search
main
0

Открытость и индивидуализация – принципы современного образования

​2010-2011 учебный год стал для системы образования определяющим в формировании подходов к обновлению финансово-хозяйственных механизмов.

Педагогические коллективы округа заинтересованно отнеслись к «Пилотному проекту-125» по развитию общего образования, в который вошли 32 образовательных учреждения САО. За ходом реализации «Пилотного проекта» организован общественный контроль,  в округе создан Наблюдательный совет, в который вошли представители общественности, родители-профессионалы, члены Общероссийского профсоюза работников образования. При всех новых возможностях для учреждения по расширению финансовой самостоятельности главное в проекте – повышение качества образования на основе совершенствования образовательного процесса, индивидуализации образования, развития профессионального сообщества.В округе реализуется программа мониторинга качества образования, которая предполагает усиление роли управляющих советов школ, повышение информированности родительской общественности о результатах деятельности и перспективных планах работы школы, гласность и открытость результатов деятельности, представление на форумах сайтов образовательных учреждений обсуждаемых с родителями вопросов о повышении качества образования. Открытое образование стало неотъемлемой характеристикой современного общества. В системе образования появились нормативные и институциональные признаки открытости: независимая оценка качества знаний, конкуренция и конкурентоспособность, информатизация образовательного процесса, государственно-общественное управление, предоставление гражданам регулярной открытой информации о качестве образовательных услуг, их соответствии государственным образовательным стандартам и социальному запросу и многое другое. Смысл открытости образования состоит не только в вовлеченности общественности в образовательный процесс, но и в формировании ответственности всех участников за результаты образовательной деятельности. Открытое образование определяется как способ выбора и соорганизации различных образовательных предложений в собственную образовательную программу. Принципами открытого образования стали вариативность – выбор из готовых вариантов, а также открытость – собственный выбор образовательной траектории. В контексте открытости системы образования необходимо говорить об индивидуализации образовательного процесса – эффективной социализации ребенка и развитии профессионального сообщества, выстраивания индивидуального пути движения к индивидуальной цели. Реальной возможностью обеспечения индивидуальной образовательной траектории в современных условиях стали стажировочные площадки – инновационные образовательные учреждения, которые обеспечивают интеграцию образовательных ресурсов территории, создание всесторонних условий для диагностирования образовательного потенциала личности, прогностического выстраивания и реализации непрерывных образовательных и профессиональных траекторий всех участников образовательного процесса.Способом реализации индивидуализации образовательного процесса может быть построение системы тьюторского сопровождения – поиска средств установления, поддержания и развития инициативного и авторского отношения к познавательной и профессиональной деятельности. Тьюторское сопровождение всегда личностно ориентировано, так как обеспечивает организацию действий в ресурсно-целевом поле, где человеку необходимо определить область и границы своих возможностей. Такая форма взаимодействия позволяет обеспечить доступ к полноценному качественному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, создать условия для дифференциации содержания обучения, построения индивидуальных образовательных программ. Тьюторское сопровождение профессиональной деятельности педагогов выводит на качественно новый уровень содержание и принципы деятельности методических учреждений.В округе созданы все условия для реализации Государственной программы развития образования города Москвы на 2012-2016 годы. Вместе с тем актуальными для округа задачами в новом учебном году станут повышение качества образования при обязательном проведении независимого мониторинга с учетом формирования подходов к московскому стандарту качества образования, использование механизмов новой системы оплаты труда для решения этой задачи; комплексное развитие информационного пространства округа, включая создание электронного портфолио обучающегося, учителя, образовательного учреждения с учетом Московского регистра качества образования; формирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся, обеспечение индивидуального сопровождения детей «группы риска»; широкое использование социокультурных возможностей Москвы в развитии системы дополнительного образования детей; создание условий для мотивации педагогических работников и руководящего корпуса, развитие управленческого и педагогического профессионализма, повышение ответственности за результаты деятельности.Таким образом, сопровождение познавательных интересов ресурсами индивидуализации и открытости образования соответствует общемировому контексту развития современного общества, в котором главной ценностью становится человек, обладающий значительно большей степенью свободы и ответственности. Консолидация усилий всех субъектов образовательной деятельности, широкая общественная поддержка и активное участие в инновационных процессах в образовании, взаимодействие потенциалов социальных партнеров позволит обеспечить современное качество образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Владимир РАЗДИН, начальник Северного окружного управления образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте