Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Открытие счастья

УГ - Москва, №19 от 11 мая 2010. Читать номер
Автор:

Весна приходит к нам с ласковым, теплым солнышком. И весной словно расцветает детский сад №1226. Распускаются листочки на деревьях, зеленеют острые стрелки тюльпанов и нарциссов. И словно первоцветы тянутся к солнышку и подрастают маленькие зеленоградцы. Утром папы и мамы ведут своих малышей в детский сад. И они бегут туда охотно и без слез, да и как же иначе? Ведь здесь их ждут интересные игры, увлекательные забавы и веселые праздники.

Известная поговорка – «Как вы лодку назовете, так она и поплывет!». Заведующая Марина Гундина называет свой коллектив «моя команда». С ребятами работают, играют, поют, рисуют, общаются опытные педагоги, высококвалифицированные профессионалы: старший воспитатель М.Лютикова, музыкальный руководитель – заслуженный учитель РФ И.Замураева, старшая медицинская сестра А.Сычева, воспитатели – почетные работники народного образования: Н.Веренцова, Т.Постникова, Л.Лашманова и многие другие. Только слаженная команда, где работают вместе, доверяя и помогая друг другу, сможет вести корабль под названием «Детский сад №1226» по морю дошкольного образования через рифы Ведь пассажиры там – наши дети (наше будущее).

Досье «УГ»Наш детский сад -не просто сад,Он – настоящий Дом здоровья.И мы встречаем здесь ребятС вниманьем, ласкойи любовью.Стремятся непоседы мирпознать,Упрямо хмурясь и глазенкисузив.Мы помогаем им боротьсяи искать,Включаясь в непростой для всехинклюзив.Мы их по жизни бережно ведемЧерез барьеры, рифыи преграды.Играем вместе, весело поем.Для нас здоровье -главная награда.Мы ждем всегда и любимвсех ребят.Пусть будут счастливыНаташи, Вани, Пети!Скорее приходите в детский сад:В наш добрый, самый нужныйсад на свете.

Известная поговорка – «Как вы лодку назовете, так она и поплывет!». Заведующая Марина Гундина называет свой коллектив «моя команда». С ребятами работают, играют, поют, рисуют, общаются опытные педагоги, высококвалифицированные профессионалы: старший воспитатель М.Лютикова, музыкальный руководитель – заслуженный учитель РФ И.Замураева, старшая медицинская сестра А.Сычева, воспитатели – почетные работники народного образования: Н.Веренцова, Т.Постникова, Л.Лашманова и многие другие. Только слаженная команда, где работают вместе, доверяя и помогая друг другу, сможет вести корабль под названием «Детский сад №1226» по морю дошкольного образования через рифы и преграды. Ведь пассажиры там – наши дети (наше будущее).

Детский сад №1226 – особенное учреждение. Это детский сад компенсирующего вида по коррекции и профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у детей, что определяет специфику работы. Главная цель – коррекция и укрепление здоровья воспитанников, что особенно актуально в наше время.

В детском саду открыты 7 специализированных групп для детей от 3 до 7 лет, 2 группы развития (кратковременного пребывания) для детей от 2 до 3 лет. Но если для обычного ребенка социализация – это естественный процесс, то включение в общество ребенка-инвалида полностью зависит от условий, созданных ему взрослыми. Поэтому одним из важнейших направлений деятельности детского сада стала работа с теми из детей, кто не посещает дошкольные образовательные учреждения. При поддержке Зеленоградского окружного управления образования с 2007 года в нашем детском саду работает структурное подразделение – лекотека для детей от 2 до 7 лет. Там созданы все условия для обучения и воспитания детей с разными стартовыми возможностями. В октябре 2009 года была открыта служба ранней помощи для детей от 2 месяцев до 2 лет, имеющих нарушения развития или риск нарушения.

Специалисты детского сада оказывают всестороннюю помощь детям с особыми образовательными потребностями, а основа этого – индивидуальный подход, специальные упражнения и терпение! В детском саду есть все необходимые условия для гармоничного развития ребят: бассейн, физкультурный и тренажерный залы, массажный кабинет, музыкальный зал, кабинет лего-конструирования, красивые и наполненные всевозможными игрушками группы и уютные спаленки. Оснащение детского сада позволяет все занятия проводить в игровой форме.

Занятия с использованием специального «парашюта» позволяют добиваться одновременного выполнения упражнений и создают бодрое и радостное настроение. Гимнастические мячи (фитболы) используются и как предмет, и как тренажер. Особенность фитбола в том, что для занятий на нем не существует никаких противопоказаний. Сторонники занятий на фитболе утверждают, что вибрация, ощущаемая при сидении на мяче, по своему физическому воздействию сходна с верховой ездой.

Детей в этих занятиях привлекает совсем не польза: попрыгать в веселой компании на огромных чудо-мячах, что может быть интереснее! Особенно, если занятие сопровождается музыкой и сказками.

Занятия на тренажерах стали наиболее удобным способом коррекции физического состояния маленьких непосед, помогают развитию таких качеств, как сила, быстрота реакции, выносливость тела, гибкость и ловкость.

Лечебная физкультура относится к методу общей, неспецифической, активной, функциональной коррекции. Характерная особенность ЛФК – дозированная физическая нагрузка на различные группы мышц. Занятия лечебной физкультурой проводятся курсами 2-3 раза в год. Не менее полезны занятия в сухом бассейне. Движения радуют и расслабляют детей. Кроме того, происходит массаж спины и ног, снимаются мышечные зажимы, исчезает психологическое напряжение. Курс массажа проводят опытные медицинские сестры 2 раза в год. Комплекс и техника массажных упражнений подбираются индивидуально в зависимости от нарушения ОДА. Массаж стоп в гидромассажных ванночках особенно актуален осенью и зимой: он усиливает иммунитет, дарит ребятам солнечное настроение и даже делает невосприимчивыми к холоду. Гидромассаж гармонично объединяет все особенности термотерапии, лечение массажем и водой. Это прекрасная профилактика плоскостопия.

Самым эффективным и приятным средством коррекции осанки стало плавание. Подготовительные упражнения на растяжение позвоночника разогревают мышцы тела, улучшают вентиляцию легких, способствуют развитию у детей координации движений, формируют чувство мышечной радости. Плавание снимает избыточную нагрузку на позвоночник. Дети всегда с радостью играют в воде, посещение бассейна – любимое занятие ребят!

Мелочей в организации оздоровительной работы нет. В каждой группе есть специально оборудованный корригирующий уголок. Дети овладевают приемами самомассажа для снятия усталости. Ребята с удовольствием собирают различные мелкие предметы пальчиками ног, осваивают необычное рисование ножками, позволяющее регулировать ловкость пальцев и тонус мышц ног. Ежедневные закаливающие процедуры сочетаются с хождением босичком по массажной ребристой дорожке, а гимнастика пробуждения с дыхательными и пальчиковыми упражнениями для активизации мышечного тонуса приносит детям радость движений и прекрасное настроение.

Несмотря на имеющиеся отклонения в развитии, ребята из детского сада принимают активное участие в городских и окружных спортивных соревнованиях «Гармония в движении», «Дельфиненок», «Я готов учиться в школе», в турнире «Юный шашист», где нередко занимают призовые места. Ежегодно они становятся дипломантами фестиваля детского творчества «Надежда» среди воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Наши дети – они такие разные, и к каждому нужно найти подход, подобрать свой ключик. Компетентностный подход исключительно важен при работе с «особыми» детьми. Ведь инклюзивное образование – это признание ценности различий всех детей. В лекотеке психолого-педагогическое сопровождение ведется тем способом, который наиболее подходит каждому ребенку. Специалисты организуют предметно-развивающую среду для детей, чтобы помочь им освоить этот трудный мир. Создание условий для включения, врастания маленького человечка в общество – трудная, но очень важная задача.

Детство – удивительная пора. Это первообраз добра, гармонии и красоты, считали Ж.Ж. Руссо и Л.Н.Толстой. Детство – пора, когда человек открывает удивительный мир и себя в нем. И от умных и добрых взрослых зависит, чтобы эти открытия были открытиями любви, радости и счастья. Все мы в детстве любили слушать бабушкины и мамины сказки, буквально впитывая в себя чудесный неведомый мир. Но дети вырастают, становятся взрослыми. И нам уже кажется, что сказки – это так, баловство для малышей, детские побасенки. Между тем сказка так и осталась волшебной страной – страной, куда стремятся наши дети…

Частичка чудесной страны существует и в лекотеке детского сада компенсирующего вида №1226, куда приходят мамы с особенными малышами. Им нужны специальная помощь и поддержка взрослых. Не все дети контактные, многие не общаются с «чужими тетями». И тут на выручку приходит поросенок Тяпа. Он здоровается с ребятами, приветливо протягивая лапки сначала мамам, а потом и малышам. Это особый ритуал, ритуал приветствия. И общаться с Тяпой приятно и весело – он словно родной брат любимого Хрюши из передачи «Спокойной ночи, малыши». Мы видим, как меняются дети, и нас это радует.

Лена К. – ребенок-аутист. В свои 3 года она не говорит, не вступает в контакт с взрослыми и другими детьми. Она несколько недель привыкала к Тяпе, но сейчас с удовольствием гладит его по ушкам, по лапкам. Вместе с Тяпой они «умываются», имитируя простейшие движения: водичка, водичка, умой мое личико, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок. Сказочный герой – лучший помощник при освоении навыков самообслуживания, а веселые и забавные прибаутки в его исполнении потихоньку разбивают «скорлупу» ребенка, вовлекая его в игру.

Настольные сказки – наборы из разных персонажей, которых можно варьировать как по сценариям конкретных сказок, так и объединять по определенным темам. Например, «Птичий двор». Дети с удовольствием играют в крошечных цыплят, курочек, петушков и других обитателей двора. Проигрывая с ребятами различные сюжеты, учитель-дефектолог обязательно проговаривает все птичьи звукоподражания. И постепенно «птичий двор» наполняется звонким хором «ко-ко», «га-га» и «кукареку».

Маша Н., 4 года, ЗПР, длительное время не отрывалась от маминых рук. Сейчас вполне уверенно узнает «пернатых друзей»; сначала повторяла за педагогом, а теперь и самостоятельно воспроизводит, «как говорят птички».

Особенно нравится малышам проигрывание сказок в специальных мини-песочницах. Приятные прикосновения рук к шелковистому песку, возможность одним движением руки сотворить дорожку или озеро – увлекательнейшее занятие! А польза, как говорится, видна невооруженным взглядом: терапия песком – это и развитие мелкой моторики, и богатые сенсорные ощущения, и расслабляющее и успокаивающее воздействие на психику ребенка.

Сказка – это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность. Вариативность работы со «сказками на песке» чрезвычайно широка. Можно зарывать героев в песок и находить их, брать любые фигурки и сочинять сказки самим, добавлять в любую сказку новых персонажей, проигрывать известные старые сказки на новый лад и многое-многое другое. Были бы желание и фантазия!

Миша Г., 3,5 года, ребенок с синдромом Дауна. Педагог-психолог вместе с Мишей и его мамой проигрывают сказку «Репка». Мальчик сначала просто следил за передвижениями персонажей, а потом и сам начал с интересом и увлечением играть: выстраивал по порядку дедку, бабку, внучку и остальных. А в конце сказки именно Миша «помог» героям вытянуть наконец репку. Он не только еще раз прослушал известную сказку, но и смоделировал в определенном порядке ее сюжет, действия персонажей, изменил концовку, включившись в развитие событий сказки как полноправный партнер. Важно и чувство успешности ребенка – именно он «совершил» главный, решающий поступок; Миша выступил в роли помощника и ключевого героя сказки.

Сказка – мир, в котором, говоря «по-взрослому», правильно расставлены приоритеты: добро всегда побеждает зло. Принцы и богатыри – благородны, сильны и защищают слабых. Царевны умны, красивы и добродетельны. Зверюшки дружат друг с другом, а если и ссорятся, то понарошку, по-сказочному.

Проживая вместе с героями сказок их приключения, горести и победы, наши дети учатся бороться с трудностями и не сдаваться, любить и дружить. Ощущая себя немножко волшебниками, сказочниками, малыши строят свои справедливые миры без насилия и жестокости; миры, где царят истина, добро и красота.

Я.АНТРОПОВА, старший воспитатель детского сада №1226


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту