Томск выбран не случайно. Он считается студенческой столицей России. Город шести университетов – единственный в Сибири, где действуют сразу два национальных исследовательских, в стране их всего 9. В них учатся молодые люди из 72 регионов России, 12 стран СНГ и 28 стран дальнего зарубежья. По числу иногородних студентов Томск уступает только Москве и Санкт-Петербургу. О вызовах времени говорил заместитель губернатора по научно-образовательному комплексу и инновационной политике Алексей Князев.  Переход на двухуровневое образование  –  бакалавриат и магистратуру –  уже сказался на качестве подготовки выпускников: реальный сектор экономики не очень доволен уровнем знаний бакалавров. Развитие информационных систем и дистанционного обучения существенно ослабляет позиции традиционного университетского образования. Введение новых федеральных образовательных стандартов требует от властей существенных вложений в развитие системы общего образования.  – Мы должны дать возможность молодежи реализовать свой потенциал не только во время учебы, но и после окончания учебного заведения. Особое внимание надо уделить формированию внешней среды, в которой предлагаем жить и работать молодым специалистам, – считает Алексей Князев. – А для этого нужно решить три задачи. Первая  –  построение эффективной управленческой модели федеральной системы образования. Она должна быть основана на взаимодействии всех уровней образования. Вторая – создание конкурентоспособной образовательной среды региона,  соразмерной не столько возможностям территории, сколько вызовам времени. И наконец, третья – анализ ФГОС должен основываться на анализе мировых трендов, запросов работодателей. Ректор Томского университета систем управления и радиоэлектроники, профессор  Юрий Шурыгин на примере своего вуза доказал, что решить эти задачи вполне под силу даже на отдельно взятой территории. Если, конечно, делать все вовремя и идти в русле мировых трендов. Пятнадцать лет назад, выбрав оксфордскую модель развития вуза, ТУСУР стал создавать вокруг себя сеть наукоемких предприятий. Точнее, создавали тусуровские преподаватели и выпускники. Сегодня в этой сети уже 125 предприятий, которые имеют свое научное подразделение  внутри университета.- Наши преподаватели имеют доступ к современным технологиям и оборудованию. Совместно с промышленниками разрабатываем рабочие программы, которые удовлетворяют работодателя, – констатирует Юрий Шурыгин. – Предприятия получают доступ к одаренной молодежи. Начиная с первого курса растят себе специалистов. Воспитывают грамотного инженера, который, приходя на производство, знает оборудование, потому что на нем учился.По словам ректора ТУСУРа,  раскрывать потенциал студентов они начали еще в 90-х годах, в том числе и с помощью дистанционного обучения. Сегодня в университете более 50 процентов студентов, то есть 8 тысяч человек, обучаются по электронным технологиям. На полный комплект кейсов, которые выдаются каждому студенту на семестр, вуз потратил десятки миллионов долларов. Зато сейчас работает и с удаленными территориями.  В 2004 году ТУСУР сам стал генерировать высокотехнологичные предприятия, создав первый в России студенческий бизнес-инкубатор. Это привело к появлению среды, которая позволяет студенту заняться собственным бизнесом. Сегодня  в ТУСУРе действует около 30 предприятий, созданных студентами, с годовым оборотом в 500 миллионов рублей. – Первый студент-миллионер появился в ТУСУРе,  и первый долларовый студент-миллионер тоже появился в ТУСУРе, – подтвердил слова ректора ведущий панельной дискуссии Алексей Пушкаренко, начальник Департамента по высшему профессиональному образованию Томской области.Глобализация создает риски- У Томска есть  колоссальный ресурс, который должен привлекать студентов со всего мира, – заявил профессор, директор Московского центра университетского менеджмента НИУ «Высшая школа экономики» Евгений Князев. – Это будет ответом на глобализацию образования.  Слово «глобализация» было самым популярным на форуме, а работал он в разных форматах, и под его эгидой прошла целая череда мероприятий. Сегодня глобализацией пугают руководителей вузов и региональных образовательных систем, так же как пугали школьников и их родителей ЕГЭ. Не случайно Евгений Князев сравнил глобализацию с радиацией: «Не видна, не чувствуется, но ощущается опасность. Да, есть риски для системы образования. Но есть и вызовы, которые нам позволят стать лучше и сильнее».Действительно, вход в международное образовательное пространство заставил вузы, техникумы и школы переосмыслить свои миссии, изменить масштаб задач. Вступив во Всемирную торговую организацию, Россия подписала обязательные соглашения по торговле услугами, которые регулируют представление услуг в области образования. И вот с этой точки зрения наша страна пока отстает. Доля РФ в мировом ВВП  3,6 процента, а дальнейший прогноз и того хуже – понижение нашей доли. Доля России на мировом рынке труда тоже невелика –  всего около 2 процентов выпускников высшей школы мы поставим на мировой рынок в 2030 году. Такие цифры привел в своем выступлении Евгений Сазонов,  заместитель председателя исполкома межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». – Мы покупаем в других странах образовательные услуги на 1,5 миллиарда долларов в год, а продаем свои услуги примерно на 250 миллионов долларов, – привел убийственную статистику Леонид Глок, председатель Комитета по образованию и культуре Законодательной Думы Томской области.  Леонид Эдуардович признал, что процесс глобализации создает огромные риски, в том числе и для региональной системы образования. Один из них – отсутствие финансовых возможностей на уровне субъектов Федерации реализовать новые образовательные стандарты. Вслед за мечтойПредставляете, как давят вызовы времени на нервную систему  студента? А молодой человек 22-23 лет думает… о счастье и мечте. Вот такие «мечтатели» – нынешние и вчерашние выпускники томских вузов и ссузов – стали участниками дискуссии «Молодые специалисты на рынке труда». Так как главный пафос обсуждения сводился к тому, что лучшее место для жизненного старта – это томская деревня или райцентр в Томской области, то в обсуждении с помощью видеосвязи участвовали Александровский, Бакчарский, Каргасокский, Первомайский, Парабельский, Кожевниковский, Верхнекетский районы, Асино и Стрежевой. Несмотря на обилие выпускников, получивших хорошее образование, Томской области сегодня  требуется более 600 специалистов в разных сферах.- Я коренная горожанка, томичка, и мне достаточно трудно представить себя в сельской местности. Это не укладывается в моей голове. С психологической точки зрения переезд в деревню – шаг назад, – призналась выпускница педагогического университета Татьяна Ефанова. Пятикурсница того же вуза, не называя себя, привела в пример свою  подругу, которая после окончания медицинского университета  уехала в районный центр Асино, по программе «Земский доктор» получила миллион рублей, работает на «скорой», всем довольна. «Но если бы миллион не дали, то не поехала бы. Думаю, если в сфере образования сделать аналогичную программу и давать миллион учителям, то можно будет решить проблему педагогических кадров на селе».  А вот Ольга Губич, выпускница Томского педагогического колледжа, без всяких программ готова вернуться в родной Кривошеинский район и свой первый педагогический опыт получать в сельской школе, потому что «деревенские дети добрее и проще».Уехать в медвежий угол области согласна Лиза Фандеева, студентка медколледжа, которая приехала в Томск из Абхазии:- Я не люблю город, – призналась она. – Я хочу помогать всем. Меня окраина не смущает. Но мне нужно, чтобы моя профессия приносила доход, чтобы я могла содержать семью, купить свой дом, дать детям хорошее образование и воспитание.Но если специалисты массовых профессий – медицинские и педагогические работники – могут себя найти и на селе, то с будущими работниками культуры гораздо сложнее. Их профессии штучные. Поэтому Катя Иванова, студентка Томского музыкального колледжа, которая мечтает стать композитором, как ее учитель  Константин Лакин, вслух призналась, что ее мечта – уехать из Томской области и поступать в консерваторию. И все-таки во время голосования, которым завершалась дискуссия, Катя подняла желтый лист. Это был сигнал, что она «еще подумает и, может быть, выберет деревню на жительство, пусть и на несколько лет». Кстати сказать, она оказалась в числе большинства. Только семь красных карточек – «никогда не поеду в село» – из 300 поднялось над головами участников дискуссии. Вот это и есть реальный ответ молодых на вызовы времени. Томск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте