Мы живем во времена стремительного развития человека и общества. Никогда еще мир не менялся с такой динамичностью. То, что было прогрессивно еще вчера, сегодня кажется неактуальным. Новые условия требуют развития новых качеств и умений. По прогнозам экспертов, 65% детей, которые пойдут в 1‑й класс в нынешнем учебном году, будут работать на позициях, которых еще не существует. К сожалению, лишь часть людей способны столь быстро ориентироваться в требованиях времени и разворачиваться в своей деятельности порой на 180 градусов.
Есть навыки, которые при любых изменениях будут важны и актуальны. В современном мире основной ценностью являются информация, знания, развитый интеллект, креативность и созданные на основе всего этого высокие технологии. Именно такого человека должна готовить школа. Конечно, у нас, учителей, есть множество наработанных педагогических технологий, используемых на уроках и во внеурочной работе. Но для меня безусловным фаворитом является проектно-исследовательская деятельность. Это одна из наиболее активных форм обучения школьников, направленная в первую очередь на формирование навыков работы в команде, постановки целей и задач, принятия решений, овладения умением работы со справочниками, энциклопедиями, словарями.
Ребенок получает бесценный опыт публичных выступлений, анализа своих успехов и неудач. Такая работа способствует гибкости и самостоятельности мышления, совершенствованию своих знаний и опыта, формированию уверенности в собственных возможностях.
Каждый человек по своей сути исследователь, а ребенок особенно. Он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ему интересно все. Еще Конфуций блестяще подметил важность прикладного изучения окружающего мира: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Поддерживать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для проектной или исследовательской деятельности – это наша ежедневная работа в школе. Мой опыт подсказывает, что школьник, который сам придумал тему, провел исследование, смог с ним выступить, получает особую мотивацию заниматься этим дальше. Но ребенку, особенно младшему школьнику, нужны поддержка и наставничество. Да, он сам выбирает тему исследования, а учитель выступает в качестве полноценного научного руководителя, который может оценить цели, задачи работы, помочь сформулировать ее актуальность, научную новизну, направлять, редактировать.
Важно понимать, что никто не требует от школьника фундаментальности. Школьное исследование должно быть простым, понятным и ученику, и учителю, и родителю. Пусть ребенок исследует, на какую еду в кормушке за окном быстрее прилетают птицы, или разберет историю своей семьи, изучит, почему дети не хотят делать домашние задания, – все это простые и интересные темы, о которых ребенок вполне может рассуждать и анализировать их. Но такие начальные исследования станут великолепным трамплином во взрослые проекты.
Скажу с уверенностью, что, однажды пройдя путь подготовки и защиты проекта, ребята, даже самые стеснительные, становятся намного смелее, раскрепощеннее, увереннее в себе. И потом их уже не остановить. Они хотят снова испытать удовольствие от публичного выступления, ощущение своей значимости, осведомленности, видеть интерес и уважение со стороны одноклассников.
Как мама я также имею бесценный для меня и моих детей опыт подготовки и защиты разнообразных проектов. Я всегда поощряю и продвигаю идею их участия в любых мероприятиях, связанных с подготовкой проектов. Да, это энергозатратно, требует много времени (мы всегда очень серьезно подходим к вопросу, с полным погружением), но я не знаю никакой другой деятельности, которая бы так объединяла детей и родителей.
Поэтому в преддверии начала учебного года как учитель, как мама призываю родителей не бояться сочетания слов «проектная деятельность». Вдохновляйте детей, мотивируйте, погружайтесь с ними, будьте на одной волне. Выберите тему неизбитую, интересную ребенку и его сверстникам, вникайте, изучайте, ищите вместе интересные формы подачи. Вы сами не заметите, как увлеклись, и получите позитивные эмоции не только от того, как развивается познавательный интерес у вашего ребенка, но и от своего чувства удовлетворения.
Пусть год будет познавательным, плодотворным, насыщенным интересными событиями, но при этом психологически спокойным. И пусть он будет наполнен блестящими исследованиями и открытиями!
Нарине МУРАДЯН, учитель начальных классов школы №1101
Комментарии