У человека можно отнять все, кроме одного: последней свободы человека – выбирать собственное отношение к любым обстоятельствам, выбирать собственный путь.
Виктор Франкл
Первый раз я столкнулась с необходимостью сделать выбор, когда училась в начальной школе. Не помню, кто меня привел в Дом детского творчества, тогда он назывался Домом пионеров, но помню, что, когда увидела, сколько интересных кружков там открыто для детей, я растерялась. Хотелось всего и сразу – и фотографировать, и рисовать, и танцевать, и выращивать растения, и петь… Тогда я долго думала и выбрала кружок ботаники.
Сейчас я думаю: почему мой выбор остановился на цветах и растениях? Потому что это интересно? Несомненно. Но, вспоминая, как трепетно я обращалась с молодыми ростками при пересадке, как разговаривала с ними при поливе и как переживала за цветок, сталкиваясь с трудностями его роста, я поняла главное. Выбор – это всегда ответственность. Делая выбор, мы всегда принимаем эту ответственность на себя. Ответственность за дело, за которое взялся. Ответственность за цветы, которые посадил. Ответственность за слово, данное родителям, учителю или себе самому. Я не посвятила свою жизнь ботанике, хотя до сих пор с удовольствием занимаюсь цветами на дачном участке. Но опыт, полученный в момент первого выбора, навсегда научил меня тщательно оценивать серьезность своих намерений.
Помню и другой пример, когда мне пришлось делать непростой выбор. Я училась в 6‑м или 7‑м классе, когда пара мальчишек из нашего класса подрались, в результате чего один из них был сильно травмирован. А потом был пионерский сбор, на котором мы решали судьбу ребят: могут ли они остаться пионерами или их следует исключить из этих рядов. Можно было легко и просто согласиться со стороной обвинения, потому что это не ты совершил такой плохой поступок, а потом бежать на улицу и прыгать в «классики», ведь за окном весна, май, солнце, жизнь прекрасна… Но что-то тупо ныло под ложечкой, не давая мне покоя. И я вспоминала, как эти двое мальчишек здорово помогали классу на субботнике, как они старались подготовить для всех интересное выступление к Новому году. И что-то еще вспоминала… Ребят мы тогда из пионеров не исключили. А я поняла, что осознанный выбор, сделанный одним человеком, может стать приговором или открытой дверью для другого.
Сейчас, вспоминая этот случай и свои душевные терзания, я с уверенностью могу сказать: выбор человека всегда связан с его системой ценностей. И если твой выбор не укладывается в твои представления о добре и зле, о справедливости и пристрастности, ты будешь тяготиться принятым решением.
Чем старше я становилась, тем чаще, как и любому другому человеку, мне приходилось выбирать. И будто какая-то невидимая рука свыше создавала эти ситуации для меня, чтобы научить высшей мудрости и развить те качества, что дремали до этой минуты.
Но главное свое открытие я сделала позже. В 1983 году я приняла в качестве директора школу-новостройку №117. Любой директор знает, что наша работа сочетает в себе большой объем обязанностей. Директор школы одновременно должен быть хорошим хозяйственником и финансистом, педагогом и методистом, юристом и психологом. И в любом из этих направлений он должен уметь своевременно принять правильные тактические или стратегические решения, от результата которых зависят благополучие обучающихся в школе детей, стабильность в работе педагогов, спокойствие родителей, доверие жителей микрорайона. Кто-то скажет, что у директора школы имеется целая группа помощников – управленческая команда, управляющий и педагогический советы, наконец, можно прислушаться к мнению наиболее опытных педагогов и профессиональных родителей. Все это так. Но последнее слово всегда за директором школы. И он обладает правом этого последнего слова как проявления высшей степени доверия от государства и социума. Именно поэтому директор школы несет на своих плечах всю степень ответственности за принятые им решения.
И вот уже 40 лет каждый день мне приходится принимать решения и делать выбор. И не важно, какой ситуации он касается – мелкой ссоры между школьниками или обсуждения проекта по благоустройству пришкольной территории, претензии родителей по отношению к отдельному учителю или развития системы предпрофессиональных классов, контроля за качеством питания или вопроса реорганизации. Главное, чтобы решение директора было направлено на благополучие ребенка и всех людей, которые так или иначе задействованы в образовательном процессе. В этом смысле слова Н.В.Гоголя «Назначенье человека – служить, и вся жизнь наша есть служба» могут рассматриваться в качестве фундамента в системе ценностей директора школы.
Если бы меня спросили, какими качествами должен обладать директор школы, я бы, не задумываясь, в числе первых назвала способность принимать решения и делать выбор. При этом я отчетливо осознаю, что правом ответственного выбора может воспользоваться тот человек, который располагает не только нормативно закрепленной возможностью выбора, но прежде всего обладает внутренней свободой. Именно внутренняя свобода позволяет подняться над обстоятельствами и помогает принять пусть даже самые непростые, но единственно правильные решения. С другой стороны, сделанный выбор всегда открывает дорогу к свободе – свободе творчества, свободе построения нового жизненного или профессионального этапа, свободе волеизъявления или духовного развития. В этом и состоит мое главное открытие как директора: возможность выбора – это всегда признак свободы.
Ирина БАБУРИНА, директор школы №117, заслуженный учитель РФ
Комментарии