search
main
0

Открытие собственного «я». Преемственность дошкольного и начального общего образования

​Заниматься образованием детей дошкольного возраста – все равно что закладывать фундамент огромного здания. На этой основе будут строиться и развиваться в дальнейшем характер, навыки, способности. Период от рождения до поступления в школу, по признанию специалистов всего мира, – это время первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых ребенку в течение всей последующей жизни, отличительных черт и свойств, делающих его человеком. Бесспорно, определяющий фактор развития – воспитание детей в семье. Но и роль дошкольных лет огромна: в этот период дети обучаются под руководством воспитателей-профессионалов, получают важнейший навык общения, что позволит им далее быстрее приспосабливаться к новой обстановке и коллективам.

О том, где и когда был открыт первый детский сад, можно узнать в любом учебнике по педагогике. Именно детским садом назвал дошкольные учреждения немецкий педагог Фридрих Фребель. А дальше череда дат: первый детский сад в России, первая ясельная группа… С тех пор идея объединить малышей под одной крышей видоизменялась, крепла, росла и ушла далеко от образа первого детского сада. Сегодня наряду с традиционными ДОУ тысячи детских центров, школ развития и семейных клубов работают по всему миру и делают свое важное дело в развитии и становлении малыша как полноценной и готовой к взрослой жизни личности.В нашем районе Марфино в 2012 году, до реорганизации, при школе уже существовали четыре подготовительных группы. Они значительно помогли снять некоторое напряжение в районе, связанное с очередностью устройства детей в дошкольные учреждения образования. На базе образовательного комплекса год назад были открыты три группы для детей двух-трех лет. В 2015 году на радость жителям района введено в эксплуатацию новое здание дошкольного отделения на 100 мест, плюс 30 мест для группы кратковременного пребывания. Теперь в состав дошкольного подразделения входят семь учреждений и восемь зданий.Работа дошкольного учреждения вне традиционного формата «детский сад» дает много преимуществ благодаря той степени свободы, которую здесь получает педагог для своего творчества в рамках программ, рекомендованных Министерством образования и официально признанных педагогических и психологических теорий. Акцент в нашей работе ставится на развивающих технологиях, а не на обучении. Иными словами, в подготовительных группах не обучают, а только готовят ребенка к этому сложному и важному процессу – познанию окружающего предметного и социального мира. Качество услуг внутри образовательного комплекса обеспечивается использованием разработанных технологий и методов, которые позволяют максимально обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку. Если раньше детсады жили своей замкнутой жизнью, то объединение, во-первых, позволило познакомиться педагогам с другими коллективами, интенсивно обмениваться опытом. Каждый следующий педсовет проводится в другом здании дошкольного отделения: сотрудники знакомятся с новыми методиками друг друга, педагоги-новаторы транслируют свои передовые разработки.Во-вторых, наши дошкольные учреждения стали активно пользоваться большим материальным ресурсом школы. Все наши малыши посещают школьный планетарий, детсадовские команды шахматистов принимают участие в турнирах школьного клуба «Белая ладья». В 2015-2016 учебном году команда дошкольников заняла II место в городском турнире «Юный шашист». В преддверии 71-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне для дошколят проводились экскурсии в школьных музеях. Многие наши семьи воспитанников приняли участие в городском конкурсе, организованном штабом Бессмертного полка, одна работа удостоилась звания «победитель». Каждое звено дошкольного подразделения ежегодно участвует в Городском фестивале детского и юношеского творчества «Эстафета искусств». Несколько наших коллективов стали финалистами и были приглашены выступать на заключительном гала-концерте. А обучающиеся средних и старших классов в предпраздничные дни приходят в гости к детсадовцам и показывают им спектакли. Сегодня мы предлагаем воспитанникам дошкольных отделений старшего возраста переходить на один год в наши подготовительные классы. Они, как и любой детсад, работают в режиме двенадцатичасового пребывания. Но мы ввели дополнительные предметы – английский язык и ритмику (занятия бесплатные). Помимо воспитателей, занимающихся с детьми в рамках обычной дошкольной образовательной программы, нас посещают и дают уроки школьные педагоги начальных классов. Уже сейчас они знакомятся с будущими первоклассниками. Мы регулярно проводим дни открытых дверей с приглашением всех руководителей наших дошкольных отделений. Родители будущих воспитанников могут задавать вопросы напрямую. С мамами и папами детей, уже посещающих дошкольные учреждения, мы постоянно поддерживаем обратную связь: у всех есть возможность лично пообщаться с воспитателями и заведующими, задать вопрос или пожаловаться на что-либо через форму на нашем сайте или опустив свое обращение в специальные ящики, расположенные непосредственно в дошкольных отделениях.Открыта для диалога и психолого-медико-педагогическая служба нашего комплекса, работающая со всеми его структурными подразделениями. В составе комплекса находится несколько логопедических групп для детей с общим недоразвитием речи и группы для малышей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Как решается вопрос с ранним детством в системе вариативного дошкольного образования? Естественно, мы поддерживаем раннее развитие, но с рядом оговорок. Книг-пособий для молодых мам множество, но при выборе описанных в них методик советовали бы пользоваться консультациями профессиональных педагогов-дошкольников. Другая рекомендация – стараться рассмотреть способности ребенка, а не заставлять его заниматься, например, только лишь рисованием. Ведь педагогический талант и чутких родителей, и настоящих учителей состоит не в принуждении, а в умении заинтересовывать, в мотивировании на достижение результата.Современный ребенок, как правило, интеллектуально развит, любознателен, легко обучаем. Многие дети отличаются ускоренными темпами умственного развития, а некоторые проявляют творческую одаренность уже в 2-3 года. К сожалению, дети, рожденные в XXI веке, не отличаются крепким здоровьем и выносливостью нервной системы. Следовательно, организация групп здоровья в массовых детских учреждениях не роскошь, а жизненная необходимость. Нередко климат семьи не обеспечивает ребенку эмоционального благополучия и радости детства. Значит, малыш должен получить их в условиях общественного воспитания. Именно детское учреждение в состоянии выступить в качестве надежного амортизатора в снятии эмоционально-отрицательных состояний как детей, так и их родителей. Это серьезная социальная помощь семье. Вот почему в детском саду необходимы различные формы работы с семьей.Для полноценного развития детям необходим коллектив сверстников. Детский сад дает возможность попробовать себя в разных видах деятельности и самореализоваться в них. Мы содействуем родителям в открытии и воспитании в ребенке определенных личностных качеств, призванных помочь ему в дальнейшей жизни, учим мыслить самостоятельно, иметь собственное мнение, соблюдая при этом общепринятые нормы поведения. А наше подготовительное отделение помогает благодаря продуманным методикам плавно перейти из дошкольной группы, где доминировала игра, к школьной жизни, где главное – это учеба. Мы вариативно используем все современные формы взаимодействия, сделав детские учреждения центрами педагогической культуры и открытой системой в работе с семьей по принципам конструктивного диалога.Ольга ФОМИНА, заместитель директора школы №1494

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте