search
main
0

Открытые пространства

Самоопределение и расширение спектра компетенций

Стремительное развитие современных технологий обуславливает объективную необходимость их внедрения в различные сферы жизнедеятельности общества, в том числе и в систему образования. Постоянно растущая конкуренция на рынке образовательных услуг способствует проектированию и формированию в образовательных организациях уникальных траекторий учебно-воспитательного процесса.

Сегодня использование только традиционных образовательных технологий при подготовке молодых людей, шагающих в ногу со временем, привыкших к цифровым интерактивных форматам, не позволяет в полной мере удовлетворять их образовательные потребности. Таким образом, возникает острая необходимость расширять границы образовательного пространства.

Формирование у обучающихся позитивного образа учебной и воспитательной деятельности всегда было важной составляющей образовательного процесса. Особенно непростой становится реализация этой задачи в разноуровневой, инклюзивной среде. Поэтому совершенствование воспитательного процесса осуществляется через различные формы работы с предметно-эстетической средой. В свою очередь организация предметно-эстетической среды является эффективным механизмом для формирования у студентов и учащихся профессиональной социализации, личностного роста, построения учебно-воспитательной траектории и формирования базовых социальных потребностей в социально значимой деятельности.

Еще одним сложным и многоплановым процессом является оказание всесторонней помощи обучающимся в их профессиональном самоопределении, формировании траектории саморазвития, в осознании и понимании ими необходимости постоянного самосовершенствования. Повышению конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда способствуют знание и понимание тенденций его развития, постоянное изучение и анализ профессиональных, научных, культурных и иных новинок. Решению перечисленных задач во многом способствует вовлечение участников образовательного процесса в открытые образовательные пространства Москвы.

Учащиеся и студенты технологического колледжа №21 регулярно посещают открытые образовательные пространства, участвуют в мероприятиях, проводимых на площадках города. В условиях непростой эпидемиологической ситуации такие мероприятия зачастую проходили в онлайн-формате, что позволило охватить большее количество площадок и расширить географию воспитательного процесса.

Использование ресурсов открытых образовательных пространств добавляет динамичности образовательному и воспитательному процессам, позволяет комбинировать широкий спектр современных педагогических технологий. Кроме того, их можно использовать в обучении на различных уровнях образования, а также для лиц с инвалидностью и ОВЗ, что особо актуально для колледжа, поскольку в нем обучаются более 700 лиц с ОВЗ и инвалидностью, из них более 400 человек с ОВЗ по слуху. Использование открытых образовательных пространств в учебно-воспитательном процессе таких ребят позволяет сделать его более содержательным, понятным и интересным для них за счет расширения представлений, наглядности и интерактивности.

Позитивный опыт вовлечения обучающихся в работу столичных площадок в свое время стал своеобразным стимулом для формирования на базе колледжа открытых образовательных площадок, которые позволяют постоянно повышать трудовой интерес, обогащать внутренний мир обучающихся, развивать их гражданскую, социальную активность, способствовать формированию чувства вкуса и стиля.

На сегодняшний день в колледже уже функционируют 4 открытых образовательных пространства: «Особые мастерские», пространство на факультете «Мегадизайн», музейная экспозиция, посвященная Н.Ф.Химушину, технопарк «PROтехно», активно ведется работа над расширением этого перечня. Поскольку каждое структурное подразделение имеет свою специфику работы, то и открытые образовательные пространства выполняют своеобразные функции.

«Особые мастерские» – подразделение, в котором обучаются лица с ментальными нарушениями, – использует свои пространства для популяризации позитивного опыта обучения лиц с расстройствами аутистического спектра, в том числе посредством проведения выставок и ярмарок, на которых представляются изделия, выполненные особенными ребятами. Мероприятия нацелены на то, чтобы люди, имеющие такие же заболевания, знали, что они могут получить профессию и социализироваться в обществе.

Открытое образовательное пространство факультета «Мегадизайн» изначально рассматривалось исключительно для возможности вариативного обучения студентов, но впоследствии стало использоваться как площадка для проведения городских конкурсов, семинаров, конференций, телемостов, регионального и даже международного сотрудничества. Одной из особенностей данного пространства стала уникальность его интерьеров, поскольку проекты и их реализация – это результат работы студентов-дизайнеров факультета.

И еще одним результатом проектной деятельности, гражданско-патриотического и профессионально-трудового воспитания стало создание на факультете современной музейной экспозиции, посвященной Герою Советского Союза летчику Николаю Федоровичу Химушину. Активное участие в этом процессе приняли именно обучающиеся колледжа, которые на протяжении нескольких лет под руководством педагогов собирали уникальные экспонаты, документы, письма и многое другое. Следует отметить, что данный музей был включен в перечень проекта «Музеи. Парки. Усадьбы», а в планах включиться в проект «Урок в музее».

В 2018 году на базе колледжа был открыт технопарк «PROтехно». Его интерьеры также были созданы и реализованы студентами колледжа, будущими дизайнерами. В технопарке проходят занятия объединений дополнительного образования, в том числе технической направленности, занятия в рамках проектов «Московское долголе­тие», «Профессиональное обучение без границ», «Уроки технологии», «Кружок от чемпиона». Гончарная мастерская технопарка стала аккредитованной площадкой проведения чемпионатов профессионального мастерства «Абилимпикс» и WorldSkills.

Ключевым условием эффективного использования ресурсов открытых образовательных пространств колледжа стало привлечение социальных партнеров, которые способствуют организации профориентации и социально-профессиональной адаптации детей и подростков. Также открытые образовательные площадки способствуют вовлечению родителей в процессы воспитания и профессиональной социализации ребят как полноценных участников этих процессов. Многочисленные положительные отзывы родительского сообщества свидетельствуют о повышении уровня успеваемости, дисциплинированности и личной ответственности их детей.

Системная работа с предметно-эстетической средой выводит обучение и воспитание за предметные границы учебных занятий и внеурочной деятельности, формируя новые связи колледжа с социальным окружением, городским хозяйством, и обогащает предметно-эстетическое содержание воспитательной деятельности.

Уже более 5 лет в учебно-воспитательном процессе технологического колледжа №21 используются открытые образовательные пространства, что способствует формированию бережного отношения обучающихся к имуществу колледжа, к нашему культурному и историческому наследию. У ребят наблюдаются повышение мотивации к обучению, понимание необходимости гармоничного развития личности и осознание собственной социальной ответственности.

Таким образом, применение новейших образовательных технологий позволяет не только расширить спектр формируемых у обучающихся общих и профессиональных компетенций, включая компетенции soft , hard и future skills, но и сформировать понимание важности трудового воспитания, профессионального самоопределения, уважения к человеку труда и старшему поколению, что в конечном счете должно помочь молодому человеку стать достойным членом современного общества.

Наталья КОШАРНАЯ, социальный педагог технологического колледжа №21;
Виктория СВИРИНА, методист технологического колледжа №21, кандидат педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте