search
main
0

Открыть вам тайны мастерства?

Мы готовы!

Мастером может сделаться каждый, если ему помогут и если он сам будет работать.

Антон Макаренко

 

В современном мире множество способов получения знаний для успешной профессиональной деятельности – это и Интернет, и средства массовой информации, и научная литература. Но проблема заключается в стихийности такого образования. Да и наряду с получением знаний каждый из нас должен оставаться прежде всего воспитанным человеком. Педагога нельзя заменить никакими новейшими техническими средствами обучения, потому что именно он направляет духовное развитие подрастающего поколения. И не случайно в знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год объявлен Президентом РФ Владимиром Путиным Годом педагога и наставника.

Современное общество видит учителя как человека, способного создавать условия для развития творческих способностей обучающихся, их креативного мышления. Современный учитель должен научить самостоятельности в обучении, что позволит самосовершенствоваться в течение всей жизни, он не только умеет учить детей, но и сам готов учиться. Современный учитель должен как выявлять наилучшие качества, заложенные в душе ребенка, так и прививать полезные, положительные качества, поощрять и хвалить, оценивать по достоинству своеобразие каждого ребенка, чтобы, окончив школу, он смог, осознав свою полезность, найти свое место в жизни.

Да, планка, устанавливаемая учителю, сегодня достаточно высока, но это и понятно. Ведь в руках педагога наше с вами будущее, будущее нашего государства. Каким оно будет, зависит сегодня от нас и от тех, кто, окончив педагогические вузы, придет нам на смену. И здесь важно передать молодым коллегам не только накопленные профессиональные знания и опыт, но и традиции, не потерять то особенное, индивидуальное, чем славится каждая школа. Именно поэтому в нашей школе особое внимание уделяется работе с молодыми педагогами, студентами и старшеклассниками. Преемственность школы и педагогических вузов и колледжей – это единая система подготовки квалифицированных педагогических кадров, звеньями которой являются преподаватели вузов или колледжей, учителя школы или воспитатели дошкольных групп, студенты или старшеклассники. Именно тесное взаимодействие всех звеньев этой системы, целенаправленная и согласованная работа подводят учащихся к осознанному выбору педагогической профессии, пробуждают и развивают интерес к ней, вселяют уверенность и дают силы для овладения одной из самых важных профессий в обществе – профессией учителя.

Всем известно, что качество образования определяется компетентностью учителя в его профессиональной деятельности, а профессионализм приходит с опытом. Как правило, начинающие учителя имеют хорошую теоретическую подготовку, но слабо представляют повседневную педагогическую практику. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту задачу помогает создание системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. Безусловно, роль наставника велика. Программа наставничества молодых педагогов разрабатывается с целью повышения профессионального потенциала и уровня молодого специалиста, а также для создания комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне. Участниками наставнической пары являются вновь прибывший педагог, адаптирующийся к школе, и наставник – предметник, эффективно работающий в школе, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку. Положительным результатом функционирования системы наставничества и организации методической работы можно считать эффективность деятельности молодых педагогов школы №460, которые успешно проходят аттестацию, активно участвуют в реализации городских проектов «Математическая вертикаль», «Кадетский класс в московской школе», «ИТ-класс в московской школе», «Новый педагогический класс в московской школе», готовя учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, конференциях проектных и исследовательских работ, на которых ребята занимают призовые места. А также молодые специалисты принимают активное участие в профессиональных конкурсах, проходят стажировки и обучение на курсах, что, несомненно, способствует формированию их профессиональных компетенций, позволяет им чувствовать себя уверенно на выбранном пути.

В школе №460 ежегодно в рамках договора о сотрудничестве проходят производственную практику студенты педагогических колледжей и вузов Москвы. Это будущие воспитатели, учителя начальных классов, английского языка, математики, истории и обществознания, физической культуры, русского языка и литературы, географии. Педагогическая практика, являясь ключевой составляющей личностно-профессионального развития и становления будущего воспитателя и учителя, выступает в роли связующего звена между теоретическим обучением студентов и их самостоятельной профессиональной деятельностью в образовательном учреждении. И очень важно, кто окажется рядом с будущими коллегами в этот сложный момент становления. А у воспитателей и учителей школы №460 есть чему поучиться: использование STEM-технологий на уроках и занятиях в дошкольных группах, музейной и театральной педагогики, технологии дебатов и еще много чего интересного и современного. Учитель-наставник и студент работают вместе, как одна команда, решая главную задачу – формирование профессиональных компетентностей. Наставник помогает практиканту увидеть, чему и как можно научиться, опираясь на свой профессиональный опыт. Результатом работы учителя-наставника со студентом является его желание работать по профессии. Полезное и эффективное взаимодействие опытного педагога и студента позволяет безболезненно влиться будущему молодому специалисту в образовательное пространство уже как полноправному члену педагогического коллектива.

На протяжении нескольких лет в школе №460 реализуется проект предпрофессионального образования «Новый педагогический класс в московской школе», где педагоги на уроках и во внеурочное время помогают старшеклассникам познать азы педагогических профессий, сделать процесс профессионального выбора объективным основанием, связанным с пробным опытом реализации себя в профессии, а самое главное – это позволяет формировать у школьника мотивацию к профессиональной деятельности в педагогической сфере.

Все ученики педагогических классов участвуют в профессиональных пробах по профессиям «воспитатель» и «учитель начальных классов». Цель профессиональных проб – формирование осознанного подхода к выбору педагогической профессии в соответствии с требованиями к профессионально значимым качествам личности педагога посредством овладения основами педагогической деятельности. В ходе выполнения профессиональной пробы школьники соотносят свои интересы и индивидуальные особенности с требованиями к профессиям «воспитатель» и «учитель начальных классов». Помимо профессиональных проб старшеклассники проходят обучение и получают специальность «вожатый» в рамках проекта «Профессиональное обучение без границ».

Как показывает опыт, выбор вузов и поступление в них для многих обучающихся предпрофессиональных классов становятся продолжением движения по уже выбранной траектории к достижению профессиональной цели. Обучающиеся педагогических классов ежегодно поступают в педагогические вузы Москвы, выбирая специальности «учитель начальных классов», «учитель английского языка», «учитель русского языка», «учитель математики», «педагог-психолог».

Каждый человек способен делиться с окружающими только тем, чем он наполнен сам, что греет душу и заставляет чаще биться сердце. Педагоги школы №460 готовы открыть тайны педагогического мастерства молодым коллегам, будущим педагогам, поделиться с ними своими наработками, чтобы подрастающее поколение педагогов стало достойным продолжением тех людей, которые сегодня дарят им знания и душевное тепло.

Татьяна ШИТКОВА, заместитель директора школы №460 имени дважды Героев Советского Союза А.А.Головачева и С.Ф.Шутова

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте