search
main
0

Открытые двери закрытых городов. Или еще раз об эффективном использовании научных исследований

На Западе не перестают удивляться, как в такой огромной стране, как Россия, люди, живущие у границы с Евросоюзом, понимают тех, кто обитает у самых берегов Тихого океана. В маленьких европейских странах даже внутри одного государства три часа дороги означают иной диалект, иное мышление и иной уклад жизни. Здесь же, проведя неделю в дороге, почти не замечаешь, что преодолел все эти невероятные километры. Разве что пейзаж и климатические особенности способны указать на это. Язык тот же, образовательная программа едина, энтузиазм, с которым впитывают все новое и желают поделиться друг с другом, одинаков. Стоит ли тогда удивляться тому, что результаты инновационной деятельности в образовании, получая научно-методическое обеспечение ученых РАО, используются на всей территории нашей страны.

По словам начальника Управления развития подведомственных учреждений и внедрения результатов НИР профессора Натальи Шамрай, для системы общего образования в России разработано новое содержание и учебно-методическое обеспечение образования в рамках концепции его модернизации. Современные модели образовательных учреждений и комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения образовательных процессов приобретают под перьями специалистов вполне логически завершенный вид.

Сфера научного охвата

Для системы подготовки и повышения квалификации работников образования созданы инновационные программы профессионального развития, используются модели образовательного процесса с применением технологий проектно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности. Повышению эффективности практического использования результатов научных исследований способствует осуществление программ повышения научной, педагогической и управленческой квалификации работников образования на базе институтов РАО.

Институты РАО обеспечивают реализацию большого числа инновационных проектов на базе федеральных и региональных экспериментальных площадок. Примеры практического использования результатов научных исследований РАО в современном образовании типологизированы по четырем видам работ.

Для заинтересованных и готовых претворять это в жизнь педагогов осуществляется проектирование образовательных программ, включающих в себя учебные, воспитательные, педагогические подпрограммы.

Руководители образовательных структур могут воспользоваться разработанным специалистами РАО проектированием типа образования, обеспеченного системой конкретных образовательных программ.

Для образовательного менеджмента разработано проектирование программ развития образовательных структур разного типа, набор которых адекватен наличному контингенту детей, учащихся, студентов.

И политику образования курирует академическое проектирование образовательной системы как социокультурной инфраструктуры конкретного региона или страны в целом.

Особо следует отметить практическую значимость фундаментальных разработок при построении системы экспертной деятельности в образовании и при реализации социокультурных проектов.

Наиболее масштабное практическое использование результатов научных исследований институтов РАО осуществляется при формировании инновационных образовательных сетей на базе федеральных и региональных экспериментальных площадок. Так, например, в конце марта в Северске Томской области на форуме «Перспективы развития образования в наукограде» на базе закрытых городов родились четыре экспериментальные площадки.

Северск – удивительный город, где театры и музеи встречаются чаще, чем пивные в Праге. Инфраструктура этого научного центра выстроена таким образом, чтобы наша закаленная морозами западно-сибирской полосы интеллигенция ни в коем случае не чувствовала себя оторванной от радостей и внутреннего обогащения явлениями культурной жизни.

Форум проходил в помещении музыкального театра. Под сенью экспериментальной площадки нашли уют не только общеобразовательные школы, но и детская музыкальная, художественная и даже музей.

600 человек из Зеленогорска, Мичуринска, Бийска, Новокузнецка, Новосибирска, Томска пытались формировать национальное образование с учетом особенностей культуры собственного региона. Глава городской администрации Николай Кузьменко проект поддержал, по крайней мере дал ему карт-бланш на 6 лет. В национальных кадрах заинтересованы даже в Москве, столичное Томское землячество выразило горячую готовность всячески сотрудничать с проектом.

В рамках форума проходила конференция «Формирование профессиональной педагогической компетентности как ресурс развития образовательного пространства в наукограде». Работали секции «Непрерывное образование в условиях городов-наукоградов», «Перспективы профессионального развития и формирования профессиональной компетентности педагога», «Маркетинговый подход в образовании», «Требования профильной школы к профессиональной компетентности педагога», «Инновации в образовании». Будоражили сознание ярмарки и презентации инновационных педагогических практик.

Президиум Академии образования утвердить инновационную сеть образовательных учреждений в статусе экспериментальной площадки РАО в Северске. Научным руководителем данного проекта стала профессор Шамрай.

На кофейной гуще

не нагадаешься

В настоящее время, считает Наталья Николаевна, определение основных направлений инновационной деятельности академии по практическому использованию результатов научных исследований должно исходить из представлений о тех важных функциях, которые реализует образовательная система в жизни общества, комплексного анализа, имеющих на сегодняшний день проблемы в данной сфере, а также изучения зарубежного опыта. Особое значение приобретает реализация функции прогнозирования, что связано с совокупностью таких факторов, как необходимость обеспечения на ближайший и отдаленный периоды устойчивого положения хозяйственных процессов в постоянно меняющейся рыночной среде, потребностями в опережении на рынке конкурентов.

Достаточна ли работа по прогнозированию возможных состояний системы образования, его отдельных уровней, групп учебных заведений в зависимости от динамики экономических, демографических, социальных процессов развития общества, от предполагаемого наличия ресурсов для образования сегодня? Нет. Почему? На взгляд доктора педагогических наук Натальи Шамрай, озвучивающей видение Управления развития РАО, необходима значительная перестройка механизма внедрения в массовую практику успешного опыта образовательных учреждений.

Исходя из этого, закономерной реакцией на сложившуюся ситуацию являются разработка и внедрение в образовательный процесс различного рода инноваций, имеющих целью оптимизировать качество работы образовательной системы в целом. Как понимают понятия «инновации» и «инновационная деятельность» в Управлении развития подведомственных учреждений и внедрения результатов НИР?

Масштабы не важны

По данным РАО, в соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получившей воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам. Содержание образования выделяет инновации технологические, педагогические и организационные. Инновации также могут быть локальными или глобальными.

Инновационную деятельность нельзя уподоблять деятельности в области научного творчества, точнее, сводить ее к этому. Такое понимание термин «инновационная деятельность» делает бессмысленным, так как, строго говоря, всякая научно-исследовательская деятельность по природе своей инновационна.

Введенные ограничения на понимание инновационной деятельности рассматриваются в качестве рабочих критериев ее выделения в совокупной научно-исследовательской деятельности. Так, в последнее время деятельность научных учреждений разворачивается сразу по целому ряду направлений: фундаментальные научные исследования и концептуальные теоретические разработки, прикладные научные исследования, связанные с реализацией научных разработок, организационно-управленческая деятельность, образовательная и, наконец, экспериментальная работа, которая может полностью исчерпываться деятельностью по внедрению научных разработок в практику.

Инновационная деятельность в своей наиболее полной развертке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление именно инноваций. Таким образом, это, во-первых, научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть, то есть открытие, и о том, как это нечто можно сделать, изобретение. Во-вторых, проектная деятельность, целью которой является разработка особого инструментально-технологического знания о том, как на основе научных данных следует действовать в заданных условиях, чтобы получилось то, что должно быть, собственно инновационный проект. И в-третьих, образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился на практике.

Таким образом, схема полного цикла возникновения и реализации любой инновации в той или иной области следующая. Из некоего источника инноваций (это может быть наука, политика, производство, экономика) рождается инновационное предложение, влекущее за собой свое осуществление, перерастающее в процесс укоренения, в результате чего появляется новый тип или новая форма общественной практики.

Любимым девизом профессора Шамрай являются слова Яна Коменского: «Образование должно быть истинным, ясным, точным и прочным». Всю свою работу она выстраивает так, чтобы соответствовать этому лозунгу.

В структуру ее института входит четыре площадки: 710-я гимназия имени Жудова, 91-я и 600-я школы, центр образования «Горки». В рамках реализации основных приоритетных направлений в этих школах решаются главные задачи: апробации новой структуры и содержания образования, учебников нового поколения, элементов государственно-общественной системы. Также оценивается качество образования и разрабатывается методика совершенствования и поддержки образования в сельской местности.

Внимание РАО к инновационным исследованиям велико, так как удачные разработки внедряются с учетом национальных особенностей регионов по всей ширине нашей необъятной удивительной Родины.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте